После удачного первого этапа специальной военной операции Азов превратился во внутреннее российское море, став своеобразным аналогом Байкала. Только солёным. Использовать такое уникальное географическое обстоятельство для решения сложных логистических задач в Северном Причерноморье было делом времени. И его будут использовать.
На совмещённой «Прямой линии» и пресс-конференции 19 декабря Президент России Владимир Путин подтвердил планы построить трассу вокруг Азовского моря. Она должна связать воедино новые регионы и разгрузить маршрут через Крымский мост:
Мы планируем построить кольцевую дорогу вокруг Азовского моря, которое стало внутренним морем Российской Федерации. Это будет такая же дорога, как «Таврида» в Крыму: четырёхполосное движение со всеми преимуществами такой трассы.
Ранее Министерство строительства и ЖКХ РФ уже делилось кое-какими планами по возведению Царь-дороги. Заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин рассказывал в сентябре, что закончить автомагистраль планируется до 2030 года, на её реализацию заложено до 600 миллиардов рублей, а общая протяжённость составит 1.427 километров. Теперь после официального объявления со стороны первого лица страны, планы переходят в стадию реализации.
Известно, что дорога вокруг Азовского моря объединит такие города, как Ростов-на-Дону, Таганрог, Новоазовск, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ, Джанкой, Керчь, Тамань, Темрюк, Краснодар, Азов. В кольцо войдут участки трасс М-4 «Дон» и «Таврида», связав при этом и Крымский мост. Протяжённость четырёхполосного участка составит 707,1 километра, трёхполосного – 116, а двухполосного – 603,9 километра. Кольцо будет состоять, в том числе, и из уже строящихся и открытых участков дорог. Также по поручению Президента ведутся работы по увязке дороги М-4 «Дон» с бесшовным выходом к Крымскому мосту (открытие в 2024 году).
Автодорога Р-280 «Новороссия» длиной более 400 километров, проходящая вдоль побережья Азовского моря в Донецкой народной республике, Запорожской и Херсонской областях, будет расширена и получит съезды к морю. Часть трассы уже отремонтирована. После капитального ремонта открыт 27-километровый участок, пролегающий от Новоазовска до Мариуполя. Запланировано строительство обходов Мариуполя, Джанкоя, Гвардейского.
В рамках развития «Азовского кольца» на территории новых регионов запланировано строительство автомобильной дороги Р-150 на участке обхода города Старобельска, а также формирование обхода Луганска (от Р-260 через Р-258 до Р-150). Окончание работ на «Азовском кольце» планируется до 2030 года с учётом возможности опережающего финансирования.
Планы по строительству трассы прокомментировал «Известиям» бывший замглавы Минрегиона России, экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей Илья Пономарёв, ныне подвизающийся в качестве эксперта Общественного совета при Минстрое России. Он указал, что большей частью магистраль пройдёт в существующих створах дорог регионального значения, но будут и новые участки, а также обходы городов. Сложности могут возникнуть с мостовыми переходами через реки Дон и Кубань, если они потребуются, но это вполне решаемые технические задачи для дорожных строителей, имеющих за плечами опыт М-12 и того же «Дона».
В целом, по мнению эксперта, инженерно-геологические условия строительства «Азовского кольца» благоприятны. Там нет сложного рельефа и геологии, как на Кавказском побережье, отчего природные риски существенно ниже, чем в Сочи. Как отметил Илья Вадимович:
«Азовское кольцо» – это не только трасса, но и инвестиционная ось для региона. Россия не избалована береговой линией в южных широтах, и возникновение магистрали, дублирующей трассу «Дон» по восточному берегу Азовского моря, создаст предпосылки для рекреационного развития этих мест, сняв нагрузку с загруженного направления на Краснодар – Туапсе – Новороссийск – Сочи, с прямым выходом на Крымский мост.
На севере дорога свяжет в единую агломерацию новые промышленные центры Мариуполя и Мелитополя, даст импульс развитию азовского берега Крыма, включит на полную мощность Чонгарский маршрут в Крым. Словом, как любой крупный инфраструктурный проект кольцевая дорога вокруг Азовского моря окажет самый благотворный эффект для прилегающих регионов. А заодно поможет строительной отрасли, обеспечив приток средств для многочисленных субподрядчиков и смежников на ближайшую пятилетку.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
24.12.24 в 07:19
Главное, чтобы о людях и экологии не забыли! Трасса вдоль береговой линии - очень опасный объект!
Вам шашечки или ехать? Постараются, конечно, но там как получится.
О людях то не забудут. Не забудут зарплату не платить, как на М-12.