И такие скромные цифры отрасль показывает, невзирая на колоссальные финансовые вливания государства в цифровизацию, а также практически насильственное принуждение строителей к новому укладу. ТИМ оказался птицей настолько гордой, что, вопреки поговорке, «не взлетает» даже после нескольких лет непрерывных пинков и подбрасываний.
Процесс цифровизации в строительстве сталкивается с рядом проблем: недостаточная цифровая зрелость рынка, отсутствие чёткого регулирования и большое количество участников. Различные направления – гражданское строительство и девелопмент, инфраструктурное и промышленное строительство – развиваются в этом отношении по-своему, что приводит к разному уровню зрелости и проникновения цифровых решений.
По словам основателя цифровой платформы «Прагмакор» (Pragmacore) Кирилла Полякова, гражданское строительство и девелопмент наиболее готовы к цифровизации. Однако даже крупные компании, инвестирующие миллиарды в цифровые технологии, часто не понимают их реального назначения. По мнению эксперта, ТИМ – это не просто этап проектирования, а инструмент, который должен сопровождать объект на всех этапах строительства и эксплуатации. Тем не менее, реальное использование прогрессивных технологий в отрасли остаётся низким, что зачастую приводит к удорожанию и затягиванию проектов.
Директор «Проптех Солюшенс» (Proptech Solutions) Роман Блонов видит ситуацию несколько оптимистичнее: по его оценкам, BIM применяет около трети российских строительных компаний. В числе таких организаций он называет ПИК, «Самолёт», СИБУР, «Мостотрест» и «Альфа-Групп». Господин Блонов подчёркивает, что окупаемость цифровизации составляет от одного до трёх лет за счёт сокращения времени на проектирование, снижения числа ошибок и улучшения взаимодействия между участниками проектов. Впрочем, с такими сверхоптимистическими оценками согласны далеко не все участники рынка.
Инфраструктурное строительство, в котором основными заказчиками являются государственные учреждения, также сталкивается с трудностями. Тот же господин Поляков отмечает, что здесь распространено мнение о сложности и высокой стоимости цифровизации. В результате зачастую внедряются разнотипные решения, что снижает эффективность и увеличивает фрагментацию.
Промышленное строительство демонстрирует более высокую готовность к внедрению цифровых технологий. Например, ещё в 2002 году «Транснефть» и СИБУР начали использовать программу «Примавера» (Primavera), однако даже сегодня функционал подобных решений используется менее, чем на 30%. Это ведёт к поиску альтернативных решений или разработке собственных, что увеличивает разрозненность рынка.
Несмотря на трудности, все участники отрасли едины во мнении, что цифровизация в строительстве будет набирать обороты. Директор департамента недвижимости группы ЦДС Сергей Терентьев подчёркивает, что переход к цифровым технологиям – это не только тренд, но и необходимость, связанная с требованиями современного рынка к повышению эффективности и оптимизации процессов.
Руководитель департамента продаж группы «Аквилон» Максим Турта добавляет, что автоматизация процессов позволяет снизить риск ошибок, оптимизировать затраты и ускорить выполнение задач. Генеральный директор агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева отмечает, что цифровизация помогает сокращать сроки проектирования и строительства, а также улучшает управление ресурсами и экологичность проектов.
Генеральный директор компании «Градостроительные компетенции» Андрей Иванов напоминает, что с 1 июля 2024 года застройщики в сфере капитального строительства должны были перейти на использование информационных моделей, а с 1 января 2025-го – и в малоэтажном строительстве. Господин Иванов указывает на ряд трудностей, таких как высокая стоимость программного обеспечения и нехватка квалифицированных кадров, что делает переход к установленному сроку сомнительным.
Большинство экспертов полагает, что отрасль будет переходить к интеграции информационных моделей в течение двух-трёх лет, с учётом замены зарубежного программного обеспечения отечественными продуктами. А наибольшие перспективы имеют решения, которые обеспечат полную цифровую цепочку от проектирования до эксплуатации и позволяют подключать дополнительные сервисы.
