Российские власти вполне оперативно отреагировали на ситуацию в экономике в условиях санкционного давления. Были предприняты серьёзные меры для того, чтобы сохранить жизнеспособность финансовой системы. Фактически полностью был перекрыт отток капиталов за рубеж, закрыт от иностранных спекулянтов фондовый рынок, выделены средства для поддержания курса рубля, акций отечественных компаний и российского госдолга.
Вслед за этими мерами «быстрого экономического реагирования» настала пора работы с более долгосрочными задачами. Сюда же относится и строительная отрасль, которая, в силу своей специфики, имеет длительный инвестиционный цикл и отличается существенной инерцией в реализации проектов. Это значит, что говорить о стремительном коллапсе не приходится, но в то же время, необходимо работать на перспективу, чтобы по возможности сохранить трудовые коллективы и темпы ввода новых объектов.
Уже 1 марта вице-премьер Марат Хуснуллин объявил о подготовке российским Правительством антикризисного плана по предотвращению обвала строительного рынка. В план должны войти меры по поддержке жилищного строительства, сокращение инвестиционного строительного цикла, вопросы ценообразования и поставок стройматериалов. Как отметил Марат Шакирзянович:
Сегодня в условиях тяжёлой экономической ситуации и с учётом повышения ключевой ставки должна быть поддержка рынка строительства жилья. Мы также осознаём важность быстрого реагирования на вызовы рынка. Фактически в круглосуточном режиме мы разрабатываем меры поддержки строительного рынка и ищем пути по сохранению строительства с учётом всех участников строительного процесса.
А спустя всего два дня на заседании правительственной комиссии по региональному развитию было заявлено о первом комплексе мер поддержки. Скорость радует. Вместо многомесячных раскачек, переговоров и согласований, наконец-то, началась оперативная мобилизационная работа. Страшно подумать, что стало бы с российской экономикой, если бы решения принимались таким же способом, как в своё время шла «работа» над Стратегией развития строительной отрасли до 2030 года…
Итак, аналитики Кабмина составили список самых острых проблем российских строителей и по каждой предложили противоядие. Прежде всего речь идёт об удорожании кредитных ресурсов после повышения ключевой ставки. Ведомством Эльвиры Набиуллиной для спасения банковской системы было вынуждено поднять ставку до 20%. Это позволило остановить отток денег со счетов и перезагрузить финансовую систему, однако, очевидно, что ни промышленности, ни стройка кредитоваться по таким ставкам не сможет. А значит, не будет никаких долгосрочных проектов. Вторая проблема также связана с банками – это неопределённость и приостановки при выдаче ипотеки, а значит, в перспективе, проседания платёжеспособного спроса. И, наконец, третий фактор, хотя и не столь острый именно для строителей – разрыв логистических цепочек и проблемы в поставках комплектующих из-за рубежа.
При этом, очевидно, никуда не делись и проблемы, накопившиеся как в пандемический период, так и за годы до этого. Это и дефицит квалифицированных кадров, в том числе связанный с трудовой миграцией, и явно буксующих переход на технологии информационного моделирования, и трудности в адекватном определении сметной стоимости проекта (а значит, и в справедливой цене муниципальных и государственных контрактов).
Что же предложило Правительство? Прежде всего, чиновники заверили, что будет сохранено финансирование всех начатых объектов и реализация текущих программ. В частности, было заявлено сохранить в прежнем объёме программу по аварийному жилью и строительству инфраструктуры, включая дорожное строительство.
Приоритетный блок мер относится к сохранению бюджетного софинансирования в виде льготных кредитов. Представители профильных ведомств признали, что в связи с этой ситуацией банки фактически установили заградительные ставки по финансированию. Поэтому власти заявили, что льготные ипотечные программы будут продолжены. Среди них семейная, дальневосточная, сельская ипотека. Также комплекс мер коснулся поддержки застройщиков. А именно, субсидирование процентных ставок. Принципиальное решение принято, подробные условия проходят согласования.
