ТИМ – птица гордая

Обсуждение: 14
2726

Эксперты оценивают реальный уровень использования технологий информационного моделирования в российском строительстве в пределах 10%

И такие скромные цифры отрасль показывает, невзирая на колоссальные финансовые вливания государства в цифровизацию, а также практически насильственное принуждение строителей к новому укладу. ТИМ оказался птицей настолько гордой, что, вопреки поговорке, «не взлетает» даже после нескольких лет непрерывных пинков и подбрасываний.

Процесс цифровизации в строительстве сталкивается с рядом проблем: недостаточная цифровая зрелость рынка, отсутствие чёткого регулирования и большое количество участников. Различные направления – гражданское строительство и девелопмент, инфраструктурное и промышленное строительство – развиваются в этом отношении по-своему, что приводит к разному уровню зрелости и проникновения цифровых решений.

По словам основателя цифровой платформы «Прагмакор» (Pragmacore) Кирилла Полякова, гражданское строительство и девелопмент наиболее готовы к цифровизации. Однако даже крупные компании, инвестирующие миллиарды в цифровые технологии, часто не понимают их реального назначения. По мнению эксперта, ТИМ – это не просто этап проектирования, а инструмент, который должен сопровождать объект на всех этапах строительства и эксплуатации. Тем не менее, реальное использование прогрессивных технологий в отрасли остаётся низким, что зачастую приводит к удорожанию и затягиванию проектов.

Директор «Проптех Солюшенс» (Proptech Solutions) Роман Блонов видит ситуацию несколько оптимистичнее: по его оценкам, BIM применяет около трети российских строительных компаний. В числе таких организаций он называет ПИК, «Самолёт», СИБУР, «Мостотрест» и «Альфа-Групп». Господин Блонов подчёркивает, что окупаемость цифровизации составляет от одного до трёх лет за счёт сокращения времени на проектирование, снижения числа ошибок и улучшения взаимодействия между участниками проектов. Впрочем, с такими сверхоптимистическими оценками согласны далеко не все участники рынка.

Инфраструктурное строительство, в котором основными заказчиками являются государственные учреждения, также сталкивается с трудностями. Тот же господин Поляков отмечает, что здесь распространено мнение о сложности и высокой стоимости цифровизации. В результате зачастую внедряются разнотипные решения, что снижает эффективность и увеличивает фрагментацию.

Промышленное строительство демонстрирует более высокую готовность к внедрению цифровых технологий. Например, ещё в 2002 году «Транснефть» и СИБУР начали использовать программу «Примавера» (Primavera), однако даже сегодня функционал подобных решений используется менее, чем на 30%. Это ведёт к поиску альтернативных решений или разработке собственных, что увеличивает разрозненность рынка.

Несмотря на трудности, все участники отрасли едины во мнении, что цифровизация в строительстве будет набирать обороты. Директор департамента недвижимости группы ЦДС Сергей Терентьев подчёркивает, что переход к цифровым технологиям – это не только тренд, но и необходимость, связанная с требованиями современного рынка к повышению эффективности и оптимизации процессов.

Руководитель департамента продаж группы «Аквилон» Максим Турта добавляет, что автоматизация процессов позволяет снизить риск ошибок, оптимизировать затраты и ускорить выполнение задач. Генеральный директор агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева отмечает, что цифровизация помогает сокращать сроки проектирования и строительства, а также улучшает управление ресурсами и экологичность проектов.

Генеральный директор компании «Градостроительные компетенции» Андрей Иванов напоминает, что с 1 июля 2024 года застройщики в сфере капитального строительства должны были перейти на использование информационных моделей, а с 1 января 2025-го – и в малоэтажном строительстве. Господин Иванов указывает на ряд трудностей, таких как высокая стоимость программного обеспечения и нехватка квалифицированных кадров, что делает переход к установленному сроку сомнительным.

Большинство экспертов полагает, что отрасль будет переходить к интеграции информационных моделей в течение двух-трёх лет, с учётом замены зарубежного программного обеспечения отечественными продуктами. А наибольшие перспективы имеют решения, которые обеспечат полную цифровую цепочку от проектирования до эксплуатации и позволяют подключать дополнительные сервисы.

