Имитационное саморегулирование

Обсуждение: 9
4249
Мирон Постовой

Автор:

"По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда"

Похоже, что сами белорусские эксперты и предприниматели до конца не понимают, что готовит им новый законопроект о СРО

Не успел отсверкать синими задницами провалившийся «бульбомайдан», как на братское государство надвигается новая беда. На сей раз не со стороны коварного Госдепа и птенцов гнезда соросовского, а от самых что ни на есть официальных властей. В Беларуси планируют принять новый закон «О саморегулируемых организациях». Основной целью нововведения разработчики называют появление новых возможностей для саморегулирования предпринимательской деятельности.

Что же, судя по всему, наши союзные соседи не захотели учиться на чужих болезненных ошибках и намереваются наступить на те же грабли. В России систему СРО не ругал только ленивый, и, надо признать – есть за что. Вместо стройной гармонии профессионалов, восходящей своими истоками к средневековым цехам, в итоге получили обычную пищевую пирамиду, в которой директора СРО лихо потрошат карманы простых строителей-проектировщиков-изыскателей, а с них самих собирают дань Национальные объединения.

Причём, если миллиарды рубликов, в которые обошлась (и продолжает обходиться ежегодно!) сия конструкция, уже давно детально подсчитаны, то её реальный эффект всё ещё вызывает большие сомнения.

Нет, можно, конечно, как это любят делать господа-саморегуляторы, потрясать распечатанными графиками со снижением аварийности на стройплощадках и ростом ввода квадратных метров, и гордо заявлять, что, мол, ничего бы этого даже близко не было, если бы не СРО. И это нормальная защитная тактика. Но даже сами авторы таких заявлений в глубине души прекрасно понимают, что выступают в роли пресловутой мухи, которая, сидя на пашущей лошади, пытается выдавать её успехи за свои. А уж с позиций лошади, назойливая саморегулируемая муха, которая не просто вечно жужжит над ухом, но ещё и не забывает при этом кровопийствовать, и вовсе является лишним элементом в производственном процессе.

Впрочем, мы отвлеклись. Господа белорусы, похоже, подумали-подумали, да и решили подсадить таких вот саморегулируемых слепней-оводов на своих тягловых лошадок. Шли к этому непростому шагу более 10-ти лет, обсуждая, дискутируя и успев придумать и отклонить несколько законопроектов. Одни варианты не понравились бизнес-сообществу, другие – Совету Министров. И вот, наконец, в Палату представителей поступил проект закона «О саморегулируемых организациях», который депутаты в конце прошлого года приняли в первом чтении.

Утверждается, что закон о СРО будет направлен на создание правовых условий для внедрения в стране механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Ключевой идеей механизма саморегулирования в документе называется распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определённой сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка.

Многочисленные эксперты уже радостно возлагают на этот закон большие надежды. Он, дескать, позволит сместить диалог власти и бизнеса в практическую плоскость, обсуждать условия деятельности на конкретных сегментах рынка, например, на страховом рынке, в секторе банковских услуг, в сферах промышленного производства, транспорта, аудита.

Как же в итоге собираются саморегулировать белорусский бизнес? Проектом предусмотрено, что саморегулирование может основываться на добровольном либо обязательном членстве. При этом обязательное членство устанавливается законодательными актами. То есть, здесь пока определённости нет и, скорее всего, Правительство будет решать для каждой отрасли индивидуально. При этом в стране обязательное членство в ряде организаций, обладающих правами саморегулирования, уже существует, и оно предусмотрено на уровне законов и указов Президента.

С целью обеспечения прав субъектов, являющихся членами СРО, в проекте записано, что положения правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, противоречащие требованиям настоящего закона, нормативным правовым актам в соответствующей сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, не подлежат применению. То есть, заранее закладывает ограничение на штамповку всяческих СТО в стиле НОСТРОЙ с попыткой сделать их добровольно-принудительными.

