Межрегиональная общественная организация по защите прав саморегулируемых организаций «Лига юристов СРО» подготовила письмо, в котором отражено коллективное мнение правозащитников по важнейшему для всех саморегуляторов вопросу (копия есть в распоряжении редакции За-Строй.РФ).
Юристы Лиги напомнили, что, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным, согласно законодательству Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Также соответствие участников закупок требованиям, установленным согласно с нашим законодательством, содержится в части 6 статьи 3 и пункте 9-10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьёй.
В силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Таким образом, для подтверждения участниками закупки на сумму более 10-ти миллионов рублей необходимо представить документ о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
До 1 сентября 2022 года таким документом, согласно части 4 и 5 статьи 55.17 ГрК РФ, являлась выписка из реестра членов саморегулируемой организации. Однако Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 55.17 ГрК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует упоминание о каком-либо документе, подтверждающем членство индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации.
В новой редакции статья 55.17 ГрК РФ (с 1 сентября 2022 года) предусматривает, что саморегулируемая организация обязана вести реестр членов СРО в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. При этом, сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Требования к раскрытию на сайтах Национальных объединений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений из Единого реестра установлены пунктами 5 и 6 Правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945.
Таким образом, законодательством РФ не определён документ, являющийся подтверждением членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Документом, подтверждающим членство лица в СРО, может быть как ставшая традиционной и привычной выписка из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, выписка из реестра членов СРО, так и свидетельство о членстве, справка, выданная уполномоченным лицом саморегулируемой организации, выписка из протокола соответствующего органа СРО о приёме лица в члены совместно с документом, подтверждающим оплату взносов в соответствующий компенсационный фонд.
1.
Как в таком случае поступать заказчику при осуществлении закупки?
Заказчик, исполняя требования законодательства Российской Федерации, устанавливает в документации о закупке требование к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом представление какого-либо документа участником закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
Заказчик, самостоятельно на официальном сайте НОСТРОЙ ознакамливается со сведениями из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах и фиксирует их наличие либо отсутствие в указанном реестре.
Фиксирование сведений из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах осуществляется нижеизложенным образом.
При нахождении или отсутствии сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе должностное лицо заказчика делает скриншот с экрана монитора компьютера.
Данный скриншот добавляется в файл формата .doc и проставляются следующие реквизиты:
- место и время составления;
- ФИО должностного лица, сделавшего снимок с экрана устройства;
- адрес web-страницы, с которой сделан данный снимок;
- подписывается электронно-цифровой подписью должностного лица заказчика;
- сохраняется в папке для документов конкретной закупочной процедуры.
При необходимости файл может быть распечатан и скриншот заверен собственноручной подписью должностного лица заказчика.
О принятии в качестве доказательств скриншотов судами говорит пункт 55 постановления пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 года № 10:
55. Допустимыми доказательствами являются, в том числе, сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещённых в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени её получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).
Возможность использования скриншота как доказательства в судебных процессах подтверждают многочисленные решения и определения Верховного Суда РФ, арбитражных и областных судов:
- № 5-АД17-109 от 10 января 2018 года («Приведённые обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: ...скриншотом объявления с сайта «Avito.ru» о продаже знака...»);
- № 5-АПГ18-44 от 20 июня 2018 года («…что подтверждается скриншотами страниц сайта, представленных в материалах дела...»);
- № АПЛ18-58 от 5 февраля 2018 года («...скриншоты интернет-страниц отправлений по электронной почте...»);
- Апелляционное постановление Курганского областного суда по уголовному делу № 22-635/2014.
2.
Как поступать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в случае, если заказчик потребовал выписку из реестра членов саморегулируемой организации?
Как уже разъяснено выше, Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменил выписку из реестра членов СРО как документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации и право осуществлять соответствующую деятельность.
Вместе с тем требование о представлении выписки из реестра членов СРО сохранилось в подпункте «б» пункта 38 постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
При этом форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций, утверждённая приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 года № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не отменена.
