В последнее время не только начальники Национального объединения строителей, но и руководители саморегулируемых организаций всё более активно стали говорить о создании рейтинга членов СРО, внедрении цифрового профиля деловой репутации подрядных организаций.
Как рассказал на одном из недавних мероприятий исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, оценка деловой репутации подрядных организаций должна проводиться СРО. Сведения для исследования могут быть получены от самой подрядной организации или из открытых источников.
Критериями такой оценки могут являться:
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз заявил, что необходимо внедрить рейтинг деловой репутации членов СРО в систему государственных (муниципальных) закупок, в целях смещения баланса от критерия «цена» к критерию «качество и безопасность».
Как видим, цель ставится благая: добиться качества при условии не снижения существенно начальной максимальной цены контракта.
Однако за красивыми словами, как всегда, кроется множество нюансов. И давайте попробуем их посмотреть и разобрать.
Как правило, крупные генеральные подрядчики не обходятся без каких-либо нарушений в строительстве. Учитывая их финансирование в целом, можно говорить о частых возможностях заключать рисковые сделки, в том числе и выполнение контрактов в очень сжатые сроки в нарушение требований к строительству объектов капитального строительства, согласно строительным нормам и правилам. А как мы знаем, в последнее время становится таких объектов всё больше и больше. При таких обстоятельствах будет ли оценка финансовой устойчивости организации высокой – большой вопрос.
Надо сразу сказать, что полноценно и достоверно оценить финансовую устойчивость любой организации сегодня в полной мере не могут ни банки – при выдаче кредитов, ни аудиторские организации – при проверке отчётности. Да и саморегуляторы с ностроевцами этого не могли сделать, о чём наглядно показала практика выдачи займов из компенсационных фондов СРО. Поэтому понятно уже, что данный критерий будет как минимум не достоверным, а при необходимости подкручиваться под нужные показатели.
Также надо не забывать, что даже при якобы видимости устойчивости организации, она может в один момент уйти в банкротство. Как правило, это происходит из-за конкретных решений либо органов управления организации, либо государственных органов. Надеюсь, примеры приводить не надо?
Казалось бы, средний бизнес от этого должен выиграть, так как если он будет в высокой «зелёной» зоне рейтинга, то контракты, по логике господина Мороза, должны будут отдаваться именно ему. Но кто просчитал и задумался о рисках передела рынка с крупных игроков на средних? Риски именно государства и бизнеса? А сможет ли средний бизнес «закрывать» качественно такие строительные объекты, как Крымский мост, строительство комплекса объектов к Олимпиаде, прокладку трубопроводов типа «Северный поток» и так далее?
Теперь возьмём малый и микробизнес. Присмотритесь в различных уже цифровых платформах к информации о деятельности таких организаций, и Вы увидите, что часть информации, как правило, там отсутствует. Причиной тому является то, что малым и микро приходится зачастую всё делать самим, в основном готовить и сдавать отчётность. Нанять со стороны – это сразу ведёт к снижению рентабельности, что не позволительно. Поэтому данная категория не выиграет ровным счётом ничего, останется конкурировать между собой, за исключением отдельных организаций, которые и сейчас есть.
Качество улучшится ли в данном случае? Тоже вопрос довольно спорный. Да и мы все знаем, что часть предлагаемых государственных или муниципальных контрактов до сих пор остаются не востребованным. И эту проблему никто практически не предлагает решать.
Если, как предлагается, рейтинговать будет СРО, то и критерии она вправе установить, в том числе дополнительные. А значит, у разных СРО будут разные рейтинги, которые смогут повлиять на ход государственных, муниципальных или коммерческих торгов. Допустит ли ФАС такое? Вряд ли, ведь это прямо противоречит основам законодательства о конкуренции.
Если же НОСТРОЙ разработает такой сервис, то где уверенность, что данные по организациям в сервисе не смогут корректироваться, если не в самом Национальном объединении, то извне так сказать?
А если не все СРО будут использовать заполнение цифрового профиля своих членов? Их что, обяжут это делать? Если так, то это противоречит принципам невмешательства в деятельность саморегулируемых организаций и ограничения деятельности СРО…
***
Это только часть мыслей о предлагаемом рейтинге и цифровом профиле членов СРО, но оставляю эту возможность, чтобы в комментариях каждый мог добавить и высказать своё мнение.
С уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
30.06.21 в 13:16
Рейтинг деловой репутации членов СРО? Первый раз слышу! И предложу рейтинг деловой репутации сотрудников НОСТРОЙ :=)
Никакая СРО не сможет оценить достаточность количества квалифицированных специалистов, работающих в организации. Зачастую подтверждением состава служит кипа фальсифицированных документов.
Квалификация стоила и стоит денег. Чем больше денег, тем выше рейтинг.
Если СРО, не СРО, а так…. То ей и кипа доков не нужна….
БСК уже внедрили?
Не верю!!!!! НЕ ВЕРЮ!!!!! Рейтенгирование - слишком простая схема для зарабатывания денег…