Вынужденным поводом для настоящей статьи послужили поступающие от работников членов саморегулируемых организаций многочисленные жалобы на уведомления о предстоящем исключении специалистов из НРС.
Так, в уведомлении, как правило, указывается следующее:
…В соответствии с пунктом 15 Приложения № 3 к Приказу Минстроя России от 15 апреля 2022 г. № 286/пр информируем о необходимости в течение 60 дней с момента получения настоящего уведомления выполнить требование о прохождении независимой оценки квалификации, установленное пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также предоставить копию документа о прохождении независимой оценки квалификации (свидетельство о квалификации) на адрес электронной почты: nrs.e-doc@nopriz.ru.
Обращаем Ваше внимание, что, согласно пунктам 5 и 6 приложения № 5 к приказу Минстроя России от 15 апреля 2022 г. № 286/пр, непрохождение независимой оценки квалификации не реже одного раза в пять лет является основанием для исключения сведений о специалисте из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
При этом, согласно пункту 3 приложения № 4 к приказу Минстроя России от 15 апреля 2022 г. № 286/пр, повторное включение сведений будет возможно не ранее, чем через два года с момента исключения сведений о специалисте из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
А суть проблемы заключается в том, что сотрудники НОПРИЗ и НОСТРОЙ, по указанию чиновников Минстроя России, неверно толкуют закон и игнорируют факты повышения квалификации (ПК) специалистами в период после их включения в НРС и до 1 сентября 2022 года.
Этот вывод следует не только из уведомлений о предстоящем исключении, но и из писем Национальных объединений в адрес СРО, которые попытались заступиться за своих членов и их работников (в качестве примера одно из таких писем Национального объединения прилагаю в конце статьи).
При этом, если внимательно посмотреть на даты в письме, то становится понятным, что сведения о повышении квалификации Национальным объединением принимались и учитывались в работе всего менее месяца: с 8 августа и по 1 сентября 2022 года.
Чтобы не быть голословными, обратимся к законодательству. Согласно части 5 Приложения 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2022 года №286/пр, основанием для исключения сведений о специалисте из НРС является невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в Национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, до истечения 5-ти лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.
Обратите внимание, что в указанной норме и вообще в Приказе и иных нормативных правовых актах не содержится требования своевременного направления документов о повышении квалификации в НОПРИЗ или НОСТРОЙ, а также не описаны правовые последствия такого ненаправления. Есть лишь требование о прохождении НОК до истечения 5-ти лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.
Главное – это было пройти ПК и получить удостоверение об этом до 1 сентября 2022 года. Только это обстоятельство имеет юридическое значение.
При этом следует отметить, что указанный Приказ, как и обязательность НОК, вступил в законную силу с 1 сентября 2022 года. То же касается новой редакции статьи 55.5-1 ГрК РФ.
С этой же даты утратило юридическое значение повышение квалификации, если оно получено после даты, о котором идёт речь в норме. То есть повышение квалификации лица могли пройти (получить документ о ПК) до 31 августа 2022 года включительно. И именно с датой повышения квалификации закон связывает начало отсчёта пятилетнего срока для прохождения специалистом НОК.
Например, если специалист прошёл повышение квалификации 20 июля 2022 года, то пройти НОК он обязан до 20 июля 2027 года. И это вне зависимости от того, сообщил он или не сообщил о ПК в НОПРИЗ или НОСТРОЙ.
Более того, согласно Приказу Минстроя России от 30 июня 2022 года №529/пр, при наступлении в 2022 году, в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ, срока прохождения независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, срок прохождения такой независимой оценки квалификации переносится на 12 месяцев.
Таким образом, даже если специалист не направлял до 1 сентября 2022 года в НОПРИЗ или НОСТРОЙ сведения о свежем прохождении повышения квалификации, но, де-факто, его прошёл, о чём имеются соответствующие документы, НОПРИЗ и НОСТРОЙ не имеют право не учитывать этот факт, имеющий существенное юридическое значение для принятия решения о сроках прохождения НОК и исключения лица из НРС.