Впрочем, большей частью цифровизация в российской строительной отрасли остаётся пресловутым «паровозом для машиниста», который с точки зрения самих строителей и проектировщиков создаёт лишь новые расходы и неудобства. Зато кормит огромную рать программистов, чиновников и общественников, осваивающих бюджеты на внедрение ТИМ. И в случае, если государство вдруг пересмотрит свой курс на принудительную цифровизацию, все с такими трудами внедрённые технологии будут мгновенно выброшены на помойку за их очевидным неудобством и дороговизной. А достигнутый уровень в 10% мгновенно сократится до ничтожных долей.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
12.11.24 в 12:01
10% - это с российскими программами? А, если с зарубежными программами, то может и больше? Ведь в высоких докладах уже упоминалась цифра в 20% использования BIM в строительстве ...
Сегодня в шанхайском институте гражданского строительства собравшимся рассказали, что продолжительность строительства небоскреба в Китае составляет не более двух лет. Нас провезли по проектным бюро и по сегодняшним стройкам и показали, во-первых, как работает Autodesk сегодня и, во-вторых, как он будет работать завтра. По результатам увиденного могу только лишь констатировать, что в гражданском строительстве у нас никакого ТИМа нету и в помине.
Если срок строительства небоскреба составляет не более двух лет, возникает логичный вопрос - какой срок проектирования?
Уважаемый Федор, сроки содания BIM-модели, достаточной для строительства объекта исчисляются несколькими месяцами. Причем проведением экспертизы модели занимается не государственный орган, а специализированное подразделение Союза строителей Шанхая. Наше предложение по части проведения экспертизы с использованием ИИ компания Autodesk и тамошние проектировщики восприняли на ура и выразили готовность их профинансировать. Найдутся ли интересанты в родном отечестве из числа вендоров и крупных застройщиков это пока большой вопрос.
Оу оу, Евгений Давидович, Вы прямо таки "строите мосты"???
Полианна, как известно, наука не знает границ. Озвученные предложения я изложу здесь, как только возвращусь в Мск, то есть 15.11. Китайские и американские коллеги сочли их революционными для BIM, что, в общем-то, естественно, поскольку технологии ИИ это всегда революция во всех сферах их применения.
Несколько месяцев это в Китае? Расценки и сметы также проверяет Союз строителей? Вопрос задаю не просто так, а для понимания всеми, насколько наши заказчики и государственное нормирование с экспертизой всё тормозят. У нас самая главная дрянь - это как раз занижение НМЦК по лимиты, которым занимается заказчик, а следом за ним еще режет всё экспертиза. Я бы даже сказал, что у нас даже если ТИМ внедрят, всегда занижение стоимости и ФОТ существенное. Не знаю как там у застройщиков, но в госзаказе ТИМ это пятая нога собаке, т.к. всё упирается в корявое и бездарное нормирование с нищенским ценообразованием. Можно хоть какую модель отрисовать, но если у нас на организацию стройплощадки дают 10-20% от её реальной стоимости, компенсации затрат при превышении цен на стройматериалы нет - это всё бесполезно.
ИИ же это бездушный бесскрепный механизм, нет в нём понимания философии стройки. Может ли ИИ навалить дерьмопроектов? А забиться в бетононасос целиком? Недовезти материалов? Поставить вагончик не по ПОС, а где надо? Купить кирпич за 5 рублей если он стоит 50?
Федор, на большинство поставленных Вами вопросов у меня нет ответов. В защиту ИИ могу сказать лишь то, что умная машина делает только то, чему она обучена. А обучить ее можно чему угодно. В том числе рекомендовать лицу, принимающему решение (ЛПР), ту модель поведения, которая является оптимальной в описанных Вами случаях. Машина самостоятельно никаких решений не принимает. Но она может за секунды просчитать столько возможных сценариев и выбрать из них оптимальный, на что у ЛПРа ушли бы многие месяцы. Мораль - давайте вместе проектировать модель поведения ЛПРа в разных случаях, которую лично Вы, судя по Вашим комментариям на этом сайте, понимаете намного лучше, чем мы.