Вторым направлением работы стало принципиальное радикальное сокращение админбарьеров. А именно, Кабмин предложил упростить порядок согласования и утверждения изменений по срокам действия документации по планировке территорий, выдаче разрешений на строительство, а также на ввод в эксплуатацию и размещение сведений в информационных системах. Помимо этого, планируется упростить конкурсные процедуры и предоставление возможности вносить изменения в государственные и муниципальные контракты.
Не остались без внимания дефицит кадров и подорожание стройматериалов. На базе Правительства был создан штаб, который работает над регулированием роста цен. Российские объёмы строительных материалов могут закрыть подробности рынка не в полном объёме. Особенно речь идёт о сантехнической, электротехнической продукции, лифтовому хозяйству, крупным монтажным узлам. Власти разрабатывают меры поддержки и взаимодействия с азиатскими рынками, а также стимулирования отечественного производителя.
Непростым оказался вопрос об уже давно намеченной цифровизации отрасли. С одной стороны, переход на цифру – это упрощение многих процедур, экономия ресурсов и технический прогресс. С другой – возникли объективные трудности. Проектно-изыскательские компании и без того далеко не все были готовы к массовой ТИМизации, а теперь ещё и наши западные «непартнёры» отключили Россию от своего программного обеспечения. Достаточно сказать про американскую компанию Autodesk, которая, по отдельным оценкам, закрывала около 60% потребности российского рынка.
В этой связи Минстрой России проявил определённую гибкость. Был создан реестр отечественного ПО в области информационного моделирования, который уже сейчас включает более 100 разработок и постоянно пополняется. И в то же время, были анонсированы сроки переноса обязательного использования ТИМ на объектах госзаказа на март-апрель также 2023 года. При этом оговаривалось, что речь идёт не о полной отмене ТИМ на объектах госзаказа, а только лишь об отсрочке подготовки 3D-модели. То есть, Правительство не намерено отказываться от внедрения дигитализации в строительстве и крайне неохотно идёт на любые отсрочки в этом направлении.
Следом за первым пакетом мер последовал второй. И если первоначальные предложения в большей мере формировались экспертами профильных ведомств и носили срочный порядок, то для последующих корректировок начали уже активно привлекать представителей профессионального сообщества. При этом использовали площадки крупных общественных организаций разного уровня и направленности – Национальных объединений, ТПП, РСПП, РСС, Общественного совета при Минстрое.
Итогом стал Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ, который содержит меры, направленные на ускорение строительства и создание заделов для запуска новых проектов в отрасли и на поддержку граждан и застройщиков.
Были проанализированы и скорректированы градостроительные и земельные отношения, а также вопросы государственной регистрации прав. В частности, теперь процесс оформления разрешительной документации на строительство ускорится не менее, чем на полгода за счёт предоставления возможности рассматривать одновременно изменения в генеральный план, правила землепользования и застройки и проекты планировок территорий, а публичные слушания, в свою очередь, станут едиными. Помимо этого, значительно сократится срок предоставления участков под строительство.
Как было официально заявлено, при необходимости Правительство даже готово «в некоторых критически важных ситуациях» рассматривать вопрос предоставления земельных участков без торгов, и это предусмотрено новым пакетом мер.
Ещё одна ключевая мера поддержки застройщиков: после получения разрешения на ввод объекта исключается повторная проверка госрегистратором прав на землю и соблюдения требований к ограничению использования земли. Это стало одним из знаковых решений текущего года, направленных на оптимизацию инвестиционно-строительного цикла в рамках реализации правительственной программы «Новый ритм строительства».
Были окончательно утверждены показатели ставок по специальным ипотечным программам:
Однако, с учётом тенденций ипотечного рынка, Правительство предложило увеличить ставку до 12%, а предельный размер льготной ипотеки для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 12-ти миллионов рублей, для всех остальных регионов – до 6-ти миллионов рублей.
Одобренные меры поддержки, в том числе, предусматривают ряд условий, направленных на защиту интересов граждан – участников долевого строительства. Так, для недопущения появления новых обманутых дольщиков банки будут продлевать действие счетов эскроу в случае задержки ввода объектов. При этом каждый дом, строящийся с привлечением средств граждан, региональные власти должны держать на особом контроле и своевременно реагировать в случае возникновения сложностей у застройщиков.
