Итак, все мы знаем, что 25 сентября сего года в Санкт-Петербурге в рамках Форума по устойчивому развитию Северо-Западного федерального округа состоялась юбилейная X Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство».
За прошедшие годы это мероприятие зарекомендовало себя как значимое отраслевое событие, которое привлекает более 800 участников – ведущих экспертов строительной отрасли, представителей крупного, среднего и малого строительного бизнеса, первых лиц федеральных и региональных органов государственной власти, профильных Национальных объединений СРО, общественных организаций, саморегулируемых организаций, учебных заведений из различных регионов России.
Конференция ежегодно проходит при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы, а также таких федеральных ведомств, как Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта, Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, УФАС. Не оставляют форум без внимания правительства Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов. Конечно же, среди постоянных участников – руководители Российского союза строителей и Национальных объединений – НОПРИЗ, НОСТРОЙ, НОЭ, НОЗА, НАМИКС.
Не стал исключением и этот год. На мероприятиях конференции буквально яблоку некуда было упасть, а некоторые вопросы участники обсуждали стоя, поскольку зрительный зал не вмещал всех желающих.
Такой интерес со стороны строительного и саморегулируемого сообщества вполне понятен. Строительный комплекс страны переживает непростой период (впрочем, а когда у нас периоды были простыми?). Массовые эксперименты законотворцев, сокращающаяся покупательная способность населения, переформатированная модель привлечения средств с эскроу-счетами и курсом на отмену долевого финансирования, поставленная главой государства планка по удвоению ввода объёмов жилья… Это далеко не полный перечень вызовов, с которыми приходится сталкиваться российскому строителю.
За каждым руководителем строительной организации стоят десятки, а то и сотни, тысячи сотрудников и членов их семей, многомиллионные проекты, которые нужно довести до ума. За каждым директором СРО – сотни членов-подрядчиков, которые справедливо ожидают защиты своих интересов от организации, в которую платят членские взносы. И то, и другое предполагает немалую ответственность и немалые риски.
Конечно, было бы наивным ожидать, что в рамках одного мероприятия, пусть даже столь масштабного, как Всероссийская конференция, можно будет решить всё громадьё проблем. Но встреча показала, что такие площадки нужны. Это возможность узнать лучшие практики и обменяться ценным опытом. А ещё – задать во всеуслышание те вопросы, который каждый из руководителей строительной отрасли задаёт на своём рабочем месте. Давайте и мы пройдёмся по основным вопросам.
Слово «реформирование» уже давно приобрело в нашей стране такой же сомнительный бэкграунд, как, например, либерализм или демократия. Под реформой подразумевается бесконечное придумывание всё новых и новых законов, которые призваны сделать жизнь дорогих россиян ещё лучше. В то время, как сами граждане уже давно вопиют об одном – дайте нам немного пожить спокойно.
В условиях, когда население и бизнес только приспособились к существующим, пусть и неидеальным законам, нет ничего хуже, чем насаждать законы новые. Особенно верно это для строительного комплекса с его длительными инвестиционными циклами. Оттого такой бешеной популярностью пользуются заявления федеральных чиновников о введении мораториев на изменения в градостроительное законодательство. Однако законодательство с маниакальной настойчивостью продолжают перекраивать.
На сей раз нанести саморегуляторам радость в виде новой реформы вознамерилось Минэкономразвития, разработавшее новый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Документ участникам конференции представила референт отдела правовых основ департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности МЭРа Ксения Гончарова.
Он призван отрегулировать механизмы действия СРО в 15-ти ныне существующих сферах саморегулирования. Разумеется, столь обширная задача, как написать один общий закон для всех саморегулируемых отраслей, не могла не вызвать шквал критики. Критика во многом, оправданная.
Так, есть мнение, что эксперты МЭРа не учли более чем 10-летний опыт строительного саморегулирования. А в попытке причесать под одну гребёнку полтора десятка разных направлений, ввёл сомнительные нормы и положения. Среди таковых – отказ от системы страхования в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности в пользу компфондов. И требования о «более энергичном» использовании компфондов СРО (то бишь, расширении возможностей их использования). И попытки активизировать процессы разработки СРО новых стандартов и придания этим стандартом статуса обязательных нормативных актов…
Не мудрено, что на встрече прозвучали прямые заявления со стороны представителей строительных СРО: с новым законопроектом и намеченной им реформой строители будут бороться!
Наряду с позицией МЭРа, что компфонды СРО используются как-то не очень энергично, существует и другое мнение. А именно, что компфонды ОДО, работая в рамках норм Градкодекса в текущей редакции, напротив, будут постоянно тратиться и требовать непрерывного пополнения. Об этом говорит и собранная за два года статистика выплат из КФ ОДО, и сформировавшаяся судебная практика.
Так, Галина Соловьёва, руководитель департамента правового обеспечения ООО «Британский страховой дом» выделила три направления, в которых идут судебные процессы.
1. Взыскание штрафов и пени за несвоевременное исполнение контракта. Представители СРО также привлекаются, третьими лицами либо соответчиками.
2. Некачественное исполнение или гарантия. Сейчас суды по таким делам взыскивают ущерб с подрядчиков, практически не выставляя претензий СРО.
3. Обращение к СРО в случае банкротства предприятия.
