Масштабная трансформация по Хуснуллину

Обсуждение: 5
4692

Вице-премьер уверен, что «цифра» делает строительную отрасль прозрачной и доступной

Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин дал интервью нашим коллегам из журнала «Вестник государственной экспертизы». Специальный выпуск этого аналитического СМИ, издаваемого Главгосэкспертизой России, посвящён цифровизации в строительстве. Предлагаем наши читателям ознакомиться с ответами господина Хуснуллина на вопросы издания.

***

– Марат Шакирзянович, пандемия стала непростым испытанием для экономического развития всей страны и для Вас лично как куратора строительной отрасли. Какое решение из принятых за полтора года Вашей работы на посту вице-премьера было самым трудным, но критически важным с точки зрения оперативных задач и долгосрочных перспектив развития стройкомплекса страны?

– Несмотря на то, что ряд регионов на каком-то этапе остановили стройки, общие по стране темпы строительства не снизились, и, больше того, мы перевыполнили все ключевые показатели по итогам 2020 года. Благодаря оперативному реагированию в сложнейших условиях пандемии, когда нарушены цепи поставок, отрасль не только выжила, но и продолжила развиваться. Нам было важно избежать негативных последствий и не допустить заморозки строек, потому что это привело бы и к остановке множества других отраслей. И я могу сказать, что мы справились с задачей как в прошлом, так и в текущем году, практически по всем направлениям идём с опережением графиков.

Как удалось это сделать? О каких созданных предпосылках идёт речь?

– Во-первых, нам удалось сохранить рынок. В жилищном строительстве, несмотря на мировой экономический кризис, было важно стимулировать дополнительный спрос и повышать платёжеспособность граждан при покупке жилья. Что касается спроса, то на новое жильё сейчас он достаточно большой. Кто-то впервые решает жилищный вопрос, а кто-то хотел бы улучшить уже существующие условия проживания. Комплексный подход в развитии даёт свои плоды. Сегодня мы стремимся строить жильё и сразу создавать комфортную городскую среду с современной инфраструктурой. Помимо этого, по стране активно реализуется проект по расселению и ликвидации аварийного жилья. Кроме того, Правительством разработаны и используются льготные программы ипотеки.

А как поддерживали бизнес?

– В условиях принятия мер антикризисной поддержки по поручению Президента бизнесу была оказана серьёзная помощь. Для улучшения деловой среды в строительстве девелоперам, сохранившим рабочие места и не сорвавшим сроки сдачи жилья, были предоставлены льготные кредиты с субсидированием ставки за счёт государства. Дополнительно в Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства было направлено 30 миллиардов рублей для завершения строительства проблемных домов. И если вкупе с вопросом льготного ипотечного кредитования дать оценку принятым мерам, то их можно назвать беспрецедентными. Они дали мультипликативный эффект в развитии экономики: предоставили гражданам дополнительные финансовые возможности для решения жилищного вопроса, обеспечили загрузку индустрии, сохранив тем самым и налоговые поступления, сохранили рабочие места, поддержали бизнес, сократили число «обманутых дольщиков» и не допустили возникновения нового незавершённого строительства.

Мы и сегодня в режиме мониторинга держим руку на пульсе в вопросе кадрового обеспечения и стараемся пресекать попытки взвинчивания цен на строительные материалы.

– Один из целевых индикаторов программы по улучшению деловой среды – сокращение срока выдачи разрешения на строительство до семи дней. Благодаря каким средствам можно будет достигнуть этой цели?

– Для снижения административных барьеров мы уже провели на законодательном уровне большую работу по сокращению количества обязательных требований в строительстве. Считаю эти изменения основообразующими для отрасли. Так, например, мы определили универсальный перечень процедур и сократили количество дополнительных согласований. А если говорить об обязательных требованиях к организации пространства внутри зданий, которых насчитывалось порядка 10.000, то их число уменьшилось на 3.000 в 2020 году, а в 2021 году ещё 3.800 мер перешли в статус рекомендательных. Таким образом, их общее число уменьшилось более, чем в три раза.

Какой экономический эффект ожидается от таких нововведений?

– По нашим расчётам, дерегулирование отрасли приведет к сокращению инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов. Для наглядности я всегда привожу пример: по новым правилам срок строительства пятиэтажного многоквартирного дома уменьшится до трёх лет и девяти месяцев, или до 1.300 дней. Эта масштабная трансформация отрасли даст увеличение оборачиваемости денежных средств.

Как Правительство на практике будет помогать регионам справиться с этой и другими задачами по устранению административных барьеров?

– Как видите, Правительством многое сделано на федеральном законодательном уровне. Сейчас важно разработать условия для успешной правоприменительной практики. И здесь важен анализ реализации задач в регионах. Мы совместно с Минстроем, «Дом.РФ», международной компанией BCG, Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) тщательно изучаем лучшие практики, проводим исследовательскую работу и находим индивидуальный подход для каждого субъекта с учётом экономических предпосылок, природных и климатических особенностей.

Благодаря такому подходу регионы выстраивают свой путь для выполнения планов по объему строительства.

Если говорить об индивидуальном подходе, как проходит обсуждение участия в федеральных программах, например, при отборе региональных проектов с использованием инфраструктурных кредитов? На чём Вы заостряете внимание претендентов?

– Инфраструктурные кредиты распределяются с учётом социально-экономических и бюджетных характеристик региона – численности населения, уровня долговой нагрузки субъекта и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Исходя из этих критериев, субъектам установлены лимиты.

Окончательное решение будет приниматься при конкурсном отборе самих проектов. Тут во внимание будут взяты соотношение объёма привлекаемых бюджетных и внебюджетных средств, количество созданных рабочих мест на 1 миллион рублей, а также объём поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации проекта в консолидированный бюджет субъекта Федерации. Освоить целевым образом за такие короткие сроки полтриллиона рублей – очень непростая задача.

