Когда речь заходит о внедрении технологий BIM, то обычно, слово предоставляется чиновникам от строительного комплекса (которые говорят, что внедрять эту методологию надо и как можно скорее), представителям строительного сообщества (которые в принципе согласны, но с ужасом думают, сколько денег надо готовить) и разных паразитических структур-посредников (у которых предстоящие расходы вызывают не ужас, а предвкушение). А между тем, ещё одна влиятельная сила, которая является непосредственным участником процесса. И без которой никакого BIMа, во всяком случае в формате импортозамещения, просто не состоится.
Уважаемые читатели правильно догадались, что мы имеем в виду отечественных разработчиков специализированного софта. Пока им не очень-то давали слово на страницах профильных СМИ, молчаливо предполагая, что они просто предоставят всё, что требуется и назовут свой ценник. Однако у российских тружеников гитхаба и джаваскрипта есть и своя точка зрения на происходящие процессы.
Среди фирм, предлагающих решения в области BIM, уже наметилось несколько явных фаворитов. Одна из таких компаний – это «Renga Software», которую злые языки прямо называют монополистом на рынке. Основанная в 2012 году двумя российскими IT-монстрами 1C и АСКОН фирма взяла от своих родителей всё самое лучшее. А именно, качественный инженерный софт и искусство надёжно подсаживать покупателя на иглу собственных программных решений, превращая разовых клиентов в долгосрочных.
Судя по всему, «русской Autodesk» наскучило смотреть со стороны за дебатами по поводу BIM и было решено сказать своё веское слово. Во всяком случае в последние дни ряд отраслевых СМИ опубликовал статьи заместителя директора Renga Software Максима Нечипоренко. Очевидно, в них содержится консолидированная позиция компании по вопросам развития BIM в российской строительной отрасли.
Первый вопрос, о котором заходит речь, – это насколько адекватны шаги власти по фактически директивному принуждению отрасли к использованию новой методологии? С этим вопросом неожиданно оказывается связан и второй, вроде бы, чисто терминологический, о том, как соотносятся между собой «буржуйский» BIM и отечественный ТИМ?
Действительно, если на старте речь шла про BIM (Building Information Modeling), то в постановлении Правительства РФ № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» говорится о ТИМ – технологии информационного моделирования.
Как признаёт господин Нечипоренко, возникло недопонимание. С одной стороны, уже сложился определённый пул проектировщиков, которые до выхода постановления стали осваивать BIM, что называется, «для себя», сформировав свои подходе и наработки. А с другой – вмешался Минстрой России и решительно заявил, как должно быть, заложив свои требования со стороны государственного заказчика.
Постановление № 331 стало катализатором развития нормативной базы, многое в которой не менялось с 1986 года и давно устарело, отстало от реальной практики. Вступление в силу этого постановления потребует ещё изменений нормативной базы на федеральном и региональном уровнях. Например, в действующих постановлениях № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» речь идёт о чертёжной документации. Поэтому все пилотные проекты, прошедшие госэкспертизу по информационной модели, сегодня могут рассматриваться только как эксперименты, их опыт пока не закреплён в нормативной базе.
Ясно, что представители «Renga Software» себя монополистом не считают и не называют. Мол, продуктов на рынке много, никто никого не принуждает. Рынок программного обеспечения обширен и разнообразен. Для каждого эпизода жизненного цикла объекта капитального строительства характерен специфический набор задач, отсюда и разнообразие программного обеспечения.
Как поясняет господин Нечипоренко, при выборе систем автоматизированного проектирования (САПР), поддерживающих технологию BIM, необходимо учитывать, даёт ли система возможность проектирования всего комплекса разделов и инструментов: архитектурной и конструкторской части, разделов вентиляции, канализации, водоснабжения, электрики и так далее. Из подобных зарубежных продуктов чаще всего упоминается Revit, который, в отличие от того же ArchiCAD, предлагает комплексный набор разделов.
Безусловно, есть в этих словах доля вполне объяснимого лукавства. Формально требований к импортозамещению в области инженерного софта ещё не предъявлено, но, учитывая общие тенденции, такой вариант весьма вероятен. Правда, не вполне понятно, каким образом можно навязать определённую программу частным предприятиям, но уж где-где, а в этой области наше государство отличается замечательной изобретательностью. Мало, что ли у нас строек в интересах оборонного заказа или госкорпораций? Тот же Максим Нечипоренко недвусмысленно намекает:
Сотрудничество с нашей компанией как отечественным разработчиком не противоречит требованиям постановления № 1236 об импортозамещении, что крайне важно для структур и организаций, работающих в сфере госзаказа.