Одновременно с принятием новых законов власти приняли и серьёзные меры по соблюдению правил игры на рынке строительных материалов. Активизировалось антимонопольное ведомство, и состоялись, в частности, очень непростые разговоры с металлургами. Непростые ещё и потому, что те сами оказались перед экономическими вызовами, потеряв часть внешних рынков. Например, «Северстали» пришлось срочно перенаправлять поток продукции из стран ЕС в Азию. А НЛМК уже отказался от публикации ежеквартальной отчётности и приостановил выплату квартальных дивидендов.
Поэтому перед федеральными Минстроем, Минпромторгом и Минтрансом была поставлена задача о запуске инфраструктурных строек, которые потребуют большой объём металлоконструкций и позволят, в том числе поддержать коллективы металлургических предприятий и бесперебойную работу доменных печей. То есть, настало время, когда от отраслевого перетягивания одеяла, приходится переходить к командной работе, когда финансовые институты, горно-металлургические предприятия, транспортники и строители должны учитывать интересы друг друга. А Правительство им в этом поможет, в том числе и за счёт воспитательных мер в отношении тех, кто пока ещё не вполне разобрался в приходе новой экономической реальности.
Таким образом, российский Кабмин рассматривает меры поддержки не как некую разовую акцию, а как динамический процесс, с обязательной обратной связью. То есть – учётом позиции профессионального сообщества. Свой вклад в этом направлении предстоит сделать (и уже делается!) саморегулируемыми организациями.
Да и вообще, не мешало бы определиться с ролью строительного саморегулирования в наше непростое время. Тем более, что поставленную Президентом в декабре минувшего года задачу проанализировать деятельность института строительных СРО никто не отменял. Очевидно, что союзы и ассоциации могут осуществлять функции той самой обратной связи, собирая предложения и замечания своих членов, обрабатывая их и отправляя наверх. Однако это слишком скромная роль для весьма дорогостоящей и сложной системы. Всё-таки, провести опрос строителей-проектировщиков-изыскателей можно и с помощью штатных специалистов Минстроя или с разовым привлечением какой-либо общественной организации. Хотелось бы видеть более широкое участие саморегуляторов в жизни строительного комплекса.
Именно так этот вопрос и был поставлен на расширенном заседании в РСПП, которое состоялось ещё в феврале. Мероприятие прошло с участием представителей Минстроя России, Национальных объединений и представителей СРО. От федеральных властей присутствовал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, от саморегулируемого сообщества – президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин, вице-президент Российского союза строителей и НОПРИЗ Анвар Шамузафаров и многие другие.
Анвар Шамухамедович в своём докладе привёл сравнительный анализ эффективности саморегулирования и действовавшего до 2010 года государственного лицензирования. Согласно содержавшимся в его докладе данным по макроэкономическим показателям, саморегулирование с честью выдержало нагрузку в виде возросших с 2008 года в 2,5 раза объёмах строительства.
Также он коснулся и перспектив дальнейшего развития отраслевого саморегулирования. Предлагаются такие нововведения:
Параллельно свои предложения на уровне федеральных округов собирают строительные, проектные и изыскательские СРО. Эти письма будут обобщены Национальными объединениями соответствующего вида и представлены для рассмотрения на правительственный уровень.
Итак, пора признать, что экономика страны постепенно переводится на мобилизационные рельсы. Санкции введены всерьёз и надолго, рассчитывать на быстрое завершение спецоперации также пока не приходится. Бизнес вынужден кардинально менять подходы к своей работе. Необходимо перестраивать рынки сбыта и закупок, искать замену контрагентам в «непартнёрских» странах, которые стали заложниками пещерной русофобской политики своих правительств. Нужно по-другому работать с клиентами, с государством, со смежниками. Обращать особое внимание на долгосрочное планирование и запасы прочности предприятия.
