Крупнейший российский застройщик Группа компаний ПИК, которую возглавляет Сергей Гордеев, находится на пике своего могущества. Акции корпорации высоко котируются на Мосбирже. При капитализации в 599 миллиардов рублей ПИК находится на 22-ом месте среди публичных компаний, опережая таких монстров, как, например, алюминиевый концерн En+ Олега Дерипаски, Мегафон, Русгидро, ИнтерРАО или всю сеть магазинов Магнит.
Менеджмент фирмы твёрдой рукой ведёт свой корабль к богатству и процветанию. Контракты на продажу квадратных метров растут уже пятый год подряд, достигнув в прошлом фантастических 2,085 миллиона «квадратов». И даже злополучный коронавирус не стал помехой на пути могучих девелоперов – снижение покупательской активности было компенсировано за счёт государственной поддержки и уменьшения базовой ставки до рекордного уровня.
На днях акции опять скакнули вверх, и не случайно – стало известно, что совет директоров ПИКа рекомендует выплатить финальные дивиденды по итогам 2020 года аж в размере 22,51 рубля на акцию. Также совет директоров утвердил новую дивидендную политику. Компания будет стремиться выплатить в качестве дивидендов не менее 30% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. И это обстоятельство очень радует уважаемых инвесторов и акционеров, повышая капитализацию главного девелопера страны.
Однако, если зайти не со стороны фондового рынка, а заглянуть в отраслевые издания, то там картина будет противоположная. Какую бы инициативу не предложили власти в строительной отрасли, как бы ни поменялось законодательство, в ответ раздаётся заунывный стон Ярославны, о том, что российские застройщики доедают последнюю чёрствую краюху хлеба, посоленную слезами, что отрасли грозит полный коллапс и что скоро стройки навсегда встанут. Почтенные и почётные строители собираются за круглыми столами, бьют в набат и просят государство войти в положение. В общем, прямо как у старика Бориса Гребенщикова: «Пять учёных мужей прах горстями едят и о камни сединами бьются...».
Напомним, что именно такими причитаниями встречали и переход на проектное финансирование вместо долёвки, и формирование страхового фонда для застройщиков, и создание «Дом.РФ», и ограничения для мигрантов в этом году. Не говоря уже о беспределе со стороны коварных металлургов и распоясавшихся дольщиков-экстремистов с юристами-фундаменталистами. Словом, постоянно мы слышим причитания о том, что строительная отрасль гибнет, как никогда раньше и постоянно при этом крупные девелоперы успешно считают барыши.
Вот и Форбс вставляет шпильку – Группа ПИК рапортует, что объём реализации недвижимости за 9 месяцев 2020-го увеличился, по сравнению с прошлым годом, на 25,1%, до 209-ти миллиардов рублей (если сравнивать квартал с кварталом, то на 50%). Группа «Эталон» в третьем квартале увеличила продажи на 40%. Вторая волна? Нет, не слышали. Несмотря на нехватку рабочей силы и приостановку строек весной, застройщики продолжают показывать рекордные продажи благодаря программе льготной ипотеки под 6,5% годовых, которой государство решило поддержать отрасль в кризис.
И ведь не только ПИК с «Эталоном» довольно комфортно чувствуют себя в разгар пандемии и кризиса. Растут и крепнут Группа ЛСР, SetlGroup, ГК ФСК, ГК «Гранель», «Самолёт», «Инград» и другие не очень бедные ребята.
А если зайти с третьей стороны, то бишь, оставив в стороне и инвесторов, и профессионалов-строителей, то мы увидим покупателей. И вот они-то как раз не очень счастливы.
К примеру, портал 360tv.ru поделился со своими читателями внушительной подборкой писем от «благодарных клиентов» по поводу одного конкретного объекта – ЖК «Жулебино парк» от ПИКа. Люди находят в своих новых квартирах плесень и кривые стены, не могут закрыть двери и мёрзнут из-за сквозняка из окон. Проблемы заносят в акты приёма, но исправляют их неохотно и очень долго. Лишь некоторые люди подают в суд, чтобы восполнить ущерб. Другим же проще сделать ремонт самостоятельно.
Например, покупательница квартиры в «Жулебино парк» Елена рассказала журналистам, что основной проблемой при приёмке квартиры были окна. Они были поставлены криво, и в квартире дуло. «Откосы окон и щели в рамах, из которых дуло. Трещина в потолке в ванной», – перечислила проблемы Елена. По её словам, все недочёты она отметила в акте, но большую часть ремонта заказывали у отдельных мастеров, не от ПИКа. Дело в том, что ждать ремонт от застройщика очень долго, и проще всё сделать самостоятельно.
