СРО для авиатакси не взлетела

Обсуждение: 3
284

Госдумцы выдвинули инициативу о введении правового статуса «авиатакси» с созданием системы саморегулирования, но Минтранс России пока против…

Межфракционная рабочая группа по развитию малой авиации в Государственной Думе предложила ввести в оборот отдельный правовой статус «авиатакси» и, чтобы не ходить два раза, сразу же создать для новой отрасли систему саморегулирования!

Однако Министерство транспорта РФ не одобрило ни ту, ни другую инициативу, сославшись на риски для безопасности полётов. Депутаты предлагали закрепить понятие «авиатакси» в Воздушном кодексе РФ. Речь шла о воздушных перевозках, с применением лёгких воздушных судов, в том числе и беспилотных.

К таковым, согласно концепции, были отнесены автожиры, однодвигательные самолёты, а также самолёты с максимальной взлётной массой до 5,7 тонны, перевозящие от 9-ти до 19-ти пассажиров. Это, например, Ан-2, DHC-6, «Цессна» и вертолёты Белл-407 и «Робинсон R44». А для того, чтобы «малышам» было в небе комфортно, вторым законопроектом предлагалось создать для них СРО – с тем условием, чтобы к её членам не применялся бы ряд существующих требований по сертификации и лицензированию в авиации, что упростило бы их выход на рынок.

Насколько рынок таких услуг вообще востребован? В советское время на внутренних авиалиниях эксплуатировалось более 17-ти тысяч самолётов Ан-2 и более 5-ти тысяч Як-12, выполняющих полёты более чем на 1,5 тысячи аэродромов в райцентрах. Пресловутые «кукурузники» связывали маршрутами не только отдалённые регионы страны, но и центральные районы. Во многих райцентрах были посадочные площадки и микроскопические аэродромы.

Как отмечают авторы в пояснительной записке, за 27 лет рынок авиатакси интенсивно деградировал: количество аэродромов упало до 210 единиц, количество эксплуатируемых для перевозок лёгких самолётов – до 40-ка единиц. А общий объём рынка составляет печальные 0,2% от показателя СССР. Или 0,35% от ныне существующего объёма всего рынка гражданской авиации России.

Тем не менее, по оценкам авторов инициативы, легкомоторные авиаперевозки имеют хороший потенциал и перспективы. Главной проблемой они считают излишнюю бюрократию и задокументированность всех процессов – те же требования, которые применяются к крупным эксплуатантам в магистральной авиации (где одно воздушное судно перевозит 90-600 пассажиров на расстояния до 11.000 километров) Воздушный кодекс РФ предъявляет к малым аэродромам и авиатакси. Речь идёт о требованиях к сертификации разработчиков и производителей таких судов, сертификации эксплуатантов, операторов аэродромов, а также о требованиях по программам подготовки авиаперсонала.

В случае СРО полномочия по допуску к разработкам и полётам должны перейти к самим членам саморегулируемой организации. Вполне понятна и такая функция, как возмещение вреда. Оно становится коллективной и будет обеспечиваться за счёт компенсационного фонда, формируемого из взносов членов не менее 150-ти тысяч рублей. Кроме того, ответственность предлагается страховать.

Минтранс России по вполне понятным причинам с осторожностью отнёсся к идее наводнить небо резко увеличенным парком малых самолётов и вертолётов, владельцы которых, к тому же, будут проверять и аттестовывать друг друга. Замглавы ведомства Владимир Потешкин указал в министерском отзыве следующее:

Фактически законопроектами предлагается наделить СРО в области авиатакси функциями, правами и полномочиями государственного органа в области гражданской авиации (Росавиации) и законодательного органа (в части разработки и утверждения порядка предоставления услуг и льгот пассажирам), что противоречит законодательству Российской Федерации и Конвенции о международной гражданской авиации.

Он добавил, что саморегулирование в области обеспечения транспортной безопасности исключено. А предложения по исключению госрегулирования и надзора в отношении владельцев судов, намеревающихся выполнять коммерческие перевозки без сертификата эксплуатанта от Росавиации, или передача этих функций в СРО, противоречат стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и неминуемо приведут к существенным негативным последствиям, связанным со снижением уровня безопасности полётов.

Впрочем, один из соавторов инициативы, депутат Госдумы Олег Леонов заявил, что сдаваться не намерен и планирует дополнительно прорабатывать позицию с Минтрансом.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

26.09.24 в 16:34
  • Толябыч
    Толябыч 26.09.2024 в 17:16 пишет:

    Когда людям совсем нечего делать они начинают заниматься бредом.

    Ответить
    Мимопроходил
    Мимопроходил 26.09.2024 в 19:36 пишет:

    Пора заканчивать с передачей государственных функций непонятным организациям.

    Ответить
    Musyako
    Musyako 26.09.2024 в 20:46 пишет:

    Завтра пятница, надо на дачу семью везти.

    maxresdefault.jpg

    Кто знает номерок, как заказать?

    Ответить