Право выдачи выписок из реестра членов СРО закреплено во внутреннем документе саморегулируемой организации о реестре членов СРО. Обязанность саморегулируемой организации разработать и утвердить такой документ установлена пунктом 3 части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Необходимо отметить, что саморегулируемая организация несёт ответственность за достоверность сведений в реестре членов СРО, а также в выписке из реестра членов саморегулируемой организации.
Таким образом, с учётом постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615, приказа Ростехнадзора от 4 марта 2019 года № 86 и в отсутствие иных норм, регулирующих подтверждение членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выдача саморегулируемой организацией выписок из реестра членов СРО не запрещена.
3.
Как поступать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в случае, если Заказчик потребовал выписку из Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах?
Подпункт «е» пункта 9 Правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945, предписывает Ассоциации «Национальное объединение строителей» обеспечить предоставление сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц, осуществляемое без взимания платы.
В соответствии с Регламентом ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, утверждённым Советом Ассоциации «Национальное объединение строителей», протокол от 16 августа 2022 года № 193, по запросам заинтересованных лиц НОСТРОЙ вправе представить выписки из Единого реестра.
Таким образом, для получения выписки из Единого реестра индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо обратиться в НОСТРОЙ с соответствующим запросом.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ОТ РЕДАКЦИИ. По просьбам читателей публикуем оригинал письма Лиги юристов СРО.
По поводу выписок из реестра членов СРО.
Минстрой России на днях дал буквально следующий ответ:
"С 1 сентября 2022 года введен ЕДИНЫЙ реестр о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее – единый реестр, саморегулируемая организация соответственно), в составе которого саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации (часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс)).
Одновременно ОТМЕНЕНА процедура выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации в форме документа на бумажном носителе, а пунктом 8 части 8 статьи 55.20 Кодекса предоставление сведений из единого реестра по запросам заинтересованных лиц отнесено к основным функциям национальных объединений саморегулируемых организаций (далее – Национальное объединение).
(...)
Таким образом, предусмотренный законом механизм ведения единого реестра обеспечивает возможность заинтересованным лицам по запросу бесплатно получить актуальные сведения о членстве в саморегулируемой организации конкретного индивидуального предпринимателя, юридического лица в форме электронного документа в режиме реального времени с использованием интернет-сервиса, размещенного на сайте соответствующего Национального объединения.
Вместе с тем, сведения из единого реестра могут быть представлены по запросу заинтересованного лица Национальным объединением также в форме документа на бумажном носителе.
С учетом изложенного, срок действия таких документов законодательством не регламентирован, в связи с чем они остаются актуальными до внесения соответствующих изменений в единый реестр".
Клоун, ещё раз повторю свою позицию. Выдача выписок из реестра членов СРО, который ведется теперь СРО в составе Единого реестра, саморегулируемым организациям не запрещена.
Пожалуйста, выдавайте сколько хотите и кому хотите.
Вопрос в том, а является ли такая выписка юридически значимой? И второй вопрос, а кому она нужна теперь, если Единый реестр доступен 24 на 365 в году?
Даже в Вашем ответе указано на то, что, ну, если очень кому-то надо, то сведения из единого реестра могут быть представлены в форме документа на бумажном носителе. Очевидно, что этот вариант Минстрой уже видит как факультативный.
Вопрос тут такой, а разве в данном случае возникает противоречие между позицией Лиги юристов и ответом Минстрой России?
Мне представляется, что нет. Хотите сведения из Единого реестра - пишите в Нострой, хотите получить сведения от СРО - оно их выдаст. И что самое интересное - они это сделают законно в отсутвии запрета.
Но верно ставит вопрос Доктор - что будет принято заказчиком. Ответ очевиден - все то, что соответствует тому что есть в Едином реестре членов СРО. Поэтому это может быть любой документ, но лучше всего это скрин сделанный самим заказчиком, так как он самый актуальный на нужный момент
Более того, продолжу.
Любой здравомыслящий человек, когда ему принесут выписку из Единого реестра на бумажном носителе, всё-равно полезет в Единый реестр посмотреть актуальность сведений.
Я Вам поясню.