У каждого явления есть свои плюсы и минусы. В том, чтобы мобилизовать ресурсы и думать о выживании, наверное, позитивного не так уж много. Но, с другой стороны, мы видим, что мобилизационная экономика предполагает более тесное взаимодействие государства и бизнеса, а также оперативное принятие решение. Нужные и полезные законы, принятие которых раньше могло затягиваться на годы, теперь могут проходить через все инстанции в считанные дни. Такой возможностью нужно пользоваться. И именно СРО способны стать той площадкой, с которой строители, проектировщики и изыскатели могут добиться конструктивного диалога с властью.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
05.04.22 в 13:46
Продублирую концовку данного материала: "И именно СРО способны стать той площадкой, с которой строители, проектировщики и изыскатели могут добиться конструктивного диалога с властью".
Уважаемый Аркадий Апумчик, Вы о чем? Если Вас послушать, то можно подумать, что обязательность НОК возникла по многочисленным просьбам строителей, проектировщиков и изыскателей.
Я, если честно, не знаю ни одного случая, чтобы руководители хоть одной СРО обсуждали бы со своими членами те вопросы, по которым они голосуют "за" на съездах Нацобъединений и послушали бы их мнения по этим вопросам.
Готов подписаться под каждым напечатанным словом и добавить.
Руководители саморегулируемых организаций на данный момент показали свою полную несостоятельность. Практически ни один из них не может высказать своё мнение на Съезде Национального объединения. Максимальная способность высказывания это кулуары.
Как можно доверить этим людям говорить голосом своих членов перед выше стоящими органами? Есть опасения, что этот голос будет голосом не строителей, а именно национального объединения.
Федеральная власть сгоряча наделила назойливо жужжащие НацОбы такими надзорно-карательными полномочиями, что обвинять руководителей СРО в молчании, по меньшей мере, не честно.
И, кстати, не все руководители СРО молчат. Просто мы их "не любим". Но это уже сосем другой разговор.
Из статьи следует, что введение санкций Западом улучшило работу наших госорганов? Но, может быть, тогда Минстрой наконец-то освободит российских проектировщиков от изыскательского ига при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений. Советник Службы НОПРИЗ, как Вы считаете?
О царь царей, восставший из тлена и плесени веков и водрузивший свое седалище на трон руководителя исполнительного органа гномьей проектной СРО с периферии цивилизации! Разве могу я, смиренный советничишка, высказывать вслух при тебе, попирающему ногами полторы сотни проектных ИП свое жалкое мнение! Нет и еще раз нет! Но молю тебя: Дай еще хоть раз моим глазам прикоснуться к постам, содержащим неземную мудрость и кладезь ценнейших свидетельств о погибшей цивилизации. О, дирижаблейший и атлантейший из всех ныне живущих, молю не отвлекайся и продолжай писать свои посты, в коих ты повествуешь о коварных изыскателях и отважных проектировщиках, страдающих под пятой первых. Пусть каша мыслей твоих разольется полноводной рекой, дабы как можно больше смиренных читателей этого сайта могли осознанать величие и неповторимость твоего клинического случая!
Не вдаваясь в суть написанного, не могу не выразить свое восхищение уважаемым господину Сергею Яковлеву и его вечному оппоненту - Советнику. Приятно осознавать, что в саморегулируемых пространстве есть такие люди.
Помилуйте, Евгений Давидович, не записывайте меня в оппоненты, тем более вечные, к этому трансатлантическому хрычу...
Не думаю, что эта проблема стоит на передовой, хотя каждый имеет право на своё мнение. Есть более глобальные проблемы, которые касаются всего саморегулирования. И менее, частные.
Кроме того, есть понимание, что требовать одновременного решения всех существующих проблем нет никакого смысла ввиду невозможности такого.
Советник Службы НОПРИЗ, вспомните, что я писал о людях и обезьянах. И внимательно перечитайте свой комментарий. По моему, всему строительному сообществу понятно, кто (человек или обезьяна) мог написать такой комментарий. А упрашивать меня о публикациях не надо, уже на подходе пара статей. Есть еще задумки. Так, что как говорят - не дождетесь!
Евгений, ведь Вы неплохо соображаете. Внимательно прочитайте мой ответ обе..., прошу прощения, Советнику Службы НОПРИЗ. И поймете свою неточность в комментарии ...
...))) рад, что Вам зашло, профессор... Ваши оскорбления для меня, как музыка!) С нетерпением буду ждать Ваших новых комментариев и публикаций
Советник, а где Вы увидели оскорбления в Ваш адрес?
