Быть небу мирным!

Обсуждение: 2
686

Российские власти подумывают о том, чтобы открыть поднебесье для гражданских беспилотников. Пока к этому готовы 58 регионов

Речь идёт обо всех субъектах Российской Федерации, кроме Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, а также тех, которые входят в состав Центрального и Южного федеральных округов.

Такой информацией поделился с прессой руководитель Росавиации Дмитрий Ядров на недавней выставке NAIS-2025. Кроме того, Росавиация совместно с Минтрансом России разработала методику, которая позволяет регионам частично открыть небо. По словам главного авиатора страны, эта методика разослана по всем субъектам. В ней указано, каким образом регионы могут обеспечивать и уровень национальной безопасности, и полёты беспилотников, отметил Дмитрий Викторович.

По предварительным данным, речь идёт о выделении особого класса воздушного пространства для гражданских беспилотников. На высоте до 120-ти метров осуществлять полёты будет только беспилотная авиация. Второй слой, который обсуждается с авиацией общего назначения, – от 300 до 400 метров – предназначен для полётов более тяжёлых машин.

Пока концепция находится в стадии обсуждения. С точки зрения Росавиации, основным вопросом остаётся обеспечение безопасности полётов с точки зрения разделения воздушного пространства между беспилотниками и обычным авиатранспортом. Речь идёт и про диспетчеризацию, и про необходимое оснащение на борту беспилотного воздушного судна.

Руководитель Росавиации пояснил, что в пилотируемой авиации есть система предупреждения о столкновении (TCAS), при её срабатывании экипаж получает соответствующие указания о действиях. На сегодняшний день на беспилотниках такое оборудование не стоит. Но если слой воздушного пространства будет пересекаться с пилотируемой авиацией, то его придётся устанавливать в обязательном порядке.

Кроме того, беспилотник должен быть сертифицирован Росавиацией, а пилот, который управляет этим дроном, обязан пройти обучение в авиационном учебном центре, аккредитованном данным ведомством, и получить свидетельство пилота.

Тем не менее, при всех ограничениях, перспективы использования гражданских беспилотников, в том числе для строительного контроля и инженерных изысканий, слишком велики, чтобы долгое время полностью ограничивать их применение. Вот и Минстрой России в прошлом году утвердил новый стандарт ГОСТ Р «Системы беспилотные авиационные в строительстве, применяемые для производства геодезических работ. Общие требования».

Стандарт предназначен для унификации современных методов геодезических работ в строительстве, включая инженерно-геодезические изыскания, с использованием беспилотных авиационных систем. Разработчиком стандарта является Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона имени А. А. Гвоздева, входящий в состав Акционерного общества «Научно-исследовательский центр «Строительство».

Как пояснил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин:

В России реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который призван достичь технического суверенитета страны в области создания беспилотников. Безусловно, их использование в строительстве является очень перспективным направлением. Это и мониторинг строительства, и контроль безопасности, и транспортировка грузов и материалов, и, конечно, выполнение геодезических работ с высокой точностью и эффективностью. По сути, это один из элементов цифровизации отрасли. Поэтому сегодня актуальная задача – создать нормативную базу для масштабирования технологии и обеспечить подготовку специалистов в этой области.

Национальный стандарт охватывает беспилотные авиационные системы (БАС), которые используются в сфере строительства для осуществления и проверки геодезических задач, включая инженерно-геодезические исследования. Документ определяет спецификации функциональных характеристик БАС, а также общие условия и рекомендации для их использования при осуществлении геодезической деятельности.

Ранее Президент России Владимир Путин дал ряд поручений по ускорению развития отрасли беспилотников в нашей стране. К 30 апреля Правительство РФ должно подготовить решения, позволяющие гражданским беспилотникам выполнять полёты в регионах, где это оправдано по безопасности, и где для этого есть другие необходимые условия. Кроме того, российский Кабмин к 1 июня должен принять все документы для введения нового класса воздушного пространства страны для упрощённого использования беспилотников. Появление такого отдельного класса, ограниченного высотой до 500 метров, в ноябре прошлого года анонсировал руководитель Росавиации.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

18.02.25 в 15:09