Строительству мостовых переходов в России сегодня уделяется много внимания. Сначала казалось, что из-за санкций и связанных с ними логистических сложностей крупные проекты окажутся под угрозой. Но сегодня профсообщество возлагает большие надежды на импортозамещение и делает ставки на стройматериалы, производимые в России. Для жилых домов это возвращение к истокам – к деревянному строительству, а для мостов – металл, в том числе и «крылатый», как в былые времена называли алюминий.
Как известно, на днях Президент России Владимир Путин открыл Архангельский мост в Череповце – важнейшее звено транспортного сообщения Северо-Запада страны с другими регионами. Мост достроили на три года раньше – всего за 1.000 дней – за счёт оптимизации и параллелизации разных процессов. Но это далеко не единственный мост, который строят в России с опережением графика. Например, ускоренными темпами возводится Яблоновский мост в Краснодаре. 90% материалов для него закупили ещё до введения санкций, а импортные ванты (канатные элементы) заменит российский аналог. К слову, в конструкциях Крымского моста, построенного ещё до новой волны санкций, нет ни одного импортного болта. При строительстве ещё одного мостового перехода – в составе трассы М-12 в Муроме – используются инновационные решения: при возведении монолитного пилона русловой опоры моста применена технология скользящей опалубки.
В целом всю М-12 планируется вводить в эксплуатацию раньше срока. Об этом заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин доложил Президенту России, подчеркнув, что 95% материалов, используемых при строительстве федеральной трассы, произведены в России, «поэтому мы фактически не зависим от импорта, не считая некоторой техники и запчастей». Но чтобы этих материалов хватало, с учётом ограничений по внешнему рынку, стимулировать планируется те направления, которые имеют в России наибольшие перспективы.
Эксперты Главгосэкспертизы России также отмечают тенденцию, что в последнее время в проектной документации на строительство мостов всё чаще указаны отечественные строительные материалы. Импортные тоже встречаются, но чаще всего это материалы, либо произведённые на территории Российской Федерации, либо совместно с российскими партнёрами.
Главный специалист отдела объектов транспортного назначения Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы Максим Котов констатирует:
Учитывая, что процесс проектирования растянут во времени и может занимать более года, основная масса проектных решений на сегодняшний день заведомо сохраняет устоявшийся подход в применении основных технологий периода конца 2021 года, но при этом используются машины и механизмы, применение которых не ограничивают санкции.
Что касается алюминия, то этот, казалось бы, мягкий материал не подходит для строительства таких монументальных конструкций, как мосты, но предпосылки для использования алюминия в мостостроении были заложены ещё в СССР: отечественные инженеры стали задумываться об использовании «крылатого» металла для строительства мостов более 60-ти лет назад. Первый такой мост в стране построили в 1969 году в Ленинграде – это Коломенский мост через канал Грибоедова. В Алюминиевой Ассоциации уверяют, что алюминий и сегодня применяется в российском мостостроении (а также в судостроении, авиации и автомобилестроении), так как ряд алюминиевых сплавов не уступают по прочности стали.
Эксперты Главгосэкспертизы России, в свою очередь, отмечают, что проектные решения с применением алюминиевых сплавов пока что встречаются очень редко. Строительная отрасль по-прежнему осторожно подходит к внедрению таких конструкций из-за отсутствия массового опыта и навыков по строительству подобных объектов. В большинстве случаев по-прежнему применяются материалы железобетонных и стальных конструкций. А дальнейшее развитие и внедрение новых технологий зависит от того, насколько удачным будет опыт эксплуатации таких сооружений в разных климатических зонах страны.
Сейчас в России строятся шесть пешеходных и два автодорожных моста с применением алюминиевых конструкций – в Самарской, Кемеровской и Тульской областях, в Марий Эл и других регионах, а с 2017 года введено в эксплуатацию 11 пешеходных мостов. Совсем недавно сдан мост в Красноярске – городе, который называют алюминиевой столицей России. И если такое количество мостов кажется небольшим (а глава Минтранса России Виталий Савельев анонсировал, что в ближайшие пять лет в России планируется построить и отремонтировать 650 мостов), то происходящая эволюция алюминиевых сплавов и полуфабрикатов на их основе открывает перспективы для наращивания объёмов в этом направлении, причём с использованием исключительно отечественных материалов, уверяют производители.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из пресс-службы Главгосэкпертизы России)
18.08.22 в 13:32