В городе Сочи состоялся семинар НОПРИЗ на тему «Проблемы применения действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СРО и членов СРО, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих архитектурно-строительное проектирование. Пути их решения». Семинар был организован для представителей саморегулируемых организаций изыскателей и проектировщиков Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Мероприятие прошло 16 февраля.
Одним из главных вопросов стали проблемы применения норм, установленных СП 14.13330.2018 (Изменение № 1), с учётом постановления Правительства РФ № 985 от 4 июля 2020 года. Словом, те самые новые карты сейсмического районирования, которые недавно вызвали такую острую дискуссию в информационном пространстве.
С докладом выступил член Совета и глава комитета НОПРИЗ по инженерным изысканиям Владимир Пасканный, который ознакомил участников с консолидированным мнением, высказанным изыскательским сообществом и поддержанным Национальным объединением.
Владимир Иванович, в качестве технического директора ООО «ЦенрГеоПроектСрой» и руководителя Ассоциации СРО «Центризыскания», предпочёл говорить с коллегами на привычном им инженерно-техническом языке. Хотя один раз не удержался и назвал действия известного «правдоруба» «сомнительным пиаром и комичными выступлениями»…
Господин Пасканный отметил, что в отличие от магнитуды землетрясения, которая учитывает силу энергии сейсмических волн и оценивается в баллах по шкале Рихтера, сейсмичность связана с теми разрушительными последствиями, которые вызываются интенсивными колебаниями земной поверхности под влиянием землетрясения. Это как раз и есть тот результирующий показатель, который необходимо учитывать в ходе проектирования жилых домов, промышленных предприятий, объектов инфраструктуры. Интенсивность землетрясений для каждой конкретной территории и каждого населённого пункта оценивается по шкале MSK-64 и в дальнейшем уточняется в ходе инженерных изысканий для проектирования и строительства конкретного объекта.
Сбор таких данных, их анализ и окончательный учёт всех геофизических факторов представляет собой сложнейшую исследовательскую работу. На протяжении многих лет её координировал Институт физики Земли имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук. Но за последнее десятилетие ситуация изменилась. Если в ходе разработки нормативных карт ОСР-2015 традиционная научная иерархия была в значительной степени соблюдена, то комплект карт 2016 года с прилагающимся перечнем населённых пунктов разрабатывался уже не профильным академическим институтом, а под руководством генерального директора и частного владельца Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве (ИГИИС) Михаила Богданова.
Карты ОСР-2015, к которым сейчас решено возвратиться, были утверждены Минстроем России в ноябре 2015 года. На этих картах отражено изменение государственной границы Российской Федерации в связи с воссоединением республики Крым и города Севастополя с Россией, включены в сейсмоопасную зону три населённых пункта Калининградской области, повышена сейсмичность для ряда населённых пунктов Магаданской области, севера Якутии и Камчатского края. Всё это стало результатом учёта данных о землетрясениях, произошедших в Прибалтике, Сибири и на Дальнем Востоке.
Начиная с июня 2020 года, приказом Минстроя № 886/пр от 26 декабря 2019 года в качестве нормативных, подчёркиваем, на добровольной основе были введены карты ОСР-2016. Важным отличием этих карт от предыдущих карт 2015 года было введение неопределённого показателя сейсмичности «более 9-ти баллов» – от 9-ти до 12-ти. То есть рассчитывайте устойчивость, как хотите – на 10, 11 или 12 баллов, и не в чём себе не отказывайте. Количество населённых пунктов, для которых была введена нормативная сейсмичность «более 9-ти баллов», составляло в Республике Алтай – 13, в Республике Бурятия – 66, в Республике Дагестан – 59, в Республике Крым – 19, включая Ялту и Керчь, в Камчатском крае – 23, в Сахалинской области – 97.
Но самое главное, по сравнению с картами ОСР-2015 в 50% случаев была изменена нормативная сейсмичность. Примерно в 20% случаев балльность на картах ОСР-2016 увеличена, в 30% случаев – уменьшена. Многие известные специалисты полагают, что сделано это было на основе субъективных мнений узкой группы разработчиков под руководством генерального директора ИГИИС Михаила Богданова. Карты ОСР-2015 и ОСР-2016 разрабатывались с интервалом в несколько лет. За это время никаких принципиальных обновлений сведений об опасности землетрясений не фиксировалось.
В то же время на одной, двух, иногда трёх картах ОСР-2016 была понижена нормативная сейсмичность для Грозного, Йошкар-Олы, Казани, Кызыла, Махачкалы, Назрани, Нальчика, Севастополя, Петропавловска-Камчатского, Чебоксар, Якутска, многих областных и районных центров, в том числе в местах известных разрушительных современных, исторических и палеоземлетрясений.
Никто не отрицает ни заслуги Михаила Игоревича, ни высокую компетентность его самого, как признанного специалиста в области инженерных изысканиях. На сегодняшний день отрасль обязана именно ему разработкой значительной части основополагающих нормативно-технических документов в этой сфере деятельности. Это базовый свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и серия специализированных сводов правил в области инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий. В планах – создание системы сводов правил для различных видов природно-климатических условий и видов объектов капитального строительства. Безусловно, подготовка и разработка таких материалов сама по себе свидетельствует о высоком уровне профессионализма и у коллектива, выполнившего такие работы, и у руководителя, этот коллектив возглавлявшего.
