НОСТРОЙ с НРС, как уж на сковороде!

Обсуждение: 6
2475
Евгений Карант

Автор:

Руководитель национальной информационной системы по строительству

Неправомерность включения в Национальный реестр специалистов сведений, не предусмотренных Приказом Минстроя, очевидна

Согласно пункту 9 Порядка ведения реестра специалистов, утверждённого Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, в Национальный реестр специалистов включаются следующие сведения о физическом лице:

а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) физического лица;

б) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства);

в) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в НРС или решения об исключении сведений о таком физическом лице из Национального реестра.

Установленный указанным пунктом перечень является исчерпывающим. Таким образом, Порядок ведения реестра специалистов не предусматривает наличия в Реестре специалистов сведений о физических лицах, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов.

На это же обстоятельство также указывает пункт 6 Порядка ведения реестра специалистов. Согласно указанному пункту сведения, содержащиеся в Реестре специалистов, подлежат размещению на сайте Национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Из буквального прочтения указанного пункта следует, что в Реестре специалистов не могут содержаться сведения, которые не размещены на сайте Национального объединения и закрыты (то есть не доступны) для ознакомления неопределённого круга лиц. Отсюда, в свою очередь, следует, что выделение в составе Реестра специалистов так называемой «закрытой части», упоминающейся в пунктах 1.2.4, 6.2 и 13.1 Регламента, одобренного решением Совета Национального объединения (протокол от 17 февраля 2017 года № 94) является не правомерным.

Не обладая законными полномочиями по внесению в Реестр специалистов сведений, не перечисленных в пункте 9 Порядка ведения реестра специалистов, Национальное объединение не вправе наделять такими полномочиями третьих лиц, в частности СРО, осуществляющих функции Операторов.

В отсутствие полномочий, указанных в пункте 4.2.3 Регламента Национального объединения, по внесению в Реестр специалистов сведений из заявления и документов, поданных физическим лицом Оператору, за таким Оператором остаются исключительно следующие полномочия, закрепленные пунктами 4.2.1 и 4.2.2 Регламента:

4.2.1 приём заявлений и приложенных документов о включении сведений в Реестр специалистов;

4.2.2 первичная проверка документов, предоставленных в соответствии с пунктом 4.2.1.

Результаты первичной проверки документов, осуществляемой Оператором в соответствии с пунктом 4.2.2 Регламента, не могут иметь юридических последствий для лица, подавшего такие документы. Действительно, согласно пункту 16 Порядка ведения реестра специалистов рассмотрение указанного в пункте 13 этого порядка заявления и прилагаемых к нему документов и материалов, а также принятие решения о включении сведений о физическом лице в Национальный реестр или об отказе во включении сведений о физическом лице в НРС осуществляется Национальным объединением в течение четырнадцати дней со дня поступления таких заявления, документов и материалов от физического лица.

Согласно пункту 17, в случае несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов и материалов требованиям, указанным в пунктах 13 – 14 Порядка ведения реестра специалистов Национальное объединение возвращает указанные заявление, документы и материалы направившему их физическому лицу в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата.

Из буквального толкования пунктов 16 и 17 следует:

  • Во-первых, что, Национальное объединение не может приступить к рассмотрению заявления физического лица и приложенных к нему документов для принятия по ним какого-либо решения (в том числе, решения о возврате таких заявления и документов) до того, как такое заявление и такие документы поступят в его адрес.
  • Во-вторых, пункт 16 наделяет полномочиями по принятию каких-либо решений исключительно Национальное объединение и не предусматривает право Национального объединения на передачу таких своих полномочий Операторам.
  • Наконец, в-третьих. Поскольку Приказ Минстроя России издан в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, то всюду по тексту утверждённого таким приказом Порядка ведения реестра специалистов под Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии с частями 1 и 4 статьи 55.20 этого Кодекса буквально должно пониматься юридическое лицо, созданное в форме Ассоциации.

Следовательно, первичная проверка документов в контексте пункта 4.2.2 Регламента должна рассматриваться как не более, чем консультационная помощь обратившемуся к Оператору физическому лицу в проверке подготовленных им заявления и приложенных к нему документов. При этом физическое лицо по своей воле вправе обращаться за такой помощью не только к Операторам, но и к любым СРО или иным лицам.

В случае подачи физическим лицом заявления и документов Оператору, последний в соответствии с пунктом 4.2.1 Регламента обязан принять такие заявление и документы и обеспечить их поступление в Национальное объединение, то есть фактически выполнить переадресацию.

