О том, что сервисы главной базы данных о российской недвижимости обретут свой искусственный интеллект, рассказал руководитель Росреестра Олег Скуфинский в недавнем интервью ТАСС. В качестве примера одного из возможных решений он привёл сервис «Цифровой помощник регистратора «Ева», который уже запущен в промышленную эксплуатацию в Новгородской области.
Программа помогает в оказании самой востребованной из услуг ведомства – регистрации прав на основании договоров купли-продажи квартир, в том числе с ипотекой. «Ева» проводит предварительную проверку пакета документов, затрачивая на это всего 15 секунд, и даёт обратную связь заявителям, если в документах что-то не так. А если замечаний нет – то предзаполняет электронные формы заявлений.
По словам Олега Александровича, для государственных регистраторов «Ева» формирует «второе мнение» и позволяет предотвратить ошибки, обусловленные человеческим фактором. Итоговое решение принимает ответственный сотрудник, но программа создаёт все условия для минимизации рутинных операций. Разработчики надеются, что в результате внедрения сервиса сокращается количество отрицательных результатов и фактически появляется первый инструмент, автоматизирующий проведение правовой экспертизы.
Решение настолько хорошо себя зарекомендовало, что сейчас Росреестр будет масштабирован ещё на восемь регионов: в республиках Карелия и Татарстан, а также в Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Псковской, Тверской и Ярославской областях. Ну, а в первом квартале 2024 года планируем внедрить цифровой помощник во всех регионах страны.
Таким образом, если оставить в стороне разговоры об «искусственном интеллекте», которые составляют, скорее, дань моде, то новый порядок работы позволяет частично автоматизировать два важных процесса. Во-первых, это предварительная проверка пакета документов. А во-вторых, подготовка и предзаполнение шаблонов, которые пойдут в дальнейший документооборот. Говорить о полной автоматизации не приходится, поскольку очевидно, что кто-то должен подготовить необходимые данные в удобном для работы программы виде. Да и окончательное решение пока принимает «биологический» сотрудник.
Зато с помощью таких мер можно существенно ускорить обработку одного пакета и сократить ошибки по вине человеческого фактора. В прекрасном мире будущего можно было бы говорить о том, что цифровизация позволит освободить людей от рутинных операций, но мы живём в рыночной экономике, и очевидно, что все эти инновации позволят в первую очередь сократить количество самих работников. А в перспективе, кстати, и вовсе от них избавиться – если постепенно приучить клиентов самостоятельно сдавать документы в электронном, максимально удобном для программной обработки виде. Приучил же нас ритейл выполнять работу кассиров в магазинах, самостоятельно взвешивая фрукты и наклеивая ценники на пакет.
Не нужно сильно напрягать воображение, чтобы предположить возможность разработки и интеграции аналогичных сервисов в Единый реестр, который сегодня ведут НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Искусственному интеллекту, в соответствии с традицией, можно было бы дать человеческое имя, например, «Антон». И научить его несложным операциям – для начала проверять данные специалистов НРС на соответствие реальности. Процедуру чем-то можно сравнить с банковским скорингом, когда по каждому клиенту в автоматическом режиме выносится решение о вероятности невозврата кредита.
Далее интеллектуальность можно расширять, например, анализируя договорные обязательства членов СРО и выделяя любые статистические аномалии, например, сверхбыстрый рост сумм контрактов у микроскопической фирмы или наоборот, внезапное прекращение активности у крупных предприятий. Можно контролировать динамику прироста (сокращения) членов СРО, отслеживать подозрительные с точки зрения разных критериев сделки. В общем, вести мощную аналитику и контроль, благо база данных уже сформирована и обновляется в режиме нон-стоп, а технологии для работы с большими данными уже хорошо известны и освоены.
Кстати, первые цифровые ласточки такого рода уже анонсировал НОПРИЗ – речь идёт о пресловутом модуле МОКОДО (модуль контроля договорных обязательств), который, как уверяют специалисты Национального объединения изыскателей и проектировщиков, позволяет саморегуляторам отслеживать в реальном режиме контракты своих членов.
В общем, поле работ непаханое. Правительство России однозначно сказало, что цифровизации в стране быть и начатые процессы нужно углубить. Деятельность обеих Нацобъединений не Бог весть какая сложная и вполне может быть заменена простыми алгоритмами. А значит, как бы лет через пять на месте НОСТРОЙ и НОПРИЗ не появился один-единственный цифровой Антон, у которого нет ни конфликта интересов, ни пула дружеских подрядчиков, ни кучи родственников да друзей, которых нужно пристроить на непыльное место. Только счета за электричество да своевременное обслуживание сервера.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
20.06.23 в 11:55
Во-во, услуги станут стоить дороже…
Такие дифирамбы цифровизации, что аж подташнивает… Не надо нам и сюда её…
Глупости это всё, что касается нашего века однозначно.
Глазом не успеете моргнуть, как даже оленей оцифруют. Потом только останки будут находить в пещерах и писать о них всякие Сириусы из СРО.
Мысль отличная
Нет места сарказму в серьёзных вещах. А цифровое ведение реестра серьезная задача, которая должна быть в разработке у национальных объединений.
Не тот уровень, чтобы калькуляторы делать….)))