Станем ли мы бифштексом для роботов?

Обсуждение: 1
3730

Дизайнер и знаменитый архитектор из Нидерландов уверен, что креативность является настоящим капиталом человечества

Один из ведущих архитекторов мира, голландец Даан Розегаарде на примере своих работ рассказал, как создать мир, где дизайн и проектирование улучшат мир вокруг нас. Публикуем выдержки из лекции именитого мастера.

***

Сегодня мы поговорим о будущем, об утопии. Я полагаю, что живём мы в очень особенном мире, когда, быть может, технологий и денег вполне достаточно, но вот любопытства – недостаточно. И мы не задаём вопрос о том, как должно выглядеть будущее. В 1960 – 1970 годах архитектура была очень любопытной отраслью – у нас были ходячие города archihome, суперстудии, мы хотели полететь на Луну, отправились даже туда! Но в какой-то момент мы испугались будущего. Сегодня мы боимся, что роботы отнимут у нас работу…

Сегодня я бы хотел немножко перенаправить любопытство в сторону будущего и посмотреть, как же нам создать мир, где дизайн и проектирование улучшают его. Так вот. Я говорю «мы», потому что как архитектор, художник и дизайнер ты всегда являешься частью некоторой сети.

Вот студия в Роттердаме. И здесь команда дизайнеров, инженеров и менеджеров проектов работает вместе – такая фабрика мечты, где мы создаём прототипы, где мы творим, где вместе собираются умные люди и пытаются разобраться, как что устроено. И большая часть работы на самом деле – прикладная. Мы пробуем, мы терпим неудачи, мы шаг за шагом пытаемся улучшать наши решения.

И технологии, кстати говоря, я люблю. Я сын учителя математики, и поэтому я считаю, что технологии – замечательный инструмент, который помогает воплощать мечты. Мы издаём книжки. Это интересный инструмент, чтобы глубинно показать истории, которые мы создаём. Но меня ведёт вперёд именно эта мысль.

Интересно, что дело не в деньгах, дело не в технологиях. Посмотрите: номер три – креативность, номер два – критическое мышление, номер один – умение решать комплексные задачи. Робот или компьютер как-то не сильно умеют это делать сегодня. И это на самом деле очень интересно. Да, технология сейчас очень много рабочих мест оставляет в прошлом: таксисты, дворники, бухгалтеры уже так или иначе заменяются роботами.

Но станем ли мы бифштексом на столе у роботов в будущем? Нет, конечно, если мы останемся людьми, которые хотят учиться, делиться, исследовать – вот те навыки, которые нам нужны, и компьютеры плохо ими владеют.

То есть мы будем жить в мире, где креативность является нашим настоящим капиталом, потому что именно это отличает нас от роботов и машин. Это то, что роботы и машины хорошо делать сейчас не умеют и копировать тоже пока не умеют. Либо мы станем просто кормом для роботов, как писал Джордж Оруэлл.

Но я хочу поговорить о новых мирах. О тех вызовах, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Это глобальные вызовы: поднимающийся уровень мирового океана, загрязнение воздуха и так далее. Всё это является знаками плохого дизайна, плохого проектирования. Мы всё это сами «задизайнили», будучи человеческими существами. Это не мать-природа придумала, это люди придумали.

Покажу вам примеры, например, чистой воды. Мы знаем, что это очень важно. В то же время повышается уровень моря, и по-прежнему кажется, что всё это какая-то далёкая абстракция. Мы знаем, что уровень моря повышается, но как-то это не ощущается пока. Но я из Голландии, и мы живём ниже уровня моря! Большая часть нашей страны находится рядом с морем и ниже уровня моря, но благодаря выдающейся изобретательной системе различных насосов, мельниц и так далее мы как-то выживаем. Но когда мои китайские друзья видят мою страну, они говорят: «Вы что, с ума сошли?! Вы живёте в очень опасных условиях! Бегите! Бегите в горы, на холмы!». Но мы не бежим, мы остаёмся. И мы используем дизайн и технологии для того, чтобы создать наш прекрасный собственный дом. Но иногда даже голландцы забывают о том, с какими проблемами они сталкиваются.

И поэтому мы создали то, что называется Waterlicht. Это комбинация линз, которая показывает, насколько высок был бы уровень моря в будущем, если бы мы прекратили инвестировать в новые идеи, если бы принимали жизнь такой, какая она есть, задаром. И мы бы начали заполнять и затоплять общественные пространства по всему миру.

Чистый воздух. Не менее важен, чем вода. Наши города стали аппаратами, машинами, которые нас убивают. И это действительно правда жизни. Если вы живёте в весьма плотном населённом городе, то вы буквально вдыхаете 17 сигарет пассивно каждый день без удовольствия и никотина – вот такой у нас грязный воздух. Ничего хорошего.

В один прекрасный день, работая и живя в Китае, я проснулся и посмотрел в окно. И я увидел… Вот – слева погожий день, справа – пасмурный день. Такой загрязнённый день справа, что я даже не мог реально увидеть, что там в городе. И в этот день я вдохновился смогом в Пекине. Вот так и случилось. И, к несчастью, я не министр, я не могу сказать: «Значит, ребята, 20 миллиардов долларов сейчас тратим на зелёные энергии! Всё будет хорошо!». Я не во власти это сделать, я могу лишь проектировать, я могу создавать инженерные проекты.

