Оказывается, не столь давно был издан и даже выдвинут на премию «Новые горизонты» роман под лаконичным названием «СРО» за авторством Дениса Дробышева.
Аббревиатура значит именно то, к чему привыкли уважаемые читатели нашего сайта – саморегулируемую организацию. Как сообщается в аннотации, в фокусе произведения описана конкуренция двух организаций, Космопрома и Космостроя (уж не про НОСТРОЙ и НОПРИЗ ли идёт речь?!), предлагающих разные способы освоения космического пространства, а в конечном итоге и бюджетных средств. Перед нами своего рода производственный роман «ближнего прицела». Впрочем, и ракеты, и даже гуманоиды в тексте тоже присутствуют.
Хлопотов вспомнил фразу, часто повторяемую отцом в подпитии: «Юношам, вместо того, чтобы считать чужие барыши и глядеть в звёздные дали, нужно учиться крепче стоять на земле». Наглое похищение подтверждало правоту отца и насчёт неустойчивости положения космического менеджера, и насчёт изнанки СРО-процесса.
С описанием корпоративных интриг и сложно устроенной личной жизни топ-менеджеров соседствуют картины трудовых будней простых работяг-гуманоидов. Скрепляет два разных мира личность и карьера Виктора Хлопотова, выбившегося из железнодорожной ремонтной бригады в директора департамента СРО «Космопром».
Но это теперь было очевидно, а десять лет назад студент экономфака Витя Хлопотов изучал биографии СРО-магнатов и мечтал оказаться рядом с ними. Саморегулируемые организации (сокращенно – СРО) зарождались полвека назад как профессиональные союзы коммерсантов. Организация профсоюзного движения среди бизнесменов происходила под пристальным взглядом правительства. Главари ассоциаций собирали дань со всех предприятий своей отрасли и часть прибыли несли депутатам и чиновникам, чтобы те принимали выгодные им законы и указы. Проработала эта штука не долго. Хлопотов не помнил, какой именно президент подписал соглашение о вступлении России во Всемирную торговую организацию, но помнил вывод, который был жирным шрифтом обозначен в учебнике: «ВТО погубила российскую промышленность, которая не выдержала конкуренции с захватившими рынок иностранными конкурентами».
Рецензенты отметили, что над текстом витает тень Виктора Пелевина, «единственного и неповторимого, но автор, к его чести, и сам говорит об этом». Тем временем гротескное повествование становится злободневным социальным высказыванием. Например, поиски модели разумного устройства общества приводят главу Космостроя Макария Аматидиса к временам не развитого феодализма даже, а блистательной античности с непременным поклонением Зевсу и говорению гекзаметром. А вот сопутствующая этой социальной архаике колонизация космических просторов вызвана разведкой внеземных ресурсов – «нефтяных планет».
Дальнейшую историю саморегулирования Хлопотов изучал уже в корпорации Охальника на курсах повышения квалификации. «Банкротство предприятий, по идее, должно было привести к развалу профессиональных ассоциаций. Нет производства – нет промышленного лобби. Логично? Но заводы заросли таёжным лесом, а СРО до сих пор процветают. Как так?», – недоумевал Хлопотов, будучи СРОшным новобранцем. Противоречие разрешилось, когда начальство посвятило его в секреты программы космической колонизации. За прозрение пришлось заплатить подпиской о неразглашении государственной тайны и возможностью выезжать за границу. Однако сегодня утром выяснилось, что за комфорт, обеспеченный господином Охальником – ведущим игроком СРО-проекта, придётся платить дороже.
Злая сатира на современные реалии в современной отечественной фантастике встречается не столь часто (хотя в этом контексте можно и следует вспомнить некоторые произведения писателя-кузнеца Алексея Лукьянова). Жанр словно чурается острых тем, предпочитая актуальным проблемам бегство в иные времена, в литературные миры, в миф и сказку. «СРО» как редкое исключение достойно внимания.
А вот ещё любопытные отзывы рецензентов с той самой премии «Новые горизонты».