Есть такая статья 68 в АПК РФ. Аналогичная есть и в ГПК РФ. Согласно этой статье обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
А вот теперь представьте себе, что я - конкурсная комиссия.
В составе конкурсной документации есть требование о предоставлении документа, подтверждающего членство участников в СРО соответствующего вида.
Вы предоставляете мне бумажную выписку из некоего реестра членов СРО за подписью и печатью этой СРО. Выписку из Единого реестра членов СРО и их обязательств Вы не предоставили.
Вскрываем заявки. И я отклоняю Вашу, так как не предоставлено доказательство членства в СРО в установленной форме. Даже сверять содержание Вашей выписки с Единым реестром не собираюсь. Вот так.
Я прав или не прав в данной ситуации?
И второй вопрос. А оно Вам надо со мной после этого спорить и что-то мне доказывать в судах или в ФАС, теряя время?
Считаю, что не правы.
1. Нигде не указано, что именно является доказательством о членстве в СРО. Сведения из Единого реестра разве только они подтверждают членство в СРО?
Мне видится правильным рассматривать объем этих сведений.
2. Допустим вы считаете, что сведения из Единого реестра. Но есть и 315-фз. А там как раз реестр членов, обязательный для СРО.
3. Не проверив полноту и достоверность в представленной выписке из реестра членов, вы тем самым нарушили принцип конкуренции, так как участик обладал всеми необходимыми критериями для участия в закупке.
Единственное с чем соглашусь - споров, в том числе судебных, не исключить. Но это беда Минстроя и законодателя. А так получается, что переложили проблему на членов СРО и заказчиков.
Ну, вот и я про то же... Прав я или не прав? Какая разница?
Как я могу давать своим членам рекомендации, которые не являются бесспорными и могут их привести к потере контракта или необходимости судиться, если они натолкнутся на формализм бюрократа?
Скажите, а разве можно сейчас получить бесспорные комментарии? И если да, то от кого?
Ещё такой вопрос, если создана такая ситуация, почему саморегулируемых организациям самим не отрегулировать возникающие вопросы и предложить решение?
Полезет или нет не наше дело, а за непредоставление документа и разбираться не станут. Раньше звонили удостовериться. Ещё раз: это их ответственность.
Жить в стенах Арбитражного суда нам не привыкать.
Интересно как своё незнание вы собираетесь объяснять человеку, который ежемесячно платит взносы и от вас зависит будут у него деньги на следующий платёж или нет? Такие рассуждения ему точно не нужны?
Мне как юристу понятна позиция коллег из Лиги юристов. Считаю ее обоснованной.
1.До каких пор в Минстрое будут уродовать русский язык?! Не единый реестр о членах саморегулируемых организаций, а единый реестр СВЕДЕНИЙ о членах саморегулируемых организаций!
2.Закон "О саморегулируемых организациях" не отменил обязанность СРО вести свой реестр членов. А раз есть обязательный реестр, то и выписка из него вполне легитимна. Еще лучше этот постулат зафиксировать в новой редакции "Положения о реестре членов СРО", со ссылками на ст. 55.17 ГрСК и 945 ПП РФ.
3.Теперь выбор документа, подтверждающего членство подрядчика в СРО, остается за заказчиком. Он может запросить выписку в СРО, в НО, может посмотреть визуально на сайте НО в разделе единого реестра или сделать скриншот.
4.Количество поправок в Градостроительный кодекс РФ на 30.12.2021 составляет 146.
Может кому-то придёт светлая мысль в голову переписать его?
Переписать закон то можно, однако это займет скорее всего год. Во первых надо написать проект, далее он пойдет проходить оценку регулирующего воздействия,. потом ведомственное согласование. А еще не дай бог окажется, что наверху посчитают, что дополнительного регулирования не требуется по причине отсутствия отрицательной практики. В общем - это долгий ящик...
Лучше 1001 закладка? Давайте писать грамотно.
Не поняла, прошу разъяснить.
Заплатка. Речь о заплатке, конечно.
В этом я с Вами согласна. Но мы к сожалению с вами не допущены к написанию проектов законов...
По просьбам читателей публикуем оригинал письма Лиги юристов СРО. Документ в конце материала.