Итак, 1 июля 2021 года и начало акции «Верни КФ!» не за горами. Всё активнее и активнее идут обсуждения вопросов, связанных с применением части 14 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и в среде СРО, и в их Национальных объединениях, и в профильных средствах массовой информации.
Вместе с тем многие разъяснения как полуофициальные, так и официальные вызывают сомнения в правовой обоснованности и компетентности тех, кто даёт эти разъяснения.
В данной статье я бы хотел обратить внимание наших читателей на разъяснения Минстроя России, содержащиеся в Методических рекомендациях Национального объединения строителей по возврату саморегулируемыми организациями взносов в компенсационный фонд в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Речь пойдёт о письме Министерства строительства и ЖКХ РФ от 3 февраля 2021 года № 3875-ОС/02. В этом послании директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский приходит к выводу о том, что источником возврата взносов из компенсационных фондов является компфонд обеспечения договорных обязательств. Данное утверждение, по нашему мнению, весьма и весьма спорное.
Согласно части 2 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГСК РФ), федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (в том числе и Федеральный закон № 191-ФЗ), содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 4 статьи 55.16 ГСК РФ, не допускается перечисление кредитной организацией средств КФ ОДО, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев…
То есть любые выплаты, предусмотренные Федеральным законом № 191-ФЗ, могут производиться только из компенсационного фонда возмещения вреда. Это прямо следует из указанной выше нормы ГСК РФ.
В качестве подтверждения данного утверждения следует обратить внимание на то, что в части 5 статьи 55.16 ГСК РФ, посвящённой выплатам (перечислениям средств) из КФ ОДО, нет оговорки про Федеральный закон о введении в действие ГСК РФ. И совершенно очевидно, что это не случайное упущение законодателя.
А теперь давайте обратимся к самой части 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ. В ней тоже есть ключ к разгадке…
Позволим себе её процитировать полностью с выделением самого важного:
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или 7 настоящей статьи и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 1 июля 2021 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьёй, о возврате внесённых такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со статьёй 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной статьёй 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении таких лиц.
Обратите внимание на слова «статьёй 60»! Речь идёт о возмещении вреда, причинённого вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения за счёт КФ ВВ. Как мы знаем, речь о выплатах из КФ ОДО идёт не в статье 60, а совсем в другой статье – статье 60.1 ГСК РФ.
Разве это тоже случайно? Конечно, нет!
В своём письме в качестве обоснования Минстрой России ссылается на часть 12 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, согласно которой средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесённые ранее исключёнными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компфонда, зачисляются в КФ ОДО, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в КФ ВВ, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.
Но давайте вместе вспомним, с какого момента введена указанная норма? Правильно, с 4 июля 2016 года. А это означает, что в части 12 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ речь идёт о ранее исключённых или вышедших членах, то есть до указанной даты. И такие члены очевидно не могут вообще претендовать на возврат взносов из компенсационных фондов, поэтому-то их взносы и направляются в компфонд обеспечения договорных обязательств, что укладывается в логику норм и ГСК РФ, и статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ в целом.
Что же делать? Для этого взглянем на практическую сторону вопроса для саморегулируемых организаций.
Те СРО, которые не зарезервировали в конце 2016-го – начале 2017-го в КФ ВВ взносы под выплаты с 1 июля 2021 года, а всё перечислили в КФ ОДО, в принципе, могут производить выплаты и оттуда, руководствуясь указанным письмом Минстроя России. Но законности и обоснованности таких действий даст оценку Ростехнадзор, а не Минстрой России. Возможно, что он поддержит позицию Минстроя России, а возможно, что квалифицирует такие действия в качестве нецелевого использования средств КФ ОДО, то есть как нарушение градостроительного законодательства…
СРО, которые в соответствии с изложенной нами логикой законодателя зарезервировали взносы под выплаты с 1 июля 2021 года в КФ ВВ, должны производить выплаты за счёт средств компфонда возмещения вреда, не ориентируясь на спорное разъяснение Минстроя России, а прямо руководствуясь частью 4 статьи 55.16 ГСК РФ и частью 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
Специально для За-Строй.РФ
Доктор ЛОУ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
13.04.21 в 09:46
Доктор, Вы, как всегда, просто великолепны! А Олегу Сперанскому нужно упорно учить матчасть в смысле юрчасть.
Спасибо, Изумленный.