Так вот, вдохновившись и задумавшись о смоге, я думал в душе через два дня… Я играю, как мальчик с пластиковым надувным шариком… Я натирал шарик надувной на дне рождения – его натираешь, и он электризуется, знаете? И волосы на руке притягиваются к этому шарику. И я подумал, как было бы здорово, если бы мы могли использовать этот принцип, чтобы сделать самый большой в мире пылесос, который бы засасывал грязный воздух, очищал и выпускал его.

И через год мы создали вот такую башню. Она всасывает 35 тысяч кубических метров грязного воздуха и выпускает чистый воздух. И в парках воздух гораздо более чистый, чем в других частях города. И если город стал машиной, которая нас убивает, – одновременно это машина, которая может и вылечить нас.

К нам обратились китайцы, спрашивали, сколько это стоит. И мы стали помогать им в их борьбе со смогом. Это очень интересно. С одной стороны, архитектор постоянно присутствует в городе – нужно больше деревьев, больше велосипедов. Но ведь так много времени требуется для того, чтобы все это настроить, – 10-15 лет. И я стал думать, что же мы можем сделать прямо сегодня. Мне хотелось поменять этот мир, создавая подобные парки с чистым воздухом. Люди могут почувствовать разницу. И мы показываем абсолютно новую реальность. Было очень здорово, было очень приятно создавать подобные общественные пространства и в Китае, и в Мексике, и в Нидерландах.

Когда вы создаёте подобные проекты, вы всегда знаете, что происходит что-то, что не поддается вашему контролю. Это Краков, Польша – один из самых загрязнённых городов в Европе. Видите собачек справа? Они выглядят очень довольными, не правда ли? В день открытия мы увидели подобных собак с моим проектным менеджером. Такое ощущение, как будто бы у них там была встреча, как в каком-нибудь фильме Дэвида Линча.

Я поинтересовался: «А что происходит? Почему там собаки? Непонятно. У нас есть три часа свободного времени, давай выясним». Собственно, это мы и сделали. Через какое-то время мы поняли, что собаки – у них ведь очень хорошо развито обоняние, гораздо лучше, чем у человека, в 20 раз лучше, чем у человека, – страдали от воздуха, загрязнённого смогом. А потом, когда появилась наша башня в парке, они почувствовали, что там воздух чистый. Поэтому они бросали своих хозяев и бежали в наш парк.

А вот это смог из Пекина. Это то, что собиралось в наших башнях. И у нас в студии стоят целые ведра с подобным составом. И как-то утром – было восемь утра – мы на них посмотрели и решили: «Чёрт возьми! С ними нужно что-то сделать!». Потому что у нас нет лишних материалов, это всё круг природы. И мы посмотрели на этот состав – он выглядит действительно отвратительно. И под микроскопом мы обнаружили, что примерно 32% – это углерод. А мы все знаем, что углерод под высоким давлением – это что? Да, алмазы! И таким образом мы поместили их под высокое давление и создали вот такое кольцо – кольцо чистого воздуха.

Все дело было не в машинах, не в технологии, не в науке. Дело в том, что из-за технологий мы становимся ленивыми, мы полагаемся на технологию и ничего не делаем. Как я сказал, дело ведь не в недостатке денег, а дело в том, что у нас не достаёт подчас творческого воображения.

А вот пример чистой энергии. Это воздушный змей, который собирает энергию. У нас в Голландии есть свой собственный астронавт, который отправился в космос. Он вернулся на землю и стал думать о том, что нужно создать воздушного змея, который будет собирать энергию. Это такой умный воздушный змей, который соединён с землёй через специальный кабель. А на земле есть такая специальная... что-то вроде лебедки, как у велосипеда, которая собирает энергию. И у него была мечта создать подобного воздушного змея, но, к сожалению, он умер раньше.

Я услышал эту замечательную историю. И однажды я проснулся и понял: «Мне нужно сделать так, чтобы его мечта осуществилась. Он умер, а я всё ещё здесь». Мы связались с его вдовой и с нашими студентами начали заниматься этим проектом. Кроме того, мы сделали так, что кабель начал светиться. Каждый воздушный змей производит от 20-ти до 100 киловатт в час. И этого достаточно, чтобы обеспечить энергией примерно 200 домов. Ведь энергия повсюду, и всё, что нам нужно, — постараться собрать её.

Не надо придумывать всё самостоятельно, идеи витают вокруг нас. Порой нужно просто стряхнуть с них пыль. И нам как архитекторам нужно их всего лишь активировать и превратить в реальность. И вот именно таким я и хочу видеть будущее – прекрасным, функциональным, соединяющим разные дисциплины – и технологии, и бизнесменов, и все остальное. Подобная связь между разными секторами – это и есть будущее.

