Продолжаются работы над самым известным в строительных кругах бумажным долгостроем – Стратегией развития двух важнейших отраслей до 2035 года. Новая редакция документа, над которым долго и бесплодно трудились сначала клерки Национального объединения строителей, потом Минстроя России, а затем ещё и куча ребят из всяких разных учреждений, появилась на сайте Российского Союза строителей.
Решение о создании для Минстроя России единой Стратегии развития ЖКХ и стройотрасли на период до 2035 года было принято в связи с изменением горизонта реализации национальных целей развития. В представленной версии документа регулирование строительной отрасли, а также деятельности в сфере ЖКХ рассматривается в парадигме перехода на единую систему управления объектами капитального строительства на всём протяжении жизненного цикла – от обоснования инвестиций до ликвидации объекта с использованием технологий информационного моделирования.
Как отмечают разработчики, развитие инфраструктуры, финансируемой во-многом из бюджета Российской Федерации, является одним из ключевых факторов развития всех отраслей экономики, а также достижения целей и национальных проектов, и настоящей Стратегии. Кроме того, инфраструктурное строительство (главным образом, дорожное) формирует существенный спрос на деятельность и всей строительной отрасли.
Строительство жилья, покупка которого, по оценкам авторов, на 97% обеспечивается населением, являлось в предшествующие годы локомотивом экономики страны и обеспечивало высокий мультипликативный эффект, рост объёмов производства строительных материалов, изделий и конструкций, развитие сети внутрипоселковых дорог, рост продаж мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари, а также развитие в целом ЖКХ, включая автономные инженерные системы и оборудование. Финансирование населением приобретения построенного жилья, а также услуг ЖКХ приносит в экономику страны ежегодно от 8,0 до 8,5 триллиона рублей.
В Стратегии перечислены основные плановые показатели, на которые предстоит вывести отрасль, путём реализации предлагаемых мер. Среди них:
- сбалансированное повышение объёмов всех видов жилищного строительства до 120-ти миллионов квадратных метров для обеспечения улучшения жилищных условий не менее 5-ти миллионов семей ежегодно, увеличение объёма жилищного фонда в целом;
- градостроительное обеспечение жилищного строительства, а также создание комфортной городской среды в населённых пунктах путём увеличения земель застройки в землях населённых пунктов и их земель, эффективное использование территории страны для развития комфортной застройки в городских и сельских поселениях в интересах населения России;
- совершенствование системы управления строительной отраслью и ЖКХ, путём совершенствования основных видов регулирования, развития добросовестной конкуренции, цифровизации отношений и кадрового обеспечения;
- перераспределение полномочий между государством, бизнес-сообществом и гражданским обществом, в том числе на основе принципов регуляторной гильотины, для снижения сроков реализации инвестиционно-строительных проектов, как минимум, на один год;
- обеспечение устойчивого развития ЖКХ за счёт завершения реформирования этой сферы; развития конкуренции и достижения самоокупаемости и самофинансирования деятельности участников рынка услуг; развития методов и способов привлечения инвестиций и снижения износа основных фондов;
- обеспечение технологической и ценовой доступности услуг ЖКХ на всей территории страны путём адресной поддержки отдельных категорий граждан, формирования ответственных собственников в жилищном фонде, развития ТСЖ и иных форм самоуправления и гражданского общества в жилищной сфере, ведения сбалансированной и прозрачной тарифной политики.
Довольно большой пласт регуляторных мер отведён на долю строительного саморегулирования. В документе декларировано не больше и не меньше, как «превращение института саморегулирования в главный инструмент формирования и поддержания благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли». Для этого предполагается в первую очередь провести усиление роли Национальных объединений в строительстве и в инженерных изысканиях и проектировании в содействии в формировании государственной политики в строительной сфере, сократить объём госрегулирования в деле выдачи разрешений и допусков, включить в систему СРО в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования организаций негосударственной экспертизы, ввести дополнительные права и функции саморегулируемых организаций по контролю заключения и исполнения их членами договоров подряда, в том числе, путём введения обязанностей членов СРО предоставлять в Ассоциации и Союзы такие сведения.
Среди более практических и реализуемых шагов предлагается совершенствование лестницы уровней ответственности членов саморегулируемых организаций, в частности, выравнивание требований к размерам взносов в КФ ОДО для СРО различных уровней ответственности, повышение требования к количеству специалистов для членов Ассоциаций и Союзов третьего, четвёртого и пятого уровней ответственности, учёт страхования ответственности при установлении размера взносов в КФ ОДО и учёт численности персонала членов СРО с контролем по объёму выплаченного ими НДФЛ.
В части техрегулирования предложено законодательное установление процедур признания стандартов и правил СРО в качестве доказательной базы в системе документов технического регулирования, методик оценки регулирующего воздействия этих документов и передача СРО части государственных функций в сфере контроля и надзора за деятельностью своих членов.
Кроме того, разработчики предлагают ввести совершенствование системы репутационной, административной, материальной и уголовной ответственности специалистов, обеспечивающих безопасность строительной продукции на различных этапах жизненного цикла, а также организаций, осуществляющих инвестиционно-строительную деятельность.
Словом, внимательные читатели без особого труда смогут установить, какие из оставшихся в текущей версии норм вписаны усилиями НОПРИЗ, а какие надиктовал бедолага НОСТРОЙ. Вопрос остаётся в том, когда же этот многострадальный документ, наконец-таки, дойдёт до уровня принятия и реализации? Один раз сроки реализации Стратегии уже пришлось подновлять, исправив в названии 2030 год на 2035-й. И добавив ещё ЖКХ… Но такими темпами, как идёт обсуждение проекта сейчас, можно не успеть и к новому рубежу...
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
И как НОСТРОЙ выпустил из рук такую золотую жилу?
Закончится всё пыльной полкой в архивах.