Впрочем, большей частью цифровизация в российской строительной отрасли остаётся пресловутым «паровозом для машиниста», который с точки зрения самих строителей и проектировщиков создаёт лишь новые расходы и неудобства. Зато кормит огромную рать программистов, чиновников и общественников, осваивающих бюджеты на внедрение ТИМ. И в случае, если государство вдруг пересмотрит свой курс на принудительную цифровизацию, все с такими трудами внедрённые технологии будут мгновенно выброшены на помойку за их очевидным неудобством и дороговизной. А достигнутый уровень в 10% мгновенно сократится до ничтожных долей.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

12.11.24 в 12:01
  • Сергей Яковлев
    Сергей Яковлев 12.11.2024 в 12:45 пишет:

    10% - это с российскими программами? А, если с зарубежными программами, то может и больше? Ведь в высоких докладах уже упоминалась цифра в 20% использования BIM в строительстве ...

    Ответить
    Евгений Карант
    Евгений Карант 12.11.2024 в 15:39 пишет:

    Сегодня в шанхайском институте гражданского строительства собравшимся рассказали, что продолжительность строительства небоскреба в Китае составляет не более двух лет. Нас провезли по проектным бюро и по сегодняшним стройкам и показали, во-первых, как работает Autodesk сегодня и, во-вторых, как он будет работать завтра. По результатам увиденного могу только лишь констатировать, что в гражданском строительстве у нас никакого ТИМа нету и в помине.

    Ответить
    • Федор
      Федор 12.11.2024 в 15:56 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Если срок строительства небоскреба составляет не более двух лет, возникает логичный вопрос - какой срок проектирования?

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 12.11.2024 в 16:57 отвечает пользователю: @Федор

      Уважаемый Федор, сроки содания BIM-модели, достаточной для строительства объекта исчисляются несколькими месяцами. Причем проведением экспертизы модели занимается не государственный орган, а специализированное подразделение Союза строителей Шанхая. Наше предложение по части проведения экспертизы с использованием ИИ компания Autodesk и тамошние проектировщики восприняли на ура и выразили готовность их профинансировать. Найдутся ли интересанты в родном отечестве из числа вендоров и крупных застройщиков это пока большой вопрос.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 12.11.2024 в 17:07 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Оу оу, Евгений Давидович, Вы прямо таки "строите мосты"???

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 12.11.2024 в 17:27 отвечает пользователю: @Полианна

      Полианна, как известно, наука не знает границ. Озвученные предложения я изложу здесь, как только возвращусь в Мск, то есть 15.11. Китайские и американские коллеги сочли их революционными для BIM, что, в общем-то, естественно, поскольку технологии ИИ это всегда революция во всех сферах их применения.

      Ответить
      Федор
      Федор 12.11.2024 в 18:05 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Несколько месяцев это в Китае? Расценки и сметы также проверяет Союз строителей? Вопрос задаю не просто так, а для понимания всеми, насколько наши заказчики и государственное нормирование с экспертизой всё тормозят. У нас самая главная дрянь - это как раз занижение НМЦК по лимиты, которым занимается заказчик, а следом за ним еще режет всё экспертиза. Я бы даже сказал, что у нас даже если ТИМ внедрят, всегда занижение стоимости и ФОТ существенное. Не знаю как там у застройщиков, но в госзаказе ТИМ это пятая нога собаке, т.к. всё упирается в корявое и бездарное нормирование с нищенским ценообразованием. Можно хоть какую модель отрисовать, но если у нас на организацию стройплощадки дают 10-20% от её реальной стоимости, компенсации затрат при превышении цен на стройматериалы нет - это всё бесполезно.

      ИИ же это бездушный бесскрепный механизм, нет в нём понимания философии стройки. Может ли ИИ навалить дерьмопроектов? А забиться в бетононасос целиком? Недовезти материалов? Поставить вагончик не по ПОС, а где надо? Купить кирпич за 5 рублей если он стоит 50?

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 12.11.2024 в 18:48 отвечает пользователю: @Федор

      Федор, на большинство поставленных Вами вопросов у меня нет ответов. В защиту ИИ могу сказать лишь то, что умная машина делает только то, чему она обучена. А обучить ее можно чему угодно. В том числе рекомендовать лицу, принимающему решение (ЛПР), ту модель поведения, которая является оптимальной в описанных Вами случаях. Машина самостоятельно никаких решений не принимает. Но она может за секунды просчитать столько возможных сценариев и выбрать из них оптимальный, на что у ЛПРа ушли бы многие месяцы. Мораль - давайте вместе проектировать модель поведения ЛПРа в разных случаях, которую лично Вы, судя по Вашим комментариям на этом сайте, понимаете намного лучше, чем мы.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 12.11.2024 в 20:32 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      А на каком языке вы общаетесь??

      Простите за любопытство....