Более того, если в последующем, после исключения лица из Национального реестра специалистов обнаружится обстоятельство того, что лицо всё-таки проходило ПК, например, в 2021-ом или 2022-ом, то такое лицо подлежит восстановлению в НРС.
И делать это НОПРИЗ и НОСТРОЙ обязаны добровольно, без судебных разбирательств. В противном случае, как уже было указано, сотни (если не тысячи!) судебных разбирательств Национальным объединениям обеспечены.
Дисквалификация ГИПа (ГАПа) сроком на два года просто не оставляет гражданину иного выбора, как обращаться за защитой своего права в суд.
И судя по месту регистрации НОСТРОЙ и НОПРИЗ, сотни исков будут поступать в один и тот же Пресненский районный суд города Москвы. Понравится ли это председателю суда? Очень сомневаюсь…
Также можно быть уверенным, что сотни жалоб параллельно будут направлены и в органы прокуратуры, и в Минстрой России, и в администрацию Президента России, в которой большинству бумаг, конечно, хоть и не дают сразу «хода с контролем», но всё систематизируют, копят и ничего не забывают…
Репутации НОПРИЗ и НОСТРОЙ, безусловно, будет нанесён непоправимый ущерб.
Данное обстоятельство рано или поздно породит грандиозный скандал общегосударственного масштаба.
В общем, по мнению Лиги юристов СРО, описанная выше позиция НОПРИЗ и НОСТРОЙ не сулит ничего хорошего ни специалистам НРС, ни членам СРО, ни самим Национальным объединениям, ни системе саморегулирования в целом.
Государство окончательно убедится в неспособности граждан и их объединений эффективно, успешно, тихо и без вмешательства власти САМОорганизовываться и САМОрегулироваться. А это только на руку врагам саморегулирования в России.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
27.03.23 в 13:26
"до истечения 5-ти лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства". Причем нигде не написано в нпа, что в 2023 (и позднее) нельзя до источения повышения квалификации оформить новое упк и таким способом получить отсрочку от нок еще на лет.
Здесь Вы не правы. После 1 сентября 2022 года ПК не заменяет НОК.
По Вашей логике же ПК заменяет НОК, если постоянно проходить ПК?
Именно! Но ПК не заменяет нок, а определяет момент наступления обязанности пройти НОК.
В смысле, не написано? Написана необходимость проходить НОК. А ПК - да хот каждый день его оформляй себе, никто не запрещал.
Читаем дословно и внимательно ч. 5 приложения 5 Приказа Минстроя от 15 апреля 2022 г. N 286/пр:
5. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55 5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16), до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.
Где вы тут увидели требование о получение УПК до 01.09.2022г.????
Вы не совсем те нормы читаете... И немного упрощаете.
ПК требовалось только до 1 сентября. Поэтому и норма распространяется только на то ПК, которое спецы прошли до 1 сентября 2022.
Нет, конечно, можете оставаться и при своем мнении. А вот сможете ли отстоять его в судах?..
Крайняя отсрочка - 31 августа 2027 года.
О как! У нас теперь разъяснения Минстроя являются руководством к действию для НОПРИЗа? Это что-то новое... Или НОПРИЗу так просто выгодно?
Когда надо, ссылаются на Минстрой, а когда не выгодно, пишут, что письма Минстрой нам не указ...
Минстрой РФ признался, что у него отсутствуют полномочия по разъяснению положений Градостроительного кодекса РФ.
"Поскольку юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения, в отсутствие полномочий Минстроя России по разъяснению положений Градостроительного кодекса Российской Федерации..." (из письма Минстрой РФ от 21.09.2022 № 19581-ОГ/02).
Всё правильно, у Минстрой отсутствуют полномочия разъяснения, но когда НОПРИЗ или НОСТРОЙ говорили о том, что Минстрой им не указ?
Кто назовет (знает) орган государственной власти, наделенный компетенцией (полномочиями) по разъяснению положений Градостроительного кодекса РФ?
