Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Согласно пункту 9 Порядка ведения реестра специалистов, утверждённого Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, в Национальный реестр специалистов включаются следующие сведения о физическом лице:
а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) физического лица;
б) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);
в) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в НРС или решения об исключении сведений о таком физическом лице из Национального реестра.
Установленный указанным пунктом перечень является исчерпывающим. Таким образом, Порядок ведения реестра специалистов не предусматривает наличия в Реестре специалистов сведений о физических лицах, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов.
На это же обстоятельство также указывает пункт 6 Порядка ведения реестра специалистов. Согласно указанному пункту сведения, содержащиеся в Реестре специалистов, подлежат размещению на сайте Национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Из буквального прочтения указанного пункта следует, что в Реестре специалистов не могут содержаться сведения, которые не размещены на сайте Национального объединения и закрыты (то есть не доступны) для ознакомления неопределённого круга лиц. Отсюда, в свою очередь, следует, что выделение в составе Реестра специалистов так называемой «закрытой части», упоминающейся в пунктах 1.2.4, 6.2 и 13.1 Регламента, одобренного решением Совета Национального объединения (протокол от 17 февраля 2017 года № 94) является не правомерным.
Не обладая законными полномочиями по внесению в Реестр специалистов сведений, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов, Национальное объединение не вправе наделять такими полномочиями третьих лиц, в частности СРО, осуществляющих функции Операторов.
В отсутствие полномочий, указанных в пункте 4.2.3 Регламента Национального объединения, по внесению в Реестр специалистов сведений из заявления и документов, поданных физическим лицом Оператору, за таким Оператором остаются исключительно следующие полномочия, закрепленные пунктами 4.2.1 и 4.2.2 Регламента:
4.2.1 приём заявлений и приложенных документов о включении сведений в Реестр специалистов;
4.2.2 первичная проверка документов, предоставленных в соответствии с пунктом 4.2.1.
Результаты первичной проверки документов, осуществляемой Оператором в соответствии с пунктом 4.2.2 Регламента, не могут иметь юридических последствий для лица, подавшего такие документы. Действительно, согласно пункту 16 Порядка ведения реестра специалистов рассмотрение указанного в пункте 13 этого порядка заявления и прилагаемых к нему документов и материалов, а также принятие решения о включении сведений о физическом лице в Национальный реестр или об отказе во включении сведений о физическом лице в НРС осуществляется Национальным объединением в течение четырнадцати дней со дня поступления таких заявления, документов и материалов от физического лица.
Согласно пункту 17, в случае несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов и материалов требованиям, указанным в пунктах 13 – 14 Порядка ведения реестра специалистов Национальное объединение возвращает указанные заявление, документы и материалы направившему их физическому лицу в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата.
Из буквального толкования пунктов 16 и 17 следует:
Следовательно, первичная проверка документов в контексте пункта 4.2.2 Регламента должна рассматриваться как не более, чем консультационная помощь обратившемуся к Оператору физическому лицу в проверке подготовленных им заявления и приложенных к нему документов. При этом физическое лицо по своей воле вправе обращаться за такой помощью не только к Операторам, но и к любым СРО или иным лицам.
В случае подачи физическим лицом заявления и документов Оператору, последний в соответствии с пунктом 4.2.1 Регламента обязан принять такие заявление и документы и обеспечить их поступление в Национальное объединение, то есть фактически выполнить переадресацию.
Поскольку в силу Порядка ведения реестра специалистов Операторы не могут быть наделены правами на осуществление каких-либо юридически значимых действий, деление СРО на «хороших» и «плохих» теряет смысл.
ВЫВОД
Из сравнения текстов Приказа Минстроя России и Регламента, предлагаемого Национальным объединением, становится понятным, что Национальное объединение нечто отличное от НРС в понимании закона. Порядок ведения такого Национального реестра полностью регламентирован Приказом Минстроя России.
В действительности под видом НРС, под тем же названием и всё за те же средства строителей Национальное объединение создаёт альтернативную информационную систему по своему собственному разумению. При создании такой информационной системы Нацобъединение вправе предусмотреть не предусмотренный законом институт Операторов, включать в её базы данных сведения, не предусмотренные законом. Заявление о включение сведений в такую информационную систему может устанавливать требование к указанию в нём физическим лицом свыше 20-ти различных сведений о себе сверх тех пяти, которые предусмотрены пунктом 13 Порядка, утверждённого Приказом Минстроя России.
Чтобы придать своему творению хоть какую-то легитимность Национальному объединению приходится извиваться, как ужу на сковородке.
Не берусь судить о том, насколько чисты и благородны помыслы Национального объединения при создании своей собственной информационной системы, насколько эта система будет полезна СРО и строителям.
Глубоко убеждён только в том, что злоупотребление со стороны Национального объединения доверием нескольких сотен тысяч строителей выглядит, как минимум, не корректно и вряд ли будет способствовать повышению имиджа Национального объединения в глазах СРО и строителей.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
23.09.19 в 21:18
Не пора ли ликвидировать НОСТРОЙ? Если говорить конструктивно.
Вот полностью согласен! По мне, как реального строителя со стажем, это лишняя инстанция! Нужно созвать не нострой, а инспекции на правомерность строительства. Коррупция не уйдет, но нравы поутихнут.
Спорно... Смотря у кого насколько губа нижняя раскатывается....
Национальное объединение: его цели и задачи прописаны в Градкодексе… Прежде чем убить старое бестолковое дитё, надо родить новое... без нацобъединения низзя саморегулированию никак...
Одна из основных причин "быть Национальному объединению" - стаду нужен вожак.
Советник, а эти цели и задачи добросовестно выполняются? Понимаю, что процесс внесения изменений в Град кодекс долгий и никому наверху не нужен. Но надо же что-то делать, чтобы перестать топтаться на месте!