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 12.11.2024 в 21:11 отвечает пользователю: @Полианна

      Полианна, я Вас прощаю, тем более, что Вы задали очень правильный вопрос. А теперь по существу. Итак, и в ходе мероприятий равно как и на бытовом уровне я общаюсь на естественном для меня языке. На мероприятиях перевод с моего естественного языка на язык, естественный для моих коллег, осуществляет переводчик-синхронист. Но, по моим ощущениям, это умирающая профессия, поскольку такой перевод прекрасно осуществляет приложение в смартфоне, причем сразу на нескольких естественных языках. А теперь вопрос на засыпку. Наверное, Вы помните, что ныне действующая стратегия развития строительной отрасли предполагает перевод в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы всех документов по стандартизации (ГОСТов, Сводов правил и т.д.). Спрашивается, а зачем это нужно делать, если гораздо легче научить машину понимать документы по стандартизации на тех естественных языках, на которых они были изначально созданы?

      Ответить
      Федор
      Федор 12.11.2024 в 21:29 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Спасибо конечно что Вы столь высокого мнения обо мне, но не думаю, что у меня хватит на это умственных способностей и знаний в этой области 3.gif3.gif3.gif Да и такой объем столь сложноструктурированной работы наверно для коллектива на несколько десятков человек. Могу только, так сказать, во имя науки и прекрасного далёко, предположить, что есть смысл в общении с генеративными моделями ИИ, представляя конкретную модель поведения ЛПР как класс, а не объект. Ну и собственно что-то около

      класс=[объект] ∫ [{метод+атрибут+данные}÷эталон]<->≅решение

      То есть определённая модель поведения есть результат эквиваленции объекта и решения, состоящих из суммы детерминированных методов, атрибутов и данных, оцененных с эталоном.

      Ну то есть если я спрашиваю у ИИ, что мне делать, он должен понимать:

      Оценка бетонной конструкции = [колонна] принимается если [{отрыв со скалыванием+бетон+38,4МПа}÷проектный класс B30]<->решение истинно (выводимо)

      А я пока с GigaChat у Сбера потренируюсь 10.gif Он кстати вот что отвечает:

      1. Навалить дерьмопроекты. ИИ может генерировать проекты на основе имеющихся данных и инструкций, однако качество этих проектов будет зависеть от точности исходных данных и правильности настройки самого ИИ. Если данные или алгоритм окажутся ошибочными, результаты могут быть неудовлетворительными. Тем не менее, ИИ сам по себе не стремится создавать некачественные проекты; это скорее результат человеческой ошибки или недостатка информации.
      2. Забиться в бетононасос целиком. Физически ИИ существовать не может, следовательно, попасть внутрь бетононаса невозможно. Это метафора, иллюстрирующая сложность и непредсказуемость человеческого поведения, с которой ИИ пока не способен справиться.
      3. Недовезти материалов. ИИ используется для планирования поставок и логистики, но сам по себе он не управляет транспортом или складскими операциями. Любые сбои в доставке материалов связаны с человеческими ошибками, техническими неполадками или внешними обстоятельствами.
      4. Поставить вагончик не по ПОС, а где надо. ИИ может помогать в разработке планов размещения объектов на стройплощадке, но окончательное решение принимает человек. Ошибка в размещении вагончика может произойти из-за неправильной интерпретации плана человеком или непредвиденных обстоятельств.
      5. Купить кирпич за 5 рублей, если он стоит 50. ИИ анализирует данные и предоставляет рекомендации на основе имеющейся информации. Если цена кирпича в базе данных указана неверно, ИИ будет оперировать этим значением. Однако сама идея покупки кирпича за 5 рублей при реальной стоимости 50 рублей противоречит здравому смыслу и экономической реальности.

      Ответить
      Валерий
      Валерий 13.11.2024 в 08:16 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      НАКОНЕЦ-ТО УСТАМИ ЕВГЕНИЯ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА!

      Ответить
      Валерий
      Валерий 13.11.2024 в 08:20 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Евгений. ПРАВИЛЬНО, ПОИГРАЛИСЬ С ТИМ, ХВАТИТ.

      ПОРА БРАТЬСЯ С ТЕМ ЖЕ РЕЗУЛЬТАТОМ ЗА ИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,

      Проблема в том, что мало кто понимает, а зачем это надо. Почти все рассматривают ТИМ и ИИ, как что-то отдельное и самодостаточное. В этом проблема И ЗАПРОГРАММИРУЕМЫЙ ПРОВАЛ..

      Ответить
      Полианна
      Полианна 13.11.2024 в 11:23 отвечает пользователю: @Валерий

      Валерий Павлович, у Вас Caps Lock зажался)))

      Ответить