Свои инициативы генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский озