Председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев в интервью «Парламентской газете» отметил, что если в 2007 году закон о саморегулируемых организациях стал прорывом, то сейчас он устарел. Всё чаще работа СРО сводится к созданию компенсационного фонда, а контроль работы отрасли, отстаивание её интересов, качество услуг уходят на второй план. России нужен новый закон, который разведёт саморегулирование и финансовые механизмы, уверен господин Николаев.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ответами парламентария на вопросы издания.
***
– Николай Петрович, чем Вас не устраивает действующее законодательство о саморегулируемых организациях?
– Когда этот закон принимали, это было достижением. Впервые в России появилась возможность компаниям в различных отраслях объединяться, разрабатывать стандарты профессиональной деятельности и контролировать их соблюдение. Сейчас у нас более 950-ти СРО. Это, например, объединения арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, операторов электронных площадок, аудиторов, строителей. Но при этом образовалась прослойка эффективно работающих профобъединений, которые формально не имеют отношения к саморегулированию.
Мы провели парламентские слушания и выяснили, что во многих отраслях СРО дискредитировали себя, потому что собирают деньги, но не отстаивают интересы своих участников. Появились профессиональные руководители саморегулируемых организаций, чьи интересы совсем оторвались от отрасли. А в строительных СРО постоянно происходят скандалы: то пропадают деньги, то за что-то не выплачивают, то торгуют допусками.
– Зачем вообще нужны СРО? Ведь есть различные отраслевые объединения без такого статуса.
– СРО имеет право выполнять часть государственных надзорных полномочий, организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников, сертификацию произведённых товаров. Государство не может передать контрольные функции какому-то бизнес-объединению, пусть даже очень крупному и зарекомендовавшему себя.
Саморегулируемая организация – это юрлицо, в котором нужно определённым образом регистрироваться, платить взносы, чтобы сформировать компенсационный фонд. Если же говорить просто о саморегулировании, то разработку и утверждение профессиональных стандартов, проведение проверок или защиту интересов не обязательно совмещать со страховыми механизмами.
В России существуют очень серьёзные профессиональные объединения, например, Федерация рестораторов и отельеров, в которую входят сотни участников рынка. Предпринимательское сообщество готово объединяться и объединяется, контролируя работу отраслей экономики. Но бизнесу и государству было бы проще, если бы государственные надзорные функции можно было бы передавать не только СРО, но и другим профессиональным сообществам, активным участникам рынка. Для этого нужно поменять законодательство, определить, что саморегулирование – это одна история, а страховые механизмы компенсационных фондов – другая.
– То есть создание компенсационных фондов не должно быть обязательной частью саморегулирования?
– Это не обязательно должно быть взаимосвязано, потому что у нас есть огромное количество возможностей защиты от рисков – от банковских гарантий до фондов взаимного страхования, которые создают на основе профессионального, коммерческого или территориального единства участников. Но сейчас наличие компенсационного фонда – обязательное условие создания саморегулируемой организации, и это многих останавливает от объединения в СРО.
Например, членские взносы для арбитражных управляющих начинаются от 200 тысяч рублей. Минимальный взнос для члена строительной СРО – 100 тысяч рублей. А чтобы войти в СРО операторов электронных площадок, нужно заплатить не менее трёх миллионов рублей.
По данным Минэкономразвития, совокупный размер компенсационных фондов СРО составил в 2020 году 137 миллиардов рублей. Из этого фонда 96 процентов приходится на строительство, проектирование и изыскательские работы.
Я считаю, что для саморегулирования не обязательно требование о создании компенсационных фондов. Основной упор в законопроекте о саморегулировании следует сделать на то, что бизнес-объединения – это не формализм и не косная структура. Мы должны чётко очертить направления деятельности СРО и дать больше возможностей для бизнеса, чтобы предприниматели могли сами наводить порядок в своих отраслях.
– Когда может быть разработан и внесён законопроект?
– Разработкой документа займётся уже следующий созыв Госдумы. Но обсуждение нужно вести уже сейчас, и бизнес активно включился в дискуссию.
ОТ РЕДАКЦИИ. С огромнейшим нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших мнений, дорогие читатели!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из «Парламентской газеты»)
Надеюсь в природных ресурсах Николаев разбирается больше чем в строительном саморегулировании. И в связи с этим у меня вопрос: заниматься не профильной своей деятельностью является фетишом для некоторых чиновников или это связано с другими причинами и целями?
Не, это гражданская позиция)))
Если говорить о природных ресурсах, собственности и земельным отношениям, то там горазда острее стоит вопрос о необходимости изменений в законодательстве.
– Когда может быть разработан и внесён законопроект?
– Никогда.
Вот уж точно. Я уже даже и не знаю, что должно случиться, чтобы для СРО началась новая жизнь....
все сходятся только в одном: законодательство о саморегулируемых организациях не нравится никому ;)
Ну, почему же никому?.. Руководство НОСТРОЙ и НОПРИЗ вполне себе довольны. Руководство СРО аудиторов "Содружество" - тоже. Одна СРО на всю страну!!! М-м-м-м-м, сказочный торт!
не совсем, они хотят кф в пользование.
Вот малец в тему.