Тем не менее, пока отечественному софтверному бизнесу остаётся апеллировать к собственным конкурентным преимуществам. К таковым представители компании относят относительно скромные требования к «железу» – требуется меньше оперативной памяти, видеокарт, дискового пространства. Далеко не каждая компания, привыкшая чертить на стареньком AutoCAD, может позволить себе быстро обновить парк техники. Для подрядчиков, у которых проекты в рамках госзаказа составляют основной источник дохода, переход на обязательное использование BIM станет стрессовой ситуацией. Чтобы остаться на рынке, им придётся в срочном порядке обновлять свою техническую инфраструктуру, переучивать специалистов – это весьма длительный процесс, требующий больших финансовых затрат.
Среди других преимуществ российской BIM-системы Renga была названа простота освоения, регулярные обновления раз в полтора месяца и удобство интеграции с линейкой продуктов «1C».
Особое место в вопросах внедрения BIM занимает обучение кадров, которое касается и заказчика, и разработчика. По мнению представителей компании, важно организовать процесс обучения так, чтобы оно охватывало весь комплекс разделов BIM-технологии и обращало внимание на то, что в информационном моделировании важно правильно организовать процесс и распределить функции между всеми участниками. Учить информационному моделированию нужно и проектировщиков, и строителей, и чиновников, и госслужащих.
Сейчас процесс учёбы идёт крайне активно. Университет Минстроя России проводит обучение специалистов служб государственного заказчика, правда, пока «в гомеопатических дозах» – не более 400 человек, что очень мало в масштабах страны. Свои учебные курсы проводит Главгосэкспертиза России, в том числе, в региональных центрах.
И наконец, участвуют в процессе сами софтверные компании. «Renga Software» на регулярной основе проводит бесплатное обучение работе в BIM-системе Renga архитекторов, конструкторов, инженеров по внутренним сетям, а также преподавателей архитектурно-строительных дисциплин. Это, разумеется, тоже проверенный способ внедрения собственных разработок, которые применяются и российскими фирмами, и западными представительствами. Очевидно, что специалисты, прошедшие обучение, становятся самыми ревностными лоббистами продукта внутри своих компаний, чтобы защитить собственные компетенции.
А как думаете Вы, уважаемые читатели, можно ли считать компанию «Renga Software» монополистом, софт которого уже скоро де факто станет обязательным стандартом для каждой российской строительной компании?
Renga – российская BIM-система для совместного архитектурно-строительного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений.
Разработка системы была начата в 2012 году компанией «Аскон». В 2015 году был выпущен первый продукт – «Renga Architecture». В 2016 году «Аскон» и «1С» создали совместное предприятие Renga Software, которое занялось развитием и продвижением BIM-системы Renga.
В 2017 году вышел второй продукт для проектирования конструктивной части зданий – Renga Structure, который был включён в Единый реестр российского ПО.
С 2018 года Renga получила возможность интеграции с новой редакцией программного продукта 1С «ERP Управление строительной организацией 2».
В 2019-2020 годах компания участвовала в пилотном проекте ФАУ «ФЦС» по прохождению экспертизы в формате цифровой информационной модели проекта общеобразовательной школы на 1.000 мест в Екатеринбурге.
Летом 2020 года все три компонента (Architecture, Structure и MEP) были объединены в единый продукт – BIM-систему Renga.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
30.08.21 в 09:57
Тут можно констатировать только одно, не мало копий ещё будет сломано на пути к BIM.
Начинать надо с истоков, коим является Поручение Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года № Пр-1235.
В соответствии с этим поручением, адресованным Председателю Правительства Российской Федерации надлежало:
- во-первых, обеспечить переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства (далее - система управления) путем внедрения технологий информационного моделирования;
- во-вторых, утвердить показатели эффективности системы управления.
Мне представляется, что ТИМ - более широкое понятие, нежели BIM. Ибо ТИМ могут включать в себя моделирование не только самих объектов капитального строительства на различных этапах их жизненного цикла, то есть создание моделей, известных под аббревиатурой BIM, но и моделирование процессов. Например, процесса проектирования, процесса строительства и т.д. А вопросы моделирования процессов относится к предмету изучения отдельной дисциплины, известной как «Теория управления».
Кстати в конце сентября в СПб будет проходить Международная конференция по вопросам управления проектами.
И, кстати, послезавтра (1 сентября 2021 г.) состоится радостное событие. Вступит в действие статья 5.2 Градкодекса, которая, наконец-то, легитимизирует понятия строительный проект, а также его этапы.