Когда придёт цифровой Антон…

Обсуждение: 9
5665

Модная тенденция внедрять нейронные сети в любые сферы деятельности добралась уже и до Росреестра. Стоит ли ожидать чего-то подобного и саморегуляторам с их Нацобъединениями?

О том, что сервисы главной базы данных о российской недвижимости обретут свой искусственный интеллект, рассказал руководитель Росреестра Олег Скуфинский в недавнем интервью ТАСС. В качестве примера одного из возможных решений он привёл сервис «Цифровой помощник регистратора «Ева», который уже запущен в промышленную эксплуатацию в Новгородской области.

Программа помогает в оказании самой востребованной из услуг ведомства – регистрации прав на основании договоров купли-продажи квартир, в том числе с ипотекой. «Ева» проводит предварительную проверку пакета документов, затрачивая на это всего 15 секунд, и даёт обратную связь заявителям, если в документах что-то не так. А если замечаний нет – то предзаполняет электронные формы заявлений.

По словам Олега Александровича, для государственных регистраторов «Ева» формирует «второе мнение» и позволяет предотвратить ошибки, обусловленные человеческим фактором. Итоговое решение принимает ответственный сотрудник, но программа создаёт все условия для минимизации рутинных операций. Разработчики надеются, что в результате внедрения сервиса сокращается количество отрицательных результатов и фактически появляется первый инструмент, автоматизирующий проведение правовой экспертизы.

Решение настолько хорошо себя зарекомендовало, что сейчас Росреестр будет масштабирован ещё на восемь регионов: в республиках Карелия и Татарстан, а также в Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Тверской и Ярославской областях. Ну, а в первом квартале 2024 года планируем внедрить цифровой помощник во всех регионах страны.

Таким образом, если оставить в стороне разговоры об «искусственном интеллекте», которые составляют, скорее, дань моде, то новый порядок работы позволяет частично автоматизировать два важных процесса. Во-первых, это предварительная проверка пакета документов. А во-вторых, подготовка и предзаполнение шаблонов, которые пойдут в дальнейший документооборот. Говорить о полной автоматизации не приходится, поскольку очевидно, что кто-то должен подготовить необходимые данные в удобном для работы программы виде. Да и окончательное решение пока принимает «биологический» сотрудник.

Зато с помощью таких мер можно существенно ускорить обработку одного пакета и сократить ошибки по вине человеческого фактора. В прекрасном мире будущего можно было бы говорить о том, что цифровизация позволит освободить людей от рутинных операций, но мы живём в рыночной экономике, и очевидно, что все эти инновации позволят в первую очередь сократить количество самих работников. А в перспективе, кстати, и вовсе от них избавиться – если постепенно приучить клиентов самостоятельно сдавать документы в электронном, максимально удобном для программной обработки виде. Приучил же нас ритейл выполнять работу кассиров в магазинах, самостоятельно взвешивая фрукты и наклеивая ценники на пакет.

Не нужно сильно напрягать воображение, чтобы предположить возможность разработки и интеграции аналогичных сервисов в Единый реестр, который сегодня ведут НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Искусственному интеллекту, в соответствии с традицией, можно было бы дать человеческое имя, например, «Антон». И научить его несложным операциям – для начала проверять данные специалистов НРС на соответствие реальности. Процедуру чем-то можно сравнить с банковским скорингом, когда по каждому клиенту в автоматическом режиме выносится решение о вероятности невозврата кредита.

Далее интеллектуальность можно расширять, например, анализируя договорные обязательства членов СРО и выделяя любые статистические аномалии, например, сверхбыстрый рост сумм контрактов у микроскопической фирмы или наоборот, внезапное прекращение активности у крупных предприятий. Можно контролировать динамику прироста (сокращения) членов СРО, отслеживать подозрительные с точки зрения разных критериев сделки. В общем, вести мощную аналитику и контроль, благо база данных уже сформирована и обновляется в режиме нон-стоп, а технологии для работы с большими данными уже хорошо известны и освоены.

Кстати, первые цифровые ласточки такого рода уже анонсировал НОПРИЗ – речь идёт о пресловутом модуле МОКОДО (модуль контроля договорных обязательств), который, как уверяют специалисты Национального объединения изыскателей и проектировщиков, позволяет саморегуляторам отслеживать в реальном режиме контракты своих членов.

В общем, поле работ непаханое. Правительство России однозначно сказало, что цифровизации в стране быть и начатые процессы нужно углубить. Деятельность обеих Нацобъединений не Бог весть какая сложная и вполне может быть заменена простыми алгоритмами. А значит, как бы лет через пять на месте НОСТРОЙ и НОПРИЗ не появился один-единственный цифровой Антон, у которого нет ни конфликта интересов, ни пула дружеских подрядчиков, ни кучи родственников да друзей, которых нужно пристроить на непыльное место. Только счета за электричество да своевременное обслуживание сервера.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

20.06.23 в 11:55