Как отметила в своём отчёте Счётная палата, с 2014-го по 2020 год Росреестр всего израсходовал по контрактам на разработку и модернизацию программного обеспечения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) 1,6 миллиарда рублей. Кроме того, дополнительные средства направлены на аренду вычислительных мощностей Ростелекома. При этом больше половины функциональных подсистем Федеральной государственной информационной системы ЕГРН требуют существенной модернизации.
Так, новая ФГИС ЕГРН должны были запустить до 1 января 2017 года, однако, как отмечает Счётная палата, запуск был формальным. Фактическое внедрение системы в регионах было завершено лишь в конце 2020 года. Семь подсистем ФГИС написаны шестью разными разработчиками без единой архитектуры и графика работ. Для реальной эксплуатации системы потребовались существенные доработки.
Кроме того, в надзорном ведомстве сообщили, что не был запущен резервный Центр обработки данных (ЦОД), из-за чего авария в августе-сентябре 2018 года привела к приостановке сервиса на две недели. В течение этого периода получить выписку из ЕГРН и зарегистрировать объекты недвижимости было невозможно. Резервный ЦОД запустили лишь в 2019 году.
«Существуют проблемы в учёте федерального имущества. При сопоставлении данных ЕГРН и реестра федерального имущества Росреестром не обеспечивалась регулярность предоставления и надлежащее заверение передаваемых данных», – отметил аудитор Счётной палаты Андрей Батуркин.
Руководитель Росреестра Олег Скуфинский согласился с выводами аудиторов и отметил, что ведомство работает над исправлением ситуации: «Все указанные Счётной палатой замечания учтены. Отмечу, что за 2020 год в единую информационную систему перенесено более 70-ти процентов всего объёма информации в ЕГРН. Мы работаем над повышением отказоустойчивости и катастрофоустойчивости ЦОДов». И добавил: «Сейчас Росреестр проводит реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на решение конкретных жизненных ситуаций наших потребителей».