Как известно, 20 ноября в Катаре начался 22-ой Чемпионат мира по футболу. Крошечная страна на северо-востоке Аравийского полуострова получила право на проведение турнира в 2010 году. С тех пор в Катаре успели построить с нуля 1 город, 3 ветки метро, 7 стадионов и магистраль протяжённостью 800 километров. Масштабная стройка обошлась шейхам в 200 с лишним миллиардов долларов.
Жилая инфраструктура
Подготовку к мировому футбольному первенству в Катаре провели с поистине королевским размахом. Не размениваясь по мелочам, выстроили целый город Лусаил. Он расположился недалеко от столицы государства города Доха, по площади занял 35 квадратных километров и уже стал домом для 450-ти тысяч человек. Помимо 25-ти тысяч квадратных метров жилой недвижимости, в Лусаиле возвели множество офисных и развлекательных центров, ночных клубов, отелей, люксовых магазинов, а также обустроили насыпную набережную.
Ещё одна гордость катарских строителей – аэропорт Хамад, который стал настоящим чудом «зелёной» архитектуры. Воздушная гавань представляет собой цветущий оазис, большая часть которого оформлена при помощи водных сооружений и тропических растений. Строительные работы были выполнены всего за 4 года, а финальным штрихом стало украшение территории аэропорта арт-объектами известных мировых художников.
Транспорт
Поражает и скорость строительства транспортной инфраструктуры. За годы подготовки в Дохе проложили сразу 3 линии метрополитена, одна из которых соединила столицу Катара с уже упомянутым Лусаилом. В рамках проекта было открыто 35 новых станций, а общая протяжённость метро составила 76 километров.
Позаботились катарцы и о наземном передвижении – к началу чемпионата построили разветвлённую автомобильную магистраль, длиной около 800 километров. Она упростила логистику, соединив спортивные объекты на юге и севере страны. Вдобавок новая дорожная сеть разгрузила движение в центре столичной Дохи.
Спортивные объекты
Отдельного внимания, конечно, заслуживают стадионы. К главному футбольному событию года их возвели аж семь штук! Их дизайн воспевает национальные особенности и традиции Катара, а конструкции поражают инновационностью и прагматичностью подхода.
Например, стадион «Аль-Байт» выполнен в форме бедуинского шатра, традиционного походного жилища в пустыне, а в его отделке использованы народные катарские узоры. Он рассчитан на 60 тысяч зрителей и имеет раздвижную крышу.
Другой интересный пример использования национального колорита в строительстве – стадион «Аль-Тумама», вмещающий 40 тысяч человек. Его фасад повторяет восточный головной убор – белую мужскую шапочку гафию, один из важнейших элементов одежды региона.
Наконец, ещё одна спортивная арена «Рас Абу Абуд» целиком состоит из грузовых контейнеров, так что её можно с лёгкостью разобрать и полностью демонтировать.
К слову, большинство новых стадионов в Катаре сконструировано таким образом, чтобы после окончания соревнований их можно было «пересобрать» в мини-города с отелями, ресторанами, торговыми центрами, больницами и образовательными учреждениями. Ненужные части стадионов, освободившиеся после такой пересборки, власти Катара направят в развивающиеся страны Африки.
Красота требует жертв
Примеры строительства таких масштабных объектов в достаточно короткие сроки, безусловно, восхищают, однако, и цену за них пришлось заплатить высокую, причём, не только в денежном эквиваленте, и не только катарцам.
Так, например, по данным расследования The Guardian, во время подготовки к нынешнему мундиалю на стройках Катара погибло более шести тысяч рабочих-мигрантов. И эти данные, как полагает издание, ещё занижены официальными источниками. Другие СМИ выдвигают против руководства Катара обвинение в эксплуатации северокорейских строителей, которые вынуждены были трудиться в ужасных условиях при возведении будущих роскошных объектов.
Всего же, на подготовку к Чемпионату мира страна потратила, по разным оценкам, от 200 до 220-ти миллиардов долларов, что в 20 раз превышает бюджет турнира в России в 2018 году и является абсолютным рекордом в истории футбольного первенства.