Памятные мероприятия, приуроченные к 110-летию со дня рождения архитектора Михаила Посохина (1910 –1989), который почти четверть века занимал пост главного архитектора Москвы, пройдут в Томске и в Москве. Об этом ТАСС в минувшее воскресенье рассказал сын архитектора, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, руководитель компании «Моспроект-2», народный архитектор РФ Михаил Посохин.
В воскресенье исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Посохина – советского архитектора, академика Академии художеств СССР, народного архитектора СССР, автора проектов высотного жилого дома на площади Восстания в Москве (Кудринской площади), Дворца съездов в Кремле, застройки Нового Арбата.
«Поскольку Михаил Васильевич родился в Томске, там же закончил школу, в университете учился некоторое время, поэтому сначала памятные мероприятия пройдут в этом городе. А когда пандемия поутихнет, мы предполагаем сделать ещё и в Москве выставку его живописных работ», – сказал сын архитектора. По его словам, всего может быть выставлено около ста работ, в качестве площадок рассматриваются Российская академия художеств и Музей архитектуры имени Щусева.
Помимо государственной деятельности и архитектуры, Михаил Васильевич занимался ещё и живописью, был замечательным акварелистом, пояснил собеседник ТАСС. По его словам, отца интересовали старинная архитектура и древнерусские города – например, такие как Суздаль, а также московские и подмосковные памятники. «Собственно говоря, одним из толчков для переезда в Москву было то, что акварели, которые отец отправил Алексею Викторовичу Щусеву, настолько тому понравились, что тот пригласил его сотрудничать в мастерскую, и он сразу стал одним из ведущих архитекторов в мастерской Щусева», – сказал Посохин-младший.
Говоря о значении наследия Михаила Васильевича для потомков, собеседник агентства подчеркнул, что проекты того времени ассоциировались с достижениями народа и выражали настрой на оптимистическое продолжение жизни в послевоенное время. «Его наследие говорит о том, что наши архитекторы чрезвычайно талантливы, если получают фундаментальное классическое образование и на этом фундаменте, используя инновационные технологии, вполне способны сами, без помощи иностранных специалистов делать любые выдающиеся произведения архитектуры. И инженерные, кстати, тоже, потому что, скажем, никто сооружения, подобного Останкинской башне, еще не построил», – сказал Посохин-младший.
Михаил Посохин родился 13 декабря 1910 года в Томске. Ученик Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, он и сам воспитал множество советских архитекторов. Работы Посохина-старшего во многом определили архитектурный стиль советской эпохи. Архитектор руководил работами над Генеральным планом развития Москвы 1971 года и почти четверть века занимал пост главного архитектора Москвы (1960 – 1982). Посохин оказал значительное влияние на развитие в СССР строительства жилых домов по типовым проектам. По его проектам было построено множественно правительственных и жилых зданий, а также целых районов. Именем архитектора назван проектный институт в Москве – «Моспроект-2».
Обласкан милостью царей
Оставил шрамов ты не мало
Рукой безжалостной своей...
Узри же, что с Москвою стало!
Кругом «коробки» и бетон
Теснят «московскую старушку».
Но ласковый «Вечерний звон»
Нельзя играть под колотушку.
Сие талант? И что за вкус
Советским людям прививал ты?
Такой архитектуры груз,
Как на ослице красны банты.
Кому борщ жидкий, кому жемчуг мелкий.
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними – рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, – какой-то
Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось все! Ты стала, в буйстве злобы,
Все сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн...
В. Брюсов