Развитие беспилотной авиации стало одним из несомненных технологических прорывов нашей страны. Практически с нуля удалось создать новую и крайне востребованную в современном мире отрасль, при том, что всего пару десятков лет назад ни государство, ни частные корпорации не придавали дронам особого значения. Крупный бизнес в лучшем случае закупал единичные беспилотники в Израиле, армия жила довольно скромным советским наследие в виде тех же «Стрижей», а отдельные стартапы прозябали усилиями энтузиастов. Не было ни бюджетных вливаний, ни единой программы развития.
Драйвером отрасли стала именно военная необходимость. Опыт сирийской кампании показал, что в современных боевых действиях без мобильных беспилотных аппаратов не обойтись – они нужны и для разведки, и для корректировки огня, и в качестве ударных средств. При этом наше отставание от наиболее развитых в этой сфере стран на тот момент было более чем серьёзным, что вызывало у оппонентов злорадные насмешки, а патриотов приводило в уныние.
Жестоким экзаменом на прочность для страны стала специальная военная операция, в ходе которой были подведены итоги подготовки. Итоги неоднозначные. Быстро выяснилось, что тяжёлые и высокотехнологические дроны, такие как «Орион», «Альтиус», «Иноходец-РУ» или пресловутый «Охотник С-70» – это, конечно, здорово, но в условиях современного боя нужны лёгкие и дешёвые квадрокоптеры, снаряды-камикадзе, пилотируемые FPV-дроны.
К чести для оборонки и людей, её курирующих, суровая работа надо ошибками прошла в очень короткие сроки. С чем-то помогли наши восточные друзья, где-то удалось серьёзно продвинутся благодаря государственно-частному партнёрству. Достаточно вспомнить нашумевший репортаж о создателях ставшего легендарным беспилотника «Ланцет», которые сумели развернуть производство буквально с пары подсобных помещений до огромного современного предприятия, буквально выпекающего летающие снаряды, как пирожки.
Вот уже и наши «непартнёры» скрипя зубами, вынуждены признавать лидерство нашей страны в этом технологическом сегменте, соглашаясь, что российские разработки по меньшей мере не уступают западным аналогам.
Однако развитие беспилотных аппаратов переживает парадоксальный период. В то время, когда бурно развивается военная область их применения, гражданский сектор может полностью прекратить своё развитие. Причина – вполне понятные ограничения для применения гражданских беспилотников, которые стали вводиться в российских регионах. Спецслужбам проще «перебдеть» и полностью закрыть небо от всего летающего и непонятного, чтобы сократить террористическую угрозу.
А ведь коммерческие структуры только распробовали все возможности, которые даёт применение дронов. Гражданские беспилотники отлично зарекомендовали себя в аэрофотосъёмке, инженерных изысканиях, на мониторинге линейных объектов, на доставке грузов в труднодоступных регионах. Получается, что теперь внедрение новых технологий придётся поставить на паузу, как минимум до конца боевых действий?
Отчасти ответ на этот непростой вопрос должна дать Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, которую утвердили распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2023 года № 1630-р.
Что уже вызывает оптимизм – это как раз «мирная» направленность документа. Власти однозначно заявляют, что «гражданским дронам в стране – быть!». Перечислены пять основных направлений развития, которыми предстоит озаботиться ответственным органам:
Начинается документ с обзора текущей мировой ситуации и трендов. Среднегодовой темп роста мирового рынка беспилотных авиационных систем с 2018 года составил 21% и к 2022-го достиг 30,6 миллиарда долларов США, из которых 39% сформировали страны Азии, 26% – страны Северной Америки и 22% – страны Европы.
Лидирующими отраслями в мире по объёму заказанных услуг с применением беспилотных авиационных систем являются энергетический сектор (14%), строительство (12%) и сельское хозяйство (9%). Более 60% заказов приходится на мелкосегментированные отрасли. Самыми популярными видами работ, осуществляемых с помощью беспилотных авиационных систем, являются работы в области геодезии и картографии (34%), патрулирование объектов (25%), воздушные съёмки – 10%.
На рынке беспилотной авиации в 2022 году доминируют Соединённые Штаты Америки и Китайская Народная Республика. США имеют первенство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как КНР является мировым лидером в сегменте производства беспилотных авиационных систем (более 80% произведённых в мире беспилотников имеют китайское происхождение).
С 2018 года объём инвестиций в развитие рынка беспилотных авиационных систем вырос более, чем в 9 раз, составив почти 7 миллиардов долларов США в 2021-ом, из которых около 75% обеспечили США и КНР, что, в первую очередь, определяет лидерство компаний из этих стран на рынке.
При условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия беспилотных авиационных систем к 2030 году может вырасти в 1,8 раза, достигнув 55,8 миллиарда долларов.
В нашей стране первые беспилотные авиационные системы для гражданских целей начали появляться в 1960-1970 годах, однако развитие рынка началось только в начале XXI века. По итогам 2022-го объем российского рынка беспилотных авиационных систем и услуг с их применением составил около 50-ти миллиардов рублей, что менее 1% мирового рынка.
Экспертная оценка объёма российского производства беспилотных авиационных систем и их компонентов составляет 16-20 миллиардов рублей в год. По оценкам на 2023 год, объём российского рынка беспилотных авиационных систем, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50-ти миллиардов рублей.
С 2018-го по 2022-й рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27%, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы. Наибольший рост рынка беспилотных авиационных систем на уровне 150% в год отмечен в 2019 году, что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов по правилам визуальных полётов на высоте до 150-ти метров.
Наша страна понемногу выходит на внешний рынок, поставив в 2018-2022 годах беспилотники на 600 миллионов рублей в такие страны, как Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%).
Услуги с применением беспилотных авиационных систем используются в широком перечне отраслей экономики России (геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений). Наиболее популярными видами услуг с применением беспилотных авиационных систем в 2022 году являлись мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей (около 40%), авиационно-химические работы в сельском хозяйстве (около 20%), световые шоу (около 12%), работы в целях лесоустройства (около 7%), обследование объектов капитального строительства (около 7%), перевозка грузов (около 6%), картография и кадастр (около 5%) и аэромагнитная разведка (около 3%).
К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке Российской Федерации оценивается в более, чем 180 тысяч единиц и 200 тысяч единиц – к 2035-ому. В денежном эквиваленте эти объёмы соответствуют почти 200 миллиардам рублей и более, чем 220 миллиардам рублей, соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 году эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных беспилотных авиационных систем.
Чтобы обеспечить разработку, производство и эксплуатацию такого авиапарка планируется подготовить не менее 1,1 миллиона специалистов. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30-ти килограммов (внешних пилотов), на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров.
В качестве двух ключевых аргументов необходимости и перспективности применения дронов именно для России разработчики документа приводят два соображения – это, во-первых, сложная транспортная связанность отдельных территорий нашей страны, а во-вторых, огромная протяжённость инфраструктурных объектов.
В целом понятно, что власти осознали важность беспилотной авиации не только в военном, но и в гражданском секторе. И будут прилагать существенные усилия для её развития.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
За беспилотниками, безусловно, настоящее и будущее, но мне всё равно не понять страсть к стратегиям на длительный срок, учитывая каждодневно изменяющуюся реальность.... Возможно, я неправильно мыслю, но каждый раз с удивлением смотрю на людей, которые пишут такие долгоиграющие планы....