Технология, которую уже давно активно осваивают Китай и страны Евросоюза, у нас до сих пор находилась в стадии обсуждения. И вот – первые практические шаги. Правительство России включило проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург в перечень самоокупаемых. Это формальное условие необходимо для выделения первого финансирования из Фонда национального благосостояния в размере 300.000.000.000 рублей на возведение магистрали.
Предполагается, что скорость на новой ветке будет составлять порядка 400 километров в час, что сократит путь между двумя столицами до рекордных 2 часов 15 минут – в два раза быстрее, чем сейчас занимает поездка на «Сапсане». Поезда по новой железной дороге будут ходить каждые 10-15 минут, что позволит перевозить большое количество пассажиров.
Магистраль пройдёт по территории шести регионов, пересечёт Московскую, Новгородскую, Тверскую и Ленинградскую области. Маршрут будет включать всего 12 остановок. Из Москвы в Тверь по нему, например, можно будет добраться за 39 минут, а из Санкт-Петербурга в Великий Новгород – всего за 29 минут.
Путь России к собственной ВСМ долог и непрост. Ещё в 60-80-х годах прошлого века сетью ВСМ обладали Япония, Италия, Франция, а в 90-е годы такие магистрали построили Испания, Финляндия, США. Поздний СССР и Российская Федерация эпохи 90-х не могли вытянуть такие дорогостоящие проекты – не хватало ни ресурсов, ни технологий. Да и транспортные потоки на фоне коллапсирующей экономики резко снижались.
Однако в начале 2000-х снова начались разговоры о том, что неплохо бы запустить первую линию высокоскоростной магистрали, по традиции начав с сообщения между двумя российскими столицами. Предпроектные работы ни шатко, ни валко велись с 2006 года. Затем «татарское лобби» в Кабмине и вовсе поменяло географию проекта, наметив маршрут «Москва – Казань».
В 2021 году заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин на площадке форума «Транспортная неделя» уклончиво объяснял, что строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург «не отменено, а разбито на этапы». Мол, сначала надо построить выход из Москвы, потом из Санкт-Петербурга, потом когда-нибудь в обозримой перспективе их соединить. Если будут на то финансовые возможности. А в мае 2023-го на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи было объявлено о решении построить первую в России ВСМ между Москвой и Казанью.
Но планы в очередной раз поменялись. Летом 2023 года власти вновь вернулись к активному обсуждению проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Стало известно, что проектируемую магистраль могут продлить до Минска. Эту идею обсуждали на очередной сессии парламентского собрания Союза Беларуси и России. Министр транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что в ведомстве готовы обдумать предложение.
Строительство ВСМ между двумя столицами включили в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. По этим планам завершить строительство нужно в 2026-ом. Впрочем, уже сейчас понятно, что со сроками погорячились.
Опытный образец российского поезда будет представлен в 2026 году, а первые 28 составов выпустят на рельсы к 2028-му, как раз к завершению строительства высокоскоростной магистрали. Под новую железную дорогу реконструируют станцию Санкт-Петербург-Главный и построят техническую станцию Обухово-2. В Москве для неё будет организован дополнительный терминал на Рижском вокзале. Проект предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава.
Запуск высокоскоростной магистрали позволит нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузить аэропорты и поспособствует росту внутреннего туризма, считают в Минтрансе России. Строительство отдельной пассажирской линии освободит для грузоперевозок железнодорожный участок между Москвой и Петербургом. Это позволит нарастить их на 30 миллионов тонн – до 74-х миллионов тонн в год. Также ожидается, что с вводом в эксплуатацию магистрали пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35%, до 43,4 миллиона пассажиров. Кроме этого, её запуск обеспечит рост рабочих мест, налоговых поступлений и появление новых индустриальных кластеров в зоне прохождения путей.
Стоимость проезда на высокоскоростном поезде будет сопоставима со стоимостью авиабилета. Но и сейчас проезд на «Сапсане» также сопоставим со стоимостью авиабилетов, при этом поезда загружены пассажирами, так как это экономит время. А на ВСМ экономия времени будет ещё больше, так что, по оценкам экономистов, спрос будет. И – что не особо афишируют официальные релизы, но очевидно само по себе – скажется на военной логистике.
Возможно, этим последним обстоятельством и объясняется, что средства на проект, которые никак не находились в период дорогой нефти 2000-х и относительно благополучных 2010-х годов, изыскали сейчас, в весьма непростое, с точки зрения экономики, время. Железные дороги в России всегда были стратегическим объектом, обеспечивая связанность территорий и возможность оперативной переброски материальных и людских ресурсов.
А денег потребуется много. Главная проблема высокоскоростных линий – это колоссальные капитальные расходы на строительство. Строить планируется на основе государственно-частного партнёрства, впрочем, слово «частный» в данном случае звучит довольно условно.
Общая стоимость работ оценивается в 1,8 триллиона рублей. В качестве базового сценария проекта ВСМ рабочей группой принята следующая структура финансирования. Была создана компания «ВСМ две столицы», которая принадлежит Федеральному агентству железнодорожного транспорта Минтранса России. Инвестиции будет вносить бюджет – взносы со стороны ведомства в уставной капитал компании – эта сумма составит от 218 миллиардов рублей. Ещё 290 миллиардов будет привлечено с помощью инфраструктурных облигаций, которые выкупит пенсионный фонд «Газфонд». 903 миллиарда привлекут за счёт кредитных средств Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Также потребуется совокупная поддержка государства в объёме 609 миллиардов рублей на период строительных работ по проекту. Принцип самоокупаемости проекта подразумевает, что деньги вносятся на долгосрок, под небольшой процент (около 3% годовых) с полным возвратом к 2050-му.
Добавим, что проект находится на особом контроле Президента России, и поручение о выделении первого транша из ФНБ в размере 300 миллиардов рублей было дано в апреле сего года. А это даёт надежду, что своя ВСМ в стране всё-таки будет построена.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.08.24 в 07:15
будут москвичи и ленинградцы "на метро" между столицами ездить, счастливцы :)
Я вот тоже считаю, что это круто.... Но вот боюсь представить какая будет цена билета??? Сейчас, к слову, стоимость сапсана и ласточки разница более чем в 2 раза.... Разница по времени - 2 часа...
"Это формальное условие необходимо для выделения первого финансирования из Фонда национального благосостояния в размере 300.000.000.000 рублей на возведение магистрали"
В этом предложении ужасно все!
там ещё про самоокупаемость. так что денежки должны вернуться. надо верить :)
А вы думали дорога будет бесплатной?
Жаль только по факту на строительство уйдёт меньше, по бумагам больше, а вернуть (если это так) надо будет столько, сколько по бумагам..... Просто химия цифр....
все деньги утекают по карманам пока из точки а в точку б идут :(
Россия - большая страна, которую необходимо объединять скоростными дорогами.