Другая покупательница квартиры Наталья рассказала, что квартиры в корпусе должны были сдать ещё 28 февраля. Но 27-го жильцам пришло уведомление, что срок заселения дома перенесён на 31 марта. Но в середине марта людям сообщили, что дом готов к заселению и можно записываться на приёмку квартиры. Даже три недели просрочки не показались Наталье проблемой, в отличие от того, что она увидела в своей новой квартире с отделкой от застройщика. Среди претензий – криво поставленные окна, отсутствие заземления в розетках, пустоты под плиткой в санузле. С натяжными потолками тоже проблема. По словам Натальи, когда приёмщик проверял их качество, то быстро закрыл окно, сказав: «Сейчас потолок может взорваться». Они оказались плохо натянуты.
Частный случай? Безусловно. Но количество таких частных случаев очень велико. В пресс-службе ПИКа сообщили что 90% людей принимают квартиры с первого раза, а все замечания от жителей в процессе приёмки устраняются в течение 45-ти дней. При этом ещё и используется цифровизация – компания автоматизировала процесс приёмки квартиры через ИТ-Технадзор. Сервис должен обеспечивать взаимодействие для технического надзора и подрядных организаций: он фиксирует проблему, прикладывает фото, и задача уходит на исправление. Такое решение, по мнению представителей компании, позволяет минимизировать количество возможных ошибок при отделочных работах и оперативнее подготовить квартиру к заселению.
Что же, большие объёмы, гонка за ростом выручки и прибыли, максимальная оптимизация любых расходов – всё это типичные черты любого современного крупного и не очень бизнеса. Так что за качеством удаётся уследить не всегда. Казалось бы, «помощников» в таком контроле у застройщиков должно быть полно, взять хотя бы те же саморегулируемые организации и их Национальное объединение строителей, у которых качество и безопасность прописаны в основных функциях. Но НОСТРОЙ, который, по идее, должен представлять систему саморегулирования, занят обратной задачей – и вместо качества и безопасности ревностно борется за интересы застройщиков, пытаясь вывести покупателей из-под действия норм Закона о защите прав потребителей.
P. S.
Поставив в этой статье точку, мы вдруг вспомнили, что не далее, как в минувший понедельник радовались успехам Группы компаний ПИК, которая сохранила первое место среди российских застройщиков по текущему объёму строительства жилья. И получается, прав оказался наш постоянный комментатор Иван Трышкин, который лаконично написал на форуме: «Главное – качество, а в этом ПИК проигрывает!».
Остаётся только надеяться, что взятый курс на развитие ИЖС частично исправит ситуацию. Как-никак, покупатели коттеджей, априори более состоятельные люди, чем новосёлы в человейниках, ибо имеют больше ресурсов и правовой грамотности для защиты своих интересов…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Блин, ну уроды же, а? Как можно продавать *овно за миллионы и спать спокойно?
Полианна, если судить о девелоперах по качеству фасадов и по монтажу окон (это то, что мне хорошо известно), то ПИК - это не самый главный урод. Есть те, которые гораздо более уродливы, но их имена я предпочту не называть, чтобы не быть затасканным по судам.
Если крупнейший застройщик не главный урод, то надо его понять и простить? Или что?
Полианна, безусловно, покупателям квартир надо защищать свои права. Кстати, знаете почему только лишь 10% выражают неудовлетворенность качеством полученного жилья? Отвечаю - потому что оставшиеся 90%, получив ключи от своих квартир, сразу же начинают с их полномасштабного косметического ремонта. Ибо жить в обстановке самых дешевых обоев, плитки и линолеума - это не самое большое удовольствие.
Да и не только поэтому. Порядка для 30% получивших ключи это первое собственное жилье. Поэтому хотят начинать жить сразу, тем более у многих дети.
Да и % 20 живут в таком ремонте от застройщика очень долго.
Ну так это же не норма? Получается, что люди еле-еле накопившие на первый взнос живут в адских условиях ещё дцать лет для того, чтобы накопить деньги на переделку купленного! Супер, просто супер!
Да именно так. Справедливости надо сказать, что конечно не совсем адские условия, получше все же чем в старых домах. Но все же качество очень сильно страдает...
За такие деньги (стоимость «новой» квартиры) условия именно такие, как я сказала....
Это не частный случай!!! Я знакома с этим застройщиком уже 7 лет. И в каждом квартале, где они строят: Мытищи, Саларьево, Полярная ул. и т.д. везде у людей проблемы по серьезным строительным недоделкам. Напрочь отсутствует строительный контроль. Да и не недоделки это, а реальный строительный брак. Причем, чтобы этот брак ликвидировать нужны многомиллионные вливания. Но ГК ПИК не собирается этого делать, судится массово выплачивая копейки купившим людям квартиры. А дома так и стоят с серьезными изъянами.
Я очень не завидую тем, кто покупает в ГК ПИК свои квартиры.
Просто мрак....(((
Не только ПИК строит плохо, но и многие другие лидеры....