Предупреждён – ЖКУ-вооружён

При участии Минстроя России подготовлена памятка для населения с описанием основных способов мошенничества на рынке ЖКУ и методами противостояния этим угрозам

5036
0
Время чтения 3 минуты
04.03.2025

Несколько дней назад Минстрой России и ГИС ЖКХ подготовили для широких слоёв населения карточки с описанием наиболее распространённых видов мошенничества в области жилищно-коммунальных услуг и основными способами противостояния этим угрозам. Всего в памятке рассмотрены четыре основных уловки для «относительно честного отъёма денег у населения», и первой указана уже ставшая довольно известной схема с поддельными квитанциями на оплату ЖКУ, которую мошенники кидают в почтовые ящики жителей многоквартирных домов.

Чтобы не стать жертвой подобного вида мошенничества, составители памятки рекомендуют следующее:

  • зайдите в мобильное приложение «Госуслуги.Дом» или на портал ГИС ЖКХ. Здесь данные наиболее точные – отраслевые организации обязаны вносить их по закону. Сравните начисления в квитанции и на экране;
  • проверьте получателя платежа в квитанции и его банковские реквизиты, сравните эти данные с информацией в приложении «Госуслуги.Дом» или в ГИС ЖКХ;
  • посоветуйтесь с соседями – возможно, они уже проверили квитанцию и могут подтвердить или развеять ваши опасения;
  • оплачивайте счета онлайн. Некоторые жители многоквартирных домов в тестовом режиме получают квитанции в электронном виде через портал «Госуслуги». А пользователи приложения «Госуслуги.Дом» могут оплачивать счета в приложении, даже если сейчас они в отъезде и нет возможности заглянуть в почтовый ящик.

Вторая опасность, которая подстерегает жителей многоэтажек, связана с мнимой организацией домового сообщества. Все мы существа социальные, и нас очень интересуют локальные новости и проблемы, связанные именно с нашим домом.

Пользуясь этим, мошенники развешивают в подъездах и стендах приглашение вступить в чат дома. При попытке перейти по указанному QR-коду пользователи теряют свой аккаунт в мессенджере, и после чего он используется уже для обмана других пользователей. Защититься от этой угрозы можно следующим образом:

  • проверьте, есть ли в объявлении адрес Вашего дома. Если инициаторы не пишут адрес, а приглашают вступить в «чат нашего дома», скорее всего, это массовое объявление мошенников;
  • посоветуйтесь с соседями. Если у Вас уже есть чат дома или подъезда, задайте вопрос в нём. Возможно, соседи знают настоящего создателя или уже проверили объявление на достоверность;
  • проверяйте ссылку, по которой предлагают перейти после считывания QR-кода. Если она подозрительная или в адресе есть очевидные ошибки, не переходите по ней;
  • пользуйтесь официальными чатами. Через приложение «Госуслуги.Дом» Вы можете вступить в чат подтверждённых собственников квартир в Вашем доме. Посторонние люди и мошенники не смогут получить доступ к этому чату.

Третья напасть, которая поджидает доверчивых жильцов – это визиты самозванцев. Иногда мошенники действуют под видом сотрудников коммунальных служб, звоня в квартиры для мнимой проверки коммуникаций или с предложением замены счётчиков. Стоит помнить, что собственник обязан пускать в квартиру представителей управляющей организации и рабочих, только если это нужно для осмотра и ремонта коммуникаций. При этом у ремонтной бригады должны быть документы, подтверждающие полномочия, а собственник не должен ничего оплачивать наличными, если не вызывал мастера сам.

Уберечься от убытков из-за нежданных гостей помогут вам следующие простые шаги:

  • вспомните, получали ли Вы уведомление. О настоящем визите коммунальные службы должны предупредить заранее, указав в уведомлении ФИО ответственного сотрудника, контактный телефон, сроки и вид работ;
  • проверьте контактные данные сотрудников. Обратитесь в управляющую организацию, чтобы убедиться, что её работники или подрядчик планирует прийти к Вам с проверкой. Актуальный номер телефона управляющей организации можно посмотреть на сайте ГИС ЖКХ;
  • уточните цель визита. Визит без предупреждения могут осуществить только для ликвидации аварии. Если срочный доступ нужен для осмотра коммуникаций или немедленной замены счётчиков – не открывайте;
  • не поддавайтесь давлению. Если Вам грозят штрафами за отказ открыть дверь – это мошенники!

В завершение памятка предостерегает от телефонного и онлайн-мошенничества. Злоумышленники могут звонить или писать в мессенджер, представляясь сотрудниками управляющих или ресурсоснабжающих организаций. В разговоре или переписке они будут предлагать перейти по ссылке, назвать код из сообщения или установить на смартфон новое приложение для оплаты ЖКУ.

В результате мошенники получают доступ к аккаунту «Госуслуг» или смартфону пользователя, после чего попытаются похитить деньги с банковского счёта или оформить кредит на его имя. Чтобы не пасть жертвой этого типа мошенничества, воздержитесь от следующих шагов:

  • не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей и не открывайте файлы. Мошенники часто рассылают установочные файлы приложений под видом фотографий. Когда пользователь открывает файл, на смартфон устанавливается приложение, которое крадет пароли и платежные данные и позволяет взломщикам управлять устройством;
  • не называйте посторонним лицам коды из SMS. Настоящие сотрудники организаций никогда не попросят у Вас код от «Госуслуг» и других аккаунтов;
  • не принимайте решений во время разговора. Если Вас подталкивают к подозрительному действию, прекратите общение и перепроверьте информацию, а также свяжитесь со своей управляющей организацией. Актуальные контакты есть на сайте ГИС ЖКХ.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!