Поскольку в силу Порядка ведения реестра специалистов Операторы не могут быть наделены правами на осуществление каких-либо юридически значимых действий, деление СРО на «хороших» и «плохих» теряет смысл.

ВЫВОД

Из сравнения текстов Приказа Минстроя России и Регламента, предлагаемого Национальным объединением, становится понятным, что Национальное объединение нечто отличное от НРС в понимании закона. Порядок ведения такого Национального реестра полностью регламентирован Приказом Минстроя России.

В действительности под видом НРС, под тем же названием и всё за те же средства строителей Национальное объединение создаёт альтернативную информационную систему по своему собственному разумению. При создании такой информационной системы Нацобъединение вправе предусмотреть не предусмотренный законом институт Операторов, включать в её базы данных сведения, не предусмотренные законом. Заявление о включение сведений в такую информационную систему может устанавливать требование к указанию в нём физическим лицом свыше 20-ти различных сведений о себе сверх тех пяти, которые предусмотрены пунктом 13 Порядка, утверждённого Приказом Минстроя России.

Чтобы придать своему творению хоть какую-то легитимность Национальному объединению приходится извиваться, как ужу на сковородке.

Не берусь судить о том, насколько чисты и благородны помыслы Национального объединения при создании своей собственной информационной системы, насколько эта система будет полезна СРО и строителям.

Глубоко убеждён только в том, что злоупотребление со стороны Национального объединения доверием нескольких сотен тысяч строителей выглядит, как минимум, не корректно и вряд ли будет способствовать повышению имиджа Национального объединения в глазах СРО и строителей.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

23.09.19 в 21:18
Оценка статьи:
Средняя оценка 4.83 из 5 | Основано на 6 оценках пользователей
  • Павел Федяев
    Павел Федяев 23.09.2019 в 22:10 пишет:

    Не пора ли ликвидировать НОСТРОЙ? Если говорить конструктивно.

    Ответить
    • Леонид
      Леонид 23.09.2019 в 22:13 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Вот полностью согласен! По мне, как реального строителя со стажем, это лишняя инстанция! Нужно созвать не нострой, а инспекции на правомерность строительства. Коррупция не уйдет, но нравы поутихнут.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 23.09.2019 в 23:24 отвечает пользователю: @Леонид

      Спорно... Смотря у кого насколько губа нижняя раскатывается....

      Ответить
      Д-р Барсик Службы
      Д-р Барсик Службы 24.09.2019 в 03:20 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Национальное объединение: его цели и задачи прописаны в Градкодексе… Прежде чем убить старое бестолковое дитё, надо родить новое... без нацобъединения низзя саморегулированию никак...

      Ответить
      Иосиф Илларионович
      Иосиф Илларионович 24.09.2019 в 10:21 отвечает пользователю: @Д-р Барсик Службы

      Одна из основных причин "быть Национальному объединению" - стаду нужен вожак.

      Ответить
      Павел Федяев
      Павел Федяев 02.10.2019 в 18:56 отвечает пользователю: @Д-р Барсик Службы

      Советник, а эти цели и задачи добросовестно выполняются? Понимаю, что процесс внесения изменений в Град кодекс долгий и никому наверху не нужен. Но надо же что-то делать, чтобы перестать топтаться на месте!

      Ответить
САМ - АВТОР
Глина – свидетель катаклизма
Сергей Яковлев
16.02, 15:31 16 2267
Платежи в СРО не обременяют строителей
Валерий Мозолевский
14.02, 15:19 11 2266
Городки для гастарбайтеров
Мирон Постовой
14.02, 12:21 13 2217
Глина – свидетель катаклизма
Сергей Яковлев
09.02, 16:44 19 3669
Вы подозрительно активны!
Владимир Авденин
09.02, 08:59 5 3121
Так СРО и до банкротства недалеко
Добрило Мастеровой
07.02, 12:09 10 3635
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
06.02, 15:11 16 3849
Падение строительного дракона
Рассерженный Строитель
05.02, 15:13 8 3687
НОК шагает по стране всё быстрее
Аркадий Апумчик
05.02, 12:02 4 3736
Глина – свидетель катаклизма
Сергей Яковлев
02.02, 16:25 12 4573
Наука и ИИ
Евгений Карант
29.01, 15:21 11 4921
Уникальный акцент
Анна Бовтало
26.01, 17:21 2 5746