Полагаю, что господин Сперанский хотел как лучше (для тех, кто все средства не глядя отправил в КФ ОДО, не понимая правильного прочтения части 12 статьи 3.3). Вместе с тем, он, по сути, напряг таким разъяснением тех, кто грамотно зарезервировал средства под возврат в КФ ВВ. А всего-то надо было подумать и о тех, и о других, даже если осознаешь, что закон криво написал.
Уважаемый Doctor-LAW, отличная статья. Но разрешите с Вами подискутировать профессионально.
И так часть 2 статьи 3.3. 191-ФЗ говорит о 3 КФ СРО: КФ СРО, КФ ВВ и КФ ОДО. Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 3 той же статьи.
Если уж быть полностью буквоедом то в СРО должно быть 3 КФ и выплаты должны осуществляться из оставшегося КФ СРО, который так же должен быть размещен на спецсчете.
Подискутировать профессионально не получится. Извините, Сроница, и не огорчайтесь на меня.
1 июля 2021 года, о котором идёт речь, никаких трёх КФ уже нет. Есть только КФ ВВ и КФ ОДО. Ваши ссылки на части 2 и 3 ст.3.3 прямо не касаются вопросов, описанных в данной статье.
Но Ваши юридические фантазии мне нравятся...
Давайте разбираться!!! И прошу корректнее все же писать в отношении меня (про юридические фантазии и не огорчайте меня).
Вы написали что 3 КФ СРО нет к 1 июля 2021 года, докажите на нормах той же статьи 3.3. 191-ФЗ.
Фактическое состояние пока не берем в расчет, потом уже когда разберемся как должно было быть.
Пока пытаетесь найти доказательства на нормах - приведу свою аргументацию.
ключевое во всем этом дата 1 июля 2017 года:
1) НКО дожны сформировать КФ ВВ и КФ ОДО не позднее 1 июля 2017 года (часть 9). На основании документов представленных членами СРО - их заявлений (часть 10), а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными (т.е. до 1.07.2017) членами саморегулируемой организации (часть 10).
2) Индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации ....,не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года (часть 7).
Внимательно!!! первая дата для исключения 1 июля и дата формирования КФ ВВ и ОДО 1 июля. При этом те кто не выразил намерение и не был исключен не исключены еще т.е. члены СРО и их взнос в КФ СРО находится в КФ СРО и не может быть распределен в КФ ВВ и КФ ОДО. + исключенных ранее в части десятой, т.е. до 01.07.2017.
Это только часть аргументации.
Я отвечу Вам словами французского писателя Франсиса де Круассе.
Если женщина не права, то первым делом нужно извиниться и замолчать.
Приношу свои извинения за то, что пытался Вам что-то объяснить. Понял свою ошибку.
Я вот совсем не юрист, но что-то мне не нравится такой диалог... Утром было 2 КФ, потом стало 3, а теперича будет 0?.... или я жестко туплю?
:=)), 0 это ближе к истине, нас так скоро всех к нему подведут!!!
С женой/девушкой может быть, а по проф вопросам не соглашусь от слова совсем.
К сожалению автор удалил свой комментарий
Поли, мне в судах хватает поводов тратить нервы... Какой смысл здесь в этом упражняться? Поэтому я лучше промолчу дальше.
Всё, что я хотел интересующимся поведать, я написал в своей статье. Как говорится, хотите - пользуйтесь, не хотите - проходите мимо... Вот и вся моя логика.
Ростехнадзор недавно прозрел и считает, что возврат может осуществляться только из средств КФ ВВ.
Только сперва нас всех сильно попросили всё слить в ОДО!
Вопросы в студию:
Чем отличается стоимость имущества компенсационного фонда от размера компенсационного фонда?
Чем отличается размер компенсационного фонда от размера средств компенсационного фонда, размещенных на специальных счетах?
Суммами!
Betrachte mein Gehirn nicht!!!
Минстрой давно уже доказывает свою некомпетентность
письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Зато эти писульки помогают НОСТРОЙ изображать бурную деятельность по осваиванию сметы.
Да, всякие там Методички за миллионы выпускать. Потом уточнять их... Потом отменять и выпускать новые Методички... Потом делать Обзоры судебной практики по спорам, связанным с вопросами Методички... Вона скока работы можно высосать из одного только пункта 14 статьи 3.3 ФЗ 191-ФЗ!!! А их там таких пунктов много-много.