Столичная унылая «заброшка»

Обсуждение: 4
4816

Вместо обновлённого памятника архитектуры – разрушающийся дом. Чиновники департамента культурного наследия сорвали сроки реставрации старинного особняка

В одном из центральных районов столицы стоит полуразрушенное здание – Дом купца Мельникова 1904 года постройки. Здание является объектом культурного наследия регионального значения, однако профильному департаменту, кажется, до этого дела нет. Мосгорнаследие сорвало сроки реставрационных работ достопримечательности, которые должны были завершиться в четвёртом квартале текущего года.

Всегда приятно прогуляться по красивому городу, тем паче по историческому центру столицы России. Сотни улочек, на каждой из которых уживаются друг с другом архитектурные шедевры разных эпох. Порой не знаешь, что именно ждёт тебя за углом – роскошный собор какого-то прошлого века или разваливающийся особняк, брошенный на произвол судьбы местными властями.

Такая участь постигла Дом купца Мельникова, расположенный в Волковом переулке, недалеко от Московского зоопарка и Министерства экономического развития РФ. Здание в стиле модерн было построено больше века назад в 1904-1905 годах по проекту модного в те времена архитектора Владимира Адамовича. Особняк стал ярким примером московского неоклассицизма и быстро приобрёл статус запоминающейся районной достопримечательности. Поселился в нём заказчик проекта, почётный гражданин Москвы, состоятельный купец и промышленник Виктор Кузьмич Мельников.

Постройка выделялась из окружающего городского ландшафта за счёт нестандартного сочетания форм конструкций, утончённой облицовки фасада благородной светло-зелёной плиткой, уникальных выпуклых окон, витражей и деревянного декора в традиционном русском стиле.

Вся эта красота с годами, конечно, выцветала и ветшала. Не слишком заботились о воссоздании и поддержании аристократичного внешнего облика здания и советские градоправители. Они приспособили купеческий особняк под противотуберкулезный диспансер, который располагался тут до 2010-х годов. До такого плачевного состояния, в котором находится объект культурного наследия сегодня, его ещё никто не доводил.

Инициативные граждане уже около 10-ти лет пытаются привлечь внимание администрации к проблеме разрушающегося на глазах исторического здания, но чиновники предпочитают красивые слова реальным действиям. В 2014 году особняк впервые получил статус объекта культурного наследия, ещё два года спустя стал памятником регионального значения. В 2017-ом даже прошёл слух об официальном распоряжении на счёт реставрации дома. Однако на ремонтные работы это никак не повлияло – здание продолжило разваливаться, превращаясь в уродливую «заброшку».

Наконец, в марте 2019-го столичное правительство решило отреставрировать памятник архитектуры за счёт инвесторов. Особняк выставили на продажу через аукцион, победитель которого должен был полностью обновить внутренний и внешний облик постройки. Продавали объект культурного наследия по цене значительно ниже рыночной – всего 51,9 миллиона рублей, что для центра Москвы и здания площадью 1,3 тысячи квадратных метров, очень дёшево. Но, несмотря на удачное расположение, богатую историю, огороженную территорию и отдельный вход, особняк так не и заинтересовал инвесторов.

Спустя ещё два года, московская мэрия, скрепя сердцем, «начала» самостоятельную реставрацию объекта, свалив всю ответственность на департамент культурного наследия. Тогдашний руководитель ведомства Алексей Емельянов обещал, что памятник, наконец, приведут в порядок: по фотографиям восстановят исторический облик дома и прилегающих территорий, отреставрируют все элементы фасада (деревянный декор, витражи, выпуклые стекла, глазурованную отделочную плитку).

Опираясь на архивные документы, реставраторы должны были реконструировать аутентичную планировку, воссоздать потолочную лепнину, роспись на стенах и витраж парадной лестницы, отреставрировать историческую печь, обновить полы и узорные решетки.

К сожалению, все эти интригующие описания остались лишь маленькими буквами на странице официального сайта мэра Москвы, а к реальному воплощению планов никто до сих пор не сделал. К особняку приставили несколько строительных лесов, натянули брезент и даже прикрепили табличку, которая гордо гласит: «Срок окончания работ – 4-ый квартал 2022 года». Но реставрация с тех пор, кажется, не продвинулась ни на шаг.

К слову, генподрядчиком на объекте выступает никому не известная фирма «Байкал», небольшая контора со стандартным уставным капиталом в 10 тысяч рублей и тремя сотрудниками. Ей руководит некто Сосланбек Токаев, предприниматель из Северной Осетии, который, судя по данным сайта rusprofile.ru, имеет доли ещё в двух весьма прибыльных компаниях.

Вот как получается – мы то и дело замахиваемся на строительство каких-то невообразимо масштабных объектов (типа Национального космического центра или Ледовой арены в Новосибирске), а отреставрировать крохотных старый домик в центре столицы нашего государства, у властей руки не доходят…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

01.12.22 в 15:37
  • Интересующийся
    Интересующийся 01.12.2022 в 16:23 пишет:

    Москва - город, который по взяткам стоит на первом месте. От этого и фирма неизвестная, и срыв сроков, и деньги тю-тю. Ничего интересного.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 02.12.2022 в 12:57 отвечает пользователю: @Интересующийся

      А я вот честно признаться последнее время всё больше ловлю себя на мысли, что Москва ничем особо не отличатся от других городов.... Вот возьмём медицину: на сегодняшний день нельзя вызвать врача ребенку, а больницы переполнены из-за разбушевавшейся пневмонии (не ковид), так и у других моих знакомых из других городов...

      Что касается строительства и реконструкций... согласна, что в Москве денег больше... Поэтому тут и компаний больше и левых компаний тоже, наверное, больше... Но по сути то....???

      Ответить
    Клоун
    Клоун 02.12.2022 в 09:29 пишет:

    Вы что, не довольны нашим правлением?

    Ответить