А на каком языке вы общаетесь??
Простите за любопытство....
Полианна, я Вас прощаю, тем более, что Вы задали очень правильный вопрос. А теперь по существу. Итак, и в ходе мероприятий равно как и на бытовом уровне я общаюсь на естественном для меня языке. На мероприятиях перевод с моего естественного языка на язык, естественный для моих коллег, осуществляет переводчик-синхронист. Но, по моим ощущениям, это умирающая профессия, поскольку такой перевод прекрасно осуществляет приложение в смартфоне, причем сразу на нескольких естественных языках. А теперь вопрос на засыпку. Наверное, Вы помните, что ныне действующая стратегия развития строительной отрасли предполагает перевод в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы всех документов по стандартизации (ГОСТов, Сводов правил и т.д.). Спрашивается, а зачем это нужно делать, если гораздо легче научить машину понимать документы по стандартизации на тех естественных языках, на которых они были изначально созданы?
Спасибо конечно что Вы столь высокого мнения обо мне, но не думаю, что у меня хватит на это умственных способностей и знаний в этой области Да и такой объем столь сложноструктурированной работы наверно для коллектива на несколько десятков человек. Могу только, так сказать, во имя науки и прекрасного далёко, предположить, что есть смысл в общении с генеративными моделями ИИ, представляя конкретную модель поведения ЛПР как класс, а не объект. Ну и собственно что-то около
класс=[объект] ∫ [{метод+атрибут+данные}÷эталон]<->≅решение
То есть определённая модель поведения есть результат эквиваленции объекта и решения, состоящих из суммы детерминированных методов, атрибутов и данных, оцененных с эталоном.
Ну то есть если я спрашиваю у ИИ, что мне делать, он должен понимать:
Оценка бетонной конструкции = [колонна] принимается если [{отрыв со скалыванием+бетон+38,4МПа}÷проектный класс B30]<->решение истинно (выводимо)
А я пока с GigaChat у Сбера потренируюсь Он кстати вот что отвечает:
1. Навалить дерьмопроекты. ИИ может генерировать проекты на основе имеющихся данных и инструкций, однако качество этих проектов будет зависеть от точности исходных данных и правильности настройки самого ИИ. Если данные или алгоритм окажутся ошибочными, результаты могут быть неудовлетворительными. Тем не менее, ИИ сам по себе не стремится создавать некачественные проекты; это скорее результат человеческой ошибки или недостатка информации.
2. Забиться в бетононасос целиком. Физически ИИ существовать не может, следовательно, попасть внутрь бетононаса невозможно. Это метафора, иллюстрирующая сложность и непредсказуемость человеческого поведения, с которой ИИ пока не способен справиться.
3. Недовезти материалов. ИИ используется для планирования поставок и логистики, но сам по себе он не управляет транспортом или складскими операциями. Любые сбои в доставке материалов связаны с человеческими ошибками, техническими неполадками или внешними обстоятельствами.
4. Поставить вагончик не по ПОС, а где надо. ИИ может помогать в разработке планов размещения объектов на стройплощадке, но окончательное решение принимает человек. Ошибка в размещении вагончика может произойти из-за неправильной интерпретации плана человеком или непредвиденных обстоятельств.
5. Купить кирпич за 5 рублей, если он стоит 50. ИИ анализирует данные и предоставляет рекомендации на основе имеющейся информации. Если цена кирпича в базе данных указана неверно, ИИ будет оперировать этим значением. Однако сама идея покупки кирпича за 5 рублей при реальной стоимости 50 рублей противоречит здравому смыслу и экономической реальности.