Андрей Василевский: «В самом кратком пересказе (устном или литературно-критическом) эта история вызвала бы у меня немедленную реакцию: «хочу прочитать!». Или даже: «это обязательно надо читать!» Но увы… сделано всё так топорно и безвкусно…».
Лев Лобарёв: «Чо. Ну это… Как бы да. Ехидно. Грубо. Физиологично. В целом, наверное, неглупо. Оппоненты обозначены честно: «Омон Ра» даже задействован в сюжете, а эпизод про Быкова и спецкостюм вшит в текст без единого грубого шва.
О живых персонажах говорить не приходится, персонажи вообще существуют исключительно затем, чтобы иллюстрировать собой. Степень условности всего происходящего зашкаливает. Многие куски текста не нужны для сюжета, зато всё с новых и новых сторон показывают гротескную убогость реальности. Впрочем, это всё не недостатки, а особенности, тут придираться не к чему.
В целом, «СРО» больше сатирически-философский трактат, чем художественное произведение. Предполагаю (сейчас будет незаслуженный комплимент), что Свифт реализовывал аналогичные задумки, чтобы впервые понять/осознать животную природу человека. А престарелые предперестроечные диссиденты писали в чём-то схожие тексты чтобы взломать залакированную псевдореальность соцреализма (ничего не скажу, «Москва 2042» Войновича, пожалуй, что, и пофизиологичней будет). Но зачем писать такое сейчас – лично мне решительно непонятно. Что всё плохо, мир дерьмо и люди сволочи, мы, спасибо, знаем и так. А больше никакой информации текст не содержит».
Константин Мильчин: «Бизнес-роман про гастарбайтеров и межзвёздные перелёты. В принципе, что-то подобное было у Латыниной в «Нелюди», да и ещё много где, но книга, безусловно, симпатичная. Особенно автору удались образы безумных олигархов, хотя это и добавляет вполне серьёзному роману черты антикапиталистического памфлета».
Михаил Назаренко: «Тут я и сказать-то могу немного, кроме того, что социальную сатиру так писать не надо. Текст сделан так, что не вполне понятно, где просто плохо, где псевдо-Сорокин, почему так ужасны диалоги, то и дело переходящие в лекции, и почему Аматидис, говоря подозрительным по ямбу тоном, постоянно с ямба сбивается».
Как нам удалось выяснить из поисков на просторах рунета, в бумажном виде книга так и не вышла, однако заинтересовавшиеся читатели легко смогут нагуглить либо наяндексить текст для ознакомления. Занимает он всего 164 странички. И – сразу предупреждаем – имеет пометку 18+. Обычно так маркируются не любовные сцены (там ставят 16+), а разнообразную кровавую расчленёнку с физиологическими подробностями. Впрочем, это уже просто предположение.
Как видно из отзывов, господам литературным критикам роман о СРО по вкусу не пришёлся. Как знать, может потому, что далеки от саморегулируемой кухни и не смогли оценить её нюансов? А мы обращаемся к читателям сайта – не доводилось ли кому-то знакомиться с этим творением? Поделитесь впечатлением, каким получился рассказ про межгалактическое саморегулирование. Также будем рады и самому автору, если он вдруг увидит эту статью и согласится пообщаться с саморегулируемым сообществом.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Предлагаю редакции сделать аудивариант книги и разместить на сайте)))
Буду рад любому формату. без регистрации и ввода личных данных.
Почитал ещё рецензии, похоже Дробышев в теме. Одна из сцен напомнила рейдерский захват НОПРИЗ несколько лет назад. Стало интересно прочитать целиком.
Ну, это только если он провидец. Дата написания книги - 2014 год, а захват был в 2017 году кажется. Может это НОСТРОЙ прочтение книги вдохновило?)))
В любом случае эта тема явно автора зацепила, а противоречивые отзывы говорят лишь о непросвещенности некоторых)))
Обязательно почитаю, спасибо За-Строй за просвещение)))
Только увековечивать СРО не хватало! Сжечь надо все экземпляры и рукопись вместе с ними, чтобы никому на глаза не попадалась!
Чё курим? Скиньте в личку название продукта, хочу тоже попробовать... И чтобы корабли кругом, и космоСРО во всей красе туда-суда вжик-вжик...