1-е. Наличие или отсутствие в национальном реестре специалистов (НРС) сведений о прохождении им повышения квалификации до 01.09.2022 г. не является основанием для исключения сведений о нём из указанного реестра.
2-е. Нормативными актами не установлена обязанность лиц, сведения о которых включены в НРС, направлять сведения о повышении квалификации в национальные объединения.
3-е. Национальное объединение уведомляет лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре специалистов, о необходимости выполнения им требования, установленного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 Перечня случаев.
4-е. 60 дней дается как раз для того, чтобы лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре специалистов, либо предоставило сведения о повышении квалификации до 01.09.2022 г. либо прошло НОК.
5-е. Национальные объединения заинтересованы получить и БЫСТРО обработать все повышения квалификации до возникновения у них обязанности, указанной пункте 15 Порядка внесения изменений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства.
6-е. Национальные объединения ДОЛЖНЫ помнить, что они созданы саморегулируемыми организациями, которые в свою очередь созданы строительными организациями и ИП, то есть они (НО) не имеют права усложнять / создавать административные барьеры / противодействовать предпринимательской деятельности в области строительства / и т.д. для строителей.
Браво, Алексей Геннадьевич!!!
Но по пункту 4 есть уточнение.
Цитата: "4-е. 60 дней дается как раз для того, чтобы лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре специалистов, либо предоставило сведения о повышении квалификации до 01.09.2022 г. либо прошло НОК".
НОПРИЗ и НОСТРОЙ как раз в ультимативной форме и безо всяких там "либо" требуют ТОЛЬКО прохождения НОК под угрозой исключения из НРС, а не предоставления сведений о ПК. Вот в чем проблема.
Они считают такие ПК не имеющими юридической силы?
Кому они должны они всем простили. Больше не должны.
Вот интересно если действительно пойдет вал исков - например 1000 на одно НАЦСРО. И если только судебные расходы на представителя составят 20000 руб. в одном споре, это 20 млн будет выкинуто "на ветер". А зачем?
Может НАЦСРО проанализировав, потратить это деньги все же на реальное развитие реестров специалистов?
Всё бы было ничего, но дисквалификация на два года - это перебор.
Минстрой просто, возможно, не подумал, когда Приказ делал? И в этой части Приказ не гармонирует с Градостроительным кодексом. Может быть стоит СРОЧНО в этой части Приказ привести в соответствие, а не продолжать настаивать на дисквалификации в спорных ситуациях?
Может быть спецы тогда охотнее пойдут на НОК, а не в суд???
По-сути дисквалификация это будет ограничение на труд. Как бы тут не было нарушения конституционных прав...
А как мы знаем права могут быть ограничены только по решению суда и при достаточности законных оснований.
Сроница, Вы - большая молодец. В правильном направлении мыслите.
Я же не просто обращаю внимание НОПРИЗ и НОСТРОЙ на значительное количество возможных судов. А именно говорю про очевидную их проигрышность для Национальных объединений и ущерб их репутации.
Это ведь будет не только юридический, но и политический проигрыш.
Люди имеют профильное образование, повышение квалификации, значительный стаж и опыт, включены в НРС... И вдруг такое нелепое исключение и дисквалификация на 2 года. Лишение всего, по сути, на ровном месте!!!
Доктор, Приказ не обязательно переделывать. Его просто надо правильно читать и исполнять "без субъективных фантазий и хотелок".
репутация нацобов? а она какая, эта самая репутация?
«безупречная»
БлЯстящая.
Какой статус имеет регламент НРС НОСТРОЙ для физических лиц, сведения о которых внесены в НРС, в частности, требование о предоставлении ими нотариально заверенных заявления о внесении изменений в НРС (в части УПК) и копий документов, подтверждающих повышение квалификации?
Добрый день! Как на сегодняшний день развивается ситуация описанная в статье, есть какие-нибудь новости или подвижки в области оспаривания уведомлений НОПРИЗ? Столкнулись как раз с такой ситуацией сейчас.