Павел, а Вы где работаете?
Какой Вы, право, ПОЧЕМУЧКА, профессор...? Боитесь обжечься? Думаете, что это не настоящий Павел Федяев, не госдумовский??))) Правильно думаете - тут настоящих нет... Я вот думаю, что Вы тоже не настоящий Сергей Кириллович - настоящий бы так не быдлил... А Вы скорее всего лежаки в аренду сдаёте, да пивом барыжите на пляже, где-нить в районе Алупки... Они там все, через одного, альтернатищики и быдлят точь-в-точь, как Вы)))
Павел Михайлович, благодаря подсказке Советника НОПРИЗ я понял, что Вы депутат Госдумы от Кузбасса. Очень интересно. У Вас очень глубокие мысли. Проблемы саморегулирования? А может российское саморегулирование это просто глупость? Нигде в мире подобных систем нет. Везде саморегулирование добровольное и очень эффективно работает. И там никто на саморегулировании дармовых денег не получает. А угроза жизни россиянам от обследователей изыскателей это мелочь для депутата Госдумы? А угроза обрушений зданий и сооружений? Похоже Вы живете совсем в другой реальности, которая к настоящей реальности ни какого отношения не имеет. И вопрос по исправлению ошибки "их строительных конструкций" находится в компетенции Министра строительства и ЖК РФ, а не депутатов Госдумы.,
Сергей Яковлев, я не депутат и никакого отношения к законодательной ветке власти не имею. Что касается второй части Вашего комментария. Я не рассуждаю на тему принятой на территории Российской Федерации той или иной системы. Сидеть в комментариях и рассуждать о том глупость или нет та или иная принятая система такое же пустое как и в кулуарах Съезда национального объединения обсуждать его руководство как самое коррупционное, а в зале безмолвно поднимать карточку при голосовании за смету.
Павел, значит Вы обычная\ подстава НОПРИЗ. Решение любого вопроса начинается с привлечения внимания общественности к этому вопросу. А статьи этого блога читают тысячи людей. Все статьи остаются в Интернете и люди продолжают их читать. Что касается съездов НОПРИЗ, то я давно перестал на них ездить ввиду их полной бессмысленности и "агрессивно послушного большинства". И даже на тех съездах. где я присутствовал, как правило, не голосовал вообще. Лет шесть назад у меня на нашем Общем собрании спросили, как я отношусь к НОПРИЗ. Я ответил, что с моей точки зрения, НОПРИЗ совершенно ненужная и бесполезная надстройка в системе государственного саморегулирования. Чуть позже специально для Вас расскажу, как работает единственная саморегулируемая организация в Великобритании "Институт строительства", основанная на добровольной основе более двухсот лет назад шестью инженерами-строителями.
Профессор, то, что Вы перестали ездить на съезды всем давным-давно известно... Только странно, что Вы опускаете коренную причину этого - свой ночной дебош в плацкарте, когда Вы под предлогом того, что Вы доверенный СРОльник царя царей Атлантиды, отняли у семейной пары пакет с вареными яйцами, половиной куренка и кусочком подсохшей буженины, подрались с проводницей и угомонились лишь когда милицейский патруль отказавшись преклонить колени перед кузбассейшим высокоученым СРОльником, выкинул Вас где-то под Тверью на полустанке... Так что понятно, что в Вашей версии окружающего мира НОПРИЗ для Вас не указ...- жалкие рабы недостойные целовать яковлевский сандаль...))))
CIOB был основан в Лондоне 6 марта 1834 года как Общество строителей выдающейся группой мастеров-строителей, в которую входили Томас Кьюбит и Уильям Кьюбит, для того, чтобы "поддерживать и продвигать авторитетные стандарты строительства посредством дружеского общения, полезного обмена информацией. К 1867 году он стал Лондонским обществом мастеров-строителей и насчитывал 76 членов. В 1884 году общество было зарегистрировано в соответствии с Законом о компаниях как Институт строителей, основной целью которого было "содействие совершенству в строительстве зданий и СПРАВЕДЛИВОЙ и ЧЕСТНОЙ практике ведения бизнеса". С 1886 года Институт имел офисы на Бедфорд-стрит, 31-32 в Лондоне, наряду с Центральной ассоциацией мастеров-строителей Лондона и Компанией по страхованию от несчастных случаев строителей.