И вот именно этот последний третий случай, которого никто особенно не ожидал, может оказаться для СРО роковым. Даже небольшая фирма, сорвавшая контракт и накопившая колоссальные пени, штрафы и неустойки может пустить по миру региональную Ассоциацию. Достаточно напомнить, что максимальная сумма договора по первому уровню ответственности может доходить до 60-ти миллионов рублей, а неустойки могут кратно увеличить эту сумму. Объёмы фатальные для молодых СРО и не слишком приятные даже для крупных Ассоциаций. А ведь, начиная с третьей группы ответственности, счёт идёт на миллиарды!
Тем более что суды, как показала практика, охотно становятся на сторону госзаказчика, а судебные исполнители добиваются блокировки счетов СРО и взыскания требуемых сумм. Прецеденты уже были.
Страховщики предлагают свои услуги, дескать, страхуйте финансовые риски, и будет вам счастье. Но, очевидно, что без жёсткого контроля за договорами членами компфонды так и будут таять, а строители выплачивать долги банкрота. Саморегулирование превращается в круговую поруку.
С контролем и надзором тоже всё не так просто. На одной из проблем заострил внимание президент СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» Али Шахбанов. Он напомнил о том, что ещё в 2013 году был отменён 642-й приказ Минстроя, который устанавливал виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Теперь любая организация, нарисовавшая в фотошопе двух специалистов и получившая членство в СРО может подавать заявки на любые виды работы, вне зависимости от реальных компетенций, опыта и материальной базы. Что, разумеется, открывает широчайший простор для манипуляторов рынка, перепродавцов контрактов и просто авантюристов, которые хватаются за любые подряды, не рассчитав свои силы.
В итоге получается, что власть требует от саморегуляторов проверок и контроля, но ликвидирует отбирает простые и действенные механизмы, которые регулировали рынок без всяких лишних надзорных мероприятий. Как результат под ударом оказываются компфонды и радикально возрастает нагрузка на добросовестных строителей.
Впрочем, все эти вопросы, разумеется, вторичны на фоне главной задачи – строительство комфортного и недорогого жилья в необходимых для страны объёмах. А сделать это нелегко. Серьёзным ударом по темпам строительства стал 175-ФЗ, поставивший крест на дальнейшем развитии рынка долевого строительства.
Тем не менее, глава НОПРИЗ Михаил Посохин, оценивая выполнение нацпроекта, отметил, что, несмотря на начальную стадию его реализации, работа идёт в довольно быстром темпе, а Национальные объединения и саморегулируемые организации прилагают все усилия для того, чтобы обеспечить его выполнение, в том числе, через взаимодействие с Минстроем России, Правительством и Госдумой.
«Основная тенденция заключается в том, что зарождение всего инновационного на сегодняшний день происходит в огромных агломерациях, которых максимум пять. Именно поэтому необходимо создавать комфортные условия для труда и жизни для человека «на местах», которые будут вовлечены в его активную реализацию дополнительно», – подчеркнул глава Национального объединения.
Представители регионов, в том числе и чиновники, которым по статусу, вроде как, положено излучать сдержанный оптимизм, смотрят на положение дел довольно скептически.
Так, первый замгубернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев отметил, что реализация Нацпроекта в регионе затруднена и сослался при этом на суровые климатические условия и непродолжительный строительный сезон. Дескать, необходима поддержка и создание специальных комфортных условий и льгот для тех, кто работает на малых и средних предприятиях Севера. Кроме того, требуется принять ряд мер по поддержке предпринимательства, развития промышленности строительных материалов на северных территориях, субсидированию электроэнергетических тарифов из федерального бюджета.
Заместителю губернатора Псковской области Василию Осипову на климат кивать, вроде бы, не с руки, но и в его вотчине не всё гладко. Чиновник витиевато рассказал, что в области «не наблюдается бурного роста жилищного строительства». И нашёл оправдание в демографической ситуации – население региона сокращается. «Положительный аспект заключается в том, что мы спокойно прошли ряд изменений в законодательстве. На данный момент у нас существует 52 проекта, часть из которых достраивается по «старым» правилам, а часть – в соответствии с новым законодательством. При этом у нас нет проблемы обманутых дольщиков», – заметил господин Осипов.
Наконец, в Северной столице уж, казалось бы, и климат приемлемый, и с популяцией всё в порядке. Но и здесь нацпроект буксует, если верить зампреду комитета по строительству Евгению Барановскому. Он сообщил о спаде на рынке жилья, проблемах с обеспечением объектами социальной инфраструктуры, дефиците детских садов и школ. Застройщики упираются и не хотят строить социальные объекты, так что властям приходится буквально выкручивать им руки, добиваясь создания нужной инфраструктуры. При этом ссылаются, как водится, на дорогую землю и недостаток пятен застройки.
В общем, у всех свои причины, но общий тон докладов скептический. Чиновники сомневаются в том, что удастся вытянуть нацпроект, но и назвать коренные причины не решаются. Возможно, помочь в этом стоит саморегулируемому сообществу?
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
03.10.19 в 12:15
Некоторые саморегуляторы только 25 сентября узнали о существующих проблемах? Они живут в информационном вакууме?
А что касается полезности мероприятия, то тут по выхлопу смотреть надо, а не по тому "кто был" и "о чем говорили"!
Сотни членов-подрядчиков справедливо ожидают защиты своих интересов от организации, в которую платят членские взносы. Так же как и сотни членов-СРО справедливо ожидают защиты своих интересов от организации, в которую платят членские взносы - Нацобъединения.
Последняя троица особенно порадовала. Одному климат мешает, у другого людишки размножаются плохо, у третьего земля дорогая. Плохо, когда надо оправдываться, а назвать настоящие причины нельзя.