А здесь вы видите огромную плотину, которая была создана в середине XX века. Это своего рода наша Эйфелева башня – то, чем мы больше всего гордимся, это наша священная конструкция. В 1932 году эта плотина была создана человеческим трудом, камень за камнем. А здесь вы видите шлюзы, их 60. Они открываются и закрываются. И если эти сооружения перестанут работать, Голландии не будет.

Четыре года назад, когда мы обратили на них своё внимание, выглядели они отвратительно, прямо скажем. Содержание было никаким, и всё это напоминало лёгкие курильщика – просто отвратительно. Нам не хотелось уходить глубоко в историю, нам хотелось, чтобы здесь чувствовалось будущее. Никаких чипов, кабелей, проводов – это всё мы не могли добавлять.

Мы подумали пару дней и решили: «Да, на этом шоссе в принципе уже имеется свет. И откуда он на нас исходит? Да, от машин». Нам понадобилось два дня, чтобы понять это. Удивительно, машины ведь там ездят: фары. Мы вдохновлялись бабочками. Ведь если взглянуть на крылья бабочек, они отражают свет. Если посмотреть под микроскопом, то там создаётся определённая текстура, которая отражает свет. Именно поэтому крылья бабочки всегда очень яркие, всегда их заметно.

Зачем нам фонари на улицах, которые горят всю ночь, мы тратим столько денег на эту энергию. Ведь можно брать то, что уже есть. Есть свет, исходящий от фар машин.

Всё это выглядит очень просто, хотя процесс придумывания был довольно сложным. А, по сути, это своего рода поэзия. И горят эти шлюзы только когда едет машина. Так что мы очень бережно относимся к природе. И это тоже ещё один пример того, каким я хочу видеть будущее. Мы должны создавать мир, который, конечно же, удобен для нас, но при этом не нарушает природную гармонию. И мне нравится объединять эти два мира.

Ещё пример. Мы создали вот такую велосипедную дорожку, которая заряжается в течение дня и подсвечивается ночью. При этом никакого электричества. Дорожка проходит по местам, где когда-то жил Ван Гог – он ходил именно этой самой дорогой. А потом отправился в Париж и там создал свою знаменитую картину «Звёздная ночь». К нам обратились представители фонда Ван Гога, попросили создать что-то, чтобы отметить его 125-летие. При этом не хотелось создавать что-то, на что бы повесили значок «Пожалуйста, не трогайте руками». Так что эта велосипедная дорожка – если вы будете в Голландии, обязательно посетите – можете посмотреть. Это общественное пространство, доступное всем.

Далее. Директор одной инфраструктурной компании связался со мной, чтобы мы работали вместе. И, на самом деле, это ведь самый консервативный бизнес в мире, который хочет подстраховаться на все случаи жизни. Да, автопроизводители такие классные, модные, сексуальные – они хотят делать что-то модное и современное. Но строители дорог работают по старинке – пускай всё будет дёшево, старым добрым способом. И всем всё равно.

Но директор этой компании вдруг осознал, что нужно инвестировать в новые идеи, для того чтобы выжить и получить конкурентное преимущество. Такой проект – это не просто инновация с точки зрения материалов или визуальной поэзии. Здесь происходит совмещение различных секторов – арт-мира с промышленным сектором. Эти два мира вообще не так часто взаимодействуют. Но эти связи нам нужны, для того чтобы создавать такие проекты, чтобы они воплощались. И мы начали эти технологии воплощать на наших шоссе. Эти шоссе заряжаются днём, ночью светят до 8-ми часов.

Когда ты придумываешь будущее, очень важно осознать, что. Есть такой термин – MAYA. Это термин американского профессора, который работал в 1960-е годы. Называется по-английски Most Advanced. Yet Acceptable. То есть самое продвинутое, но пока приемлемое. То есть, если ты двинешься слишком далеко в своих фантазиях, то, конечно же, скажут все, что ты реально сошёл с ума, и никогда в жизни это не сработает. Но, если ты останешься в зоне комфорта, – всё будет скучно, неинтересно, и никому вообще это не будет надо. Поэтому всегда нужно пытаться найти некоторый баланс здесь.

Мне кажется, что мы, на самом деле, живём в новой реальности, и эта реальность – не утопия. Это прототопия – когда вы при помощи прототипов шаг за шагом интерактивно улучшаете решения. Пробуете, учитесь, терпите неудачу. Пробуете, учитесь снова – и в конце концов получается. В этом и есть суть роли нас как архитекторов. Мы, архитекторы, должны осознать, что мы сталкиваемся с тяжёлыми проблемами – загрязнение воздуха, загрязнение воды, повышение уровня моря – всё это результат плохого проектирования, плохого дизайна. И мы, архитекторы и дизайнеры, должны использовать это положение вещей как составляющие исследования и самовыражения. Но мы должны быть умнее. Мы должны быть частью этой волшебной протопии. Мы не должны бояться, а вместо этого мы должны улучшать.

ОТ РЕДАКЦИИ. Нам остаётся дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших мнений и оценок, дорогие читатели!

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам портала Мослента)

21.01.20 в 18:10
  • DUFF
    DUFF 22.01.2020 в 02:34 пишет:

    А у нас будут такие дизайнеры? Или главное бабла срубить?


    Ответить
1