На какие цели возможно потратить инфраструктурные бюджетные кредиты?

– Разработанный финансовый инструмент предназначен для строительства инфраструктуры. Это средство для комплексного подхода к развитию территорий, и его использование неразрывно связано с жилищным строительством для достижения показателей национальных целей. Кредиты можно направить, например, на строительство и обновление инженерных сетей, развитие дорожной и транспортной сети.

Какие из реализованных или строящихся дорожных проектов Вы бы назвали эталонными для России?

– Я бы привёл в пример полностью открывшуюся недавно Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Этот проект не только решает задачу развития крупнейшей в стране московской агломерации, но и встроен в цепочку магистральной инфраструктуры всей страны. Также при строительстве ЦКАД были воплощены все прогрессивные идеи. Какие-то передовые технологии уже внедрены, какие-то планируются к запуску в недалёком будущем. Уже используется цифровая система «Свободный поток». Она обеспечивает безостановочное движение транспорта при въезде и выезде с платных участков трассы, что способствует увеличению её пропускной способности. Также на ЦКАД построен уникальный Центральный пункт управления автодорогой и подключена система мониторинга состояния дорожного полотна «Умная дорога». Она позволяет в автоматическом режиме следить за актуальной обстановкой, погодными условиями и состоянием дорожного полотна. Уже скоро мы начнём отрабатывать в тестовом режиме вопрос использования беспилотного транспорта. Замечу, что для каждого субъекта необходим индивидуальный подход в разработке и внедрении планов регионального развития с учётом его особенностей.

Если говорить о региональном развитии дорог, какие основные тренды сегодня существуют?

– Развивая дорожное строительство, мы выполняем одновременно две ключевые задачи. Одна из них – это стратегическое развитие магистральной транспортной системы и опорной сети дорог для сбалансированного пространственного развития страны в целом. Другая – обеспечение безопасности для участников дорожного движения. И развитие дорог в крупных агломерациях сегодня показывает приоритет цифровизации. Она является эффективным инструментом для увеличения пропускной способности трасс, а также для мониторинга состояния дорожного полотна.

– Последнее время в федеральной повестке уделяется большое внимание цифровизации строительства в целом. Какая роль здесь отводится цифровым инструментам, разработанным, в том числе, Главгосэкспертизой России?

– Благодаря внедрению новых цифровых продуктов строительная отрасль становится более прозрачной и доступной. А переход к прозрачности в строительстве – это ключевой драйвер в развитии. Сегодняшний опыт использования информационных систем, да и сама штабная онлайн-работа с регионами ясно показали, что без цифровизации мы не сможем быстро управлять и принимать решения, оказывать услуги. Поэтому мы ведём цифровую трансформацию всей строительной отрасли. Наша задача – максимально быстро комплексно внедрить исключительно электронные услуги, чтобы в идеале мы, оформив права на землю и получив градостроительные решения, могли выходить на стройплощадку.

И в этой связи Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ), созданная Главгосэкспертизой России в 2020 году, – это основообразующий шаг на пути использования новейших цифровых технологий для создания экосистемы инвестиционно-строительного цикла.

Статистика распространения пользователей ЕЦПЭ говорит сама за себя – за год существования уже 22 региона (по состоянию на сентябрь 2021 года их число возросло до 37-ми – ред.) заключили постоянные договоры на использование новой цифровой платформы, и больше половины субъектов её тестируют в пилотном режиме. А учитывая тот факт, что на базе ЕЦПЭ можно развивать другие направления в сфере капитального строительства, я вижу хорошие перспективы для ее актуальности в будущем.

– Какие другие основные цифровые инструменты используются или будут использоваться с участием бюджетных средств?

– Мы переходим на обязательное ведение информационной модели объекта при подготовке проектной документации на строительство с использованием бюджетных средств. Внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ), они же BIM-технологии, будет способствовать повышению качества проектирования, точности смет и эффективному планированию капитальных вложений. Уже сейчас в регионах мы приступили к подготовительным работам по их запуску и планируем с 1 января 2022 года в рамках первого этапа перевести на них государственных заказчиков.

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы с нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев, дорогие читатели!

 

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам из пресс-службы Главгосэкспертизы России)

01.10.21 в 09:51
  • Полианна
    Полианна 01.10.2021 в 20:10 пишет:

    Всё хорошо, прекрасная Маркиза! Всё хорошо, всё хорошооооооо!!!

    Чёт вспомнилось вдруг….

    Ответить
    Павел Федяев
    Павел Федяев 02.10.2021 в 22:03 пишет:

    С глубоким уважением отношусь к Марату Хуснуллину, а диванных критиков всегда будет много. И даже готовых помочь большому чиновнику. Хорошо, что до дела не доходит, иначе страну бы давно развалили.

    Ответить
    • Илья
      Илья 03.10.2021 в 12:27 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Вы знаете сколько недвижимости у родственников этого большого чиновника????? ДИВные критики бы онемели от таких баХаДств!

      Ответить
    Владимир Бондаренко
    Владимир Бондаренко 06.10.2021 в 17:46 пишет:

    Готовы ли наши информационные базы к работе с новым продуктом, есть ли у нас уровень подготовки конструкционных решений, отдельных фрагментов здания, материалов для эффективного применения и совместимости с BIM? А может это один из инструментов новой волны экспансии и увеличение зависимости отрасли от забугорных технологий? Да и самый простой, и нужный вопрос, во что обойдется переход на BIM технологии для компаний, для отрасли, для страны? Не станет ли это новшество ещё одной причиной монополизации рынка строительных услуг?!

    Ответить