Однако вопрос с сейсмическим нормированием слишком серьёзен и имеет крайне высокую экономическую стоимость, чтобы отдавать его окончательное решение в руки частного лица, даже если речь идёт о специалисте такого высокого уровня, как господин Богданов.
С критикой новых карт сейсмики выступили крупные саморегулируемые организации, представляющие строительное, проектное и изыскательское сообщество в регионах, а также ряд администраций. Это была вполне ожидаемая реакция, поскольку предложенная редакция нормативно-технического документа фактически не учитывала точку зрения специалистов на местах на происходящие сейсмотектонические процессы и наработанный за многие годы наблюдений опыт.
Начиная с лета 2020 года, когда новая редакция свода правил вступила в силу, это привело к появлению ряда критических публикаций в региональных СМИ. Авторы прямо говорили о том, что специалисты из Москвы на основе каких-то непонятных соображений навязывают регионам плохо проработанные и плохо обоснованные нормативы, которые абсолютно не соответствуют местным реалиям. Отмечалось, что качественного и грамотного обоснования произведённых изменений представлено не было. То есть актуализация выполнена некачественно. На уровне профессионального сообщества это было понятно многим.
Более того, и профессиональное сообщество в центральных научных организациях Москвы также было настроено критически в отношении карт ОСР-2016. Именно поэтому, когда в 2019 году изменение к своду правил утверждалось, было принято решение не включать приложения, содержащие карты ОСР в обязательный к применению перечень нормативных документов, исполнение которых обеспечивает соответствие требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Очевидно, что при новом строительстве снижение уровня антисейсмической защиты зданий и сооружений увеличивает вероятность разрушений, потери человеческих жизней и отказа важнейших инфраструктурных объектов в случае разрушительных землетрясений. Поэтому принятие Минстроем карт ОСР-2016 в качестве нормативных вызвало такую бурную реакцию с мест. С другой стороны, необоснованное повышение сейсмичности даже на 1 балл (с 6-ти до 7-ми) предполагает необходимость закладывания при проектировании дополнительных, дорогостоящих конструктивных решений, обеспечивающих повышенную сейсмоустойчивость, что, соответственно, повлечёт дополнительные расходы и увеличение стоимости строительства.
В итоге 29 января Минстрой издал приказ № 27 об отмене Изменения № 1 к своду правил «Строительство в сейсмических районах». Одним из важнейших последствий выхода этого документа как раз и является отказ от новых нормативных карт общего сейсмического районирования ОСР-2016 и возвращение к предыдущим картам ОСР-2015. Ведущие отраслевые СМИ оценили выход данного приказа, как победу профессионального сообщества над некачественным регулированием.
Сегодня в области сейсмики необходимо проводить качественную и системную работу. А для её осуществления требуется усиление позиций признанного многолетнего центра компетенций, который должен и дальше выполнять функцию интегратора всей поступающей из регионов информации и организатора действительно цивилизованной научной дискуссии по всем спорным вопросам. Таким центром может выступить только Институт физики Земли Российской академии наук, а на общественном уровне – Междуведомственный совет по сейсмологии и сейсмостойкому строительству, созданный при Минстрое России.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
На мой взгляд, бесспорно, что центром компетенций (цитата): "может выступить только Институт физики Земли Российской академии наук, а на общественном уровне – Междуведомственный совет по сейсмологии и сейсмостойкому строительству, созданный при Минстрое России".
Вместе с тем, мне не понятно следующее (цитата): "С критикой новых карт сейсмики выступили крупные саморегулируемые организации, представляющие строительное, проектное и изыскательское сообщество в регионах, а также ряд администраций".
В этой связи было бы интересно узнать, каким образом "крупные СРО, представляющие строительное, проектное и изыскательское сообщество" выступили с выше указанной критикой. Это что - были общие собрания членов этих СРО или как?
В частности, мне не понятно, почему моя организация, входящая в одну из крупнейших строительных СРО, ни к каким обсуждениям относительно карт ОСР приглашения не получала и узнала о текущей полемике только из этого сайта.
Получается, что моя организация не входит в "строительное, проектное и изыскательское сообщество"? Сколько еще таких организаций как моя, от имени которых кто-то что-то говорит, прикрываясь именем сообщества? И кто же те счастливчики, которые входят в данное сообщество?
Ваше мнение все итак знают, спрашивать нет необходимости.
Уважаемый Инкогнито, можно ли полюбопытствовать, кто входит в тот ареопаг, который определяет, кого есть необходимость о чем-то спрашивать, а от кого хотеть только членские взносы?
Не по адресу вопрос. Обратитесь в интересующую Вас СРО.
специалист высокого уровня с душком ;)
Кажется все забывают, что на карте в этом вопросе стоят люди, а не здания. В первую очередь. Поэтому надо садиться и обсуждать. А по итогам сделать соответствующие выводы и предпринять соответствующие действия. В том числе в отношении тех, кто решил на вопросе заработать.