После значительного развития, особенно в годы после Второй мировой войны, Институт строителей изменил свое название в 1965 году на Институт строительства, а в 1970 году принял новые задачи более широкого и профессионального характера. В том же году он зарегистрировался как образовательная благотворительная организация. Институт строительства получил Королевскую хартию 25 сентября 1980 года, тем самым получив свое нынешнее название: Chartered Institute of Building.
CIOB (наряду с CIBSE, IStructE, RIBA и RICS) был одним из основателей Совета строительной промышленности, ныне Совета строительной промышленности, в 1988 году.
Глобальное распространение[править]
Штаб-квартира CIOB находится в Великобритании, а филиалы-по всему миру. Около 20% его членов находятся за рубежом с представительствами в более чем 100 странах мира с офисами в Австралии, Китае, Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Южной Африке и на Ближнем Востоке. CIOB также заключил международные соглашения с несколькими зарубежными организациями.
Членство - CIOB насчитывает более 45 000 членов по всему миру. Члены привлекаются из широкого спектра профессиональных дисциплин, работающих в построенной среде, включая клиентов, консультантов и подрядчиков, а также специалистов в области регулирования, исследований и образования. Существует две категории членов: корпоративные и некорпоративные.
Чтобы сохранить свой профессиональный статус и выполнить свои профессиональные обязательства, члены должны продолжать профессиональное развитие в течение всего срока своего членства в соответствии с руководящими принципами CIOB.
Советник, Вы опять с большого бодуна? Нормальный человек такого просто писать не может в блоге, который читают тысячи коллег-строителей.
Сережа, ты же сам хотел общения...))) К тому же то, что я пишу не большая дичь, чем то, что позволяешь себе ты... Или ты тут один д'Артаньян, а остальные вокруг иаасы...???))))
Советник. началась публикация моей очередной статьи в блоге. Но Вам, чтобы не смешить коллег, лучше писать комментарии на трезвую голову.
Профессор, не надо на меня примеривать собственные грешки... Пока что пристрастие заложить за воротник было замечено только за Вами... И хоть не в моих правилах давать советы, тем не менее во избежание эффекта бумеранга, рекомендовал бы поменьше разбрасываться обвинениями... а то знаете ли вернется с прихлебом...))) А алкаш-директор в СРО не жилец... Уволят и выберут нового..
Кстати, а как Вы смотрите на то, чтобы сделать сборник Ваших самых выдающихся цитат с этого сайта и распространить среди членов Вашей СРО, аккурат перед самым собранием??))) Мне эта мысль представляется забавной... А Вам??
Советник НОПРИЗ, смотрите рекомендацию выше ...
Чего то быстро Вы сдулись, профессор...- читайте сами свои рекомендации)))) Думал найду в Вас достойного трамвайного хама и быдло...думал вы асс...а Вы .удвас..((( - чуть запахло жареным, включили неженку и зануду...
Нету крыльев у тебя Кириллыч для полета...и собственной фантазии...все чужими мнениями да мыслями питаешься...какая-то интеллектуальная гиена, право слово...((
Ладно, приятных тебе снов, профессура! Покидаю портал с надеждой, что с утра (по московскому само-собой времени) продолжим наш высокоинтеллектуальный диалог;)
Конечно, к утру немного протрезвеете и что-нибудь поумнее напишите. А то, как базарная баба ...
Эх Сергей, Сергей...я к Вам со всей душой, можно сказать... А Вы мне: протрезвей, может поумней напишешь... Зачем Вы так профессор??? Или это норма для Вас так со своими оппонентами общаться... Вы с Вашей Я.И. Мысляевой, которая для Вас и за Вас учебники на продажу строчит, так же общаетесь... У нас в Санкт-Петербурге про таких как Вы говорят - трамвайный хам. А у Вас есть трамваи, там где Вы живете, ну или троллейбусы там??
Советник,сядьте (пока не в тюрьму), если стоите - в Сибири все еще на собаках ездят! И метро у нас атланты не построили.