Также в законе перечислены принципы саморегулирования. Среди таковых:

  • разграничение компетенции госорганов, осуществляющих регулирование в сферах предпринимательской или профессиональной деятельности, и соответствующих саморегулируемых организаций. Следовательно, полномочия этих субъектов должны быть чётко определены, исключена возможность дублирования, необоснованного вмешательства в их работу.
  • обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведённых (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами в случаях, установленных настоящим Законом (разумеется, когда он вступит в силу) либо Уставом саморегулируемой организации. То есть обязательное формирование компенсационных фондов.
  • недопустимость обязательного членства в СРО одновременно с иными устанавливаемыми госорганами формами допуска субъектов хозяйствования к осуществлению соответствующего вида деятельности (лицензирование, аккредитация, аттестация или иные формы допуска). Эта норма уже вызвала споры среди местных экспертов, поскольку может трактоваться следующим образом – в отраслях, где уже существует система гослицензирования, обязательное членство не допускается. А при таком развитии событий, как показала практика, активность создания СРО резко теряет всю свою привлекательность.
  • введено и обратное требование: возложения частично или полностью регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности на саморегулируемые организации, которое ранее осуществлялось или может осуществляться госорганами.

Также предусмотрены нормы для того, чтобы не допустить снижение конкуренции. Так, отмечается, что правила предпринимательской (профессиональной) деятельности не могут содержать положения, направленные на создание условий для ограничения конкуренции и (или) нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством, в саморегулируемой организации, возникновения конфликта интересов, причиняющих ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, а также действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации самой организации.

Подводя итог, можно сказать одно – пока ещё сами белорусские эксперты и предприниматели до конца не понимают, что готовит им новый законопроект. Документ написан в максимально обтекаемых формулировках «за всё хорошее против всего плохого» и не даёт ответа на главный вопрос, будут ли СРО добровольными или обязательными. Хотя именно от этого зависит и всё остальное – их функции, полномочия, режим регулирования, финансовая нагрузка на членов. Пока ситуация больше похожа на своеобразное «имитационное саморегулирование» от мудрого многовекторного Батьки. Дескать, смотрите, как у нас развивается экономическая жизнь, вот и до собственных СРО уже добрались.

А что думаете Вы, уважаемые читатели? Будет ли Беларусь вводить саморегулирование по российским лекалам или сумеет избежать тех ловушек, в которые попал российский строительный комплекс?

12.02.21 в 11:34
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 5 оценках пользователей
  • Северный Олень
    Северный Олень 12.02.2021 в 11:54 пишет:

    Топят себя братцы, топят.

    Ответить
    Евгений Карант
    Евгений Карант 12.02.2021 в 13:28 пишет:

    Известно, что просто так ничего не делается. Полагаю, что чиновники белорусских аналогов Минстроя, Минюста, Ростехнадзора, других ведомств, а также высокопоставленные белорусские прокуроры (куда же без них) уже подсчитали, сколько и в какой форме они смогут получить от белорусских аналогов Национальных объединений СРО.

    Ответить
    Анфиса
    Анфиса 12.02.2021 в 13:38 пишет:

    умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих :)

    Ответить
    Полианна
    Полианна 12.02.2021 в 14:50 пишет:

    А я вот поспорю с автором. Если в Белорусии решили создавать СРО, то это совершенно не значит, что у них будет как у нас. Дождались бы реализации, а то они собираются, а мы уже щеки раздуваем....

    Ответить
САМ - АВТОР
Дело-то вовсе не в металле…
Рассерженный Строитель
04.03, 13:36 4 593
Не обломилось! Пока…
Добрило Мастеровой
03.03, 07:55 22 919
Цена интеллектуальной собственности
Марат Евтушенко
02.03, 07:54 24 1471
Вспомни его, вот и оно…
Мистер Икс
01.03, 15:41 16 1162
Дурной пример заразителен…
Добрило Мастеровой
25.02, 07:54 22 1757
BIM на стройплощадке
Виталий Березка
24.02, 13:36 3 1788
Помните об авторском праве!
Анатолий Жмакин
17.02, 17:11 3 2775
ФКР-шок для СРО
Добрило Мастеровой
16.02, 15:36 29 3526
Имитационное саморегулирование
Мирон Постовой
12.02, 11:34 9 4249
Лет так 15 тысяч назад… Часть вторая
Сергей Яковлев
09.02, 09:56 4 3272
Лет так 15 тысяч назад…
Сергей Яковлев
05.02, 11:46 8 3369
Два мира – два СПК
Аркадий Апумчик
04.02, 10:39 38 3652
1 1