То, что крупнейшие девелоперы страны с миллионами коммерческих «квадратов» в инвестпортфелях практически непрерывно жалуются на свою непростую жизнь и бедность, уже мало кого удивляет. Однако не столь давно к хору сетований застройщиков свои голоса и признанные «короли госзаказа». Письмо Президенту России с жалобами на несовершенство законодательства и колоссальные убытки направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.
В своём обращении сильные строительного мира сего, в частности, заявили, что отрасль находится в глубоком кризисе. А основные причины такого кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. При этом понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены.
Мол, с 2015 года строительная отрасль ежегодно фиксирует убытки – суммарно за пять лет они достигли 137 миллиардов рублей. «Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создаёт неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны», – указывалось в обращении.
Президент ещё в конце июня поручил премьеру Михаилу Мишустину рассмотреть обращение и доложить о результатах. Глава Кабмина, по заведённой схеме, переслал документ в профильное ведомство. И вот на днях, как сообщили наши коллеги из РБК, Минстрой России по пунктам ответил на «жалобы трудящихся». Если в двух словах – по мнению министерских чиновников никакого кризиса в отрасли нет, всё идёт по плану и основания для радикального внесения изменений в систему ценообразования и регулирования в строительстве также отсутствуют.
Проекты соответствующих заключений, подписанных первым заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Александром Ломакиным, были направлены 14 июля на согласование в Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и Минфин.
Например, в ответе даётся ссылка на статистику министерства, согласно которой у преобладающей доли дорожно-строительных организаций за период с 2015-го по 2020-й наблюдался рост чистой прибыли на до 125%.
Как указывает Минстрой, согласно действующему законодательству заказчик при подготовке документов о закупке самостоятельно формирует начальную цену контракта и определяет условия его исполнения, включая порядок оплаты выполненных работ. При этом для совершенствования регулирования в сфере ценообразования в строительстве уже приняты методики: они позволяют учитывать в смете затраты строительных компаний, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии, на страхование объекта строительства, на компенсацию подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами и прочие расходы.
Напомнил Минстрой и про реформу ценообразования, которая и без того ведётся в отрасли. А именно, со второго квартала 2022 года предусмотрен переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства на основе текущих цен строительных ресурсов. При этом чиновники надеются, наконец-то, уйти от нынешнего базисно-индексного метода определения стоимости строительства, когда стоимость работ и материалов определяется на основании сборников базовых цен, составленных в ценах 2000 года, и пересчитывается с помощью коэффициентов, учитывающих среднюю инфляцию.
Кроме того, пишет Минстрой, федеральная сметно-нормативная база регулярно дополняется нормами и расценками, а также прорабатывается вопрос о создании дополнительной электронной площадки для сделок по покупке или продаже стройматериалов и оборудования, которая могла бы стать ещё одним источником информации о ценах на эти ресурсы.
Правда, министерство все же признаёт одну проблему – контролирующие органы не учитывают при проведении проверок особенности формирования цены контрактов и приёмки выполненных работ по госконтрактам, что зачастую приводит к привлечению заказчиков к административной и уголовной ответственности.
Кроме того, не все ведомства разделяют минстроевский оптимизм. В частности, сообщается, что заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов направлял по этому поводу письмо в Минстрой и Минфин, где указывал на ряд проблем, которые нужно решить для выполнения нацпроектов до 2030 года.
Он отмечал, что уровень нормативной рентабельности строительно-монтажных работ составляет от 1% до 5%. Но, учитывая, что большинство конкурсов на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры проходит в форме аукционов, основным критерием которых является минимизация цены, указанный уровень нормативной рентабельности может быть недостаточным для устойчивого функционирования строительных организаций.
При этом господин Торосов рекомендовал Минтрансу и Минстрою сформировать рабочую группу с участием представителей Минэкономразвития, Минфина, основных заказчиков и подрядчиков для детальной проработки предложений по изменению ситуации в строительной отрасли.
Спор Минстроя с крупнейшими строительными подрядчиками страны вызывает двоякое чувство. С одной стороны, никто не отрицает наличие серьёзных проблем в отрасли, особенно у предприятий малого и среднего бизнеса. А с другой – как-то язык не поворачивается назвать особо нуждающимися в господдержке господ Ротенберга и Тимченко. Поэтому мы приглашаем к обсуждению наших уважаемых читателей. Как по Вашему мнению, кто прав в данном случае – чиновники Минстроя или «короли госзаказа»?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Богатые не были бы богатыми, если бы не умели считать деньги.... Их задача урвать побольше...
Перемен требуют наши сердца...
Какая разница кто пишет? Проблемы есть, озвучивает тот кто может донести.
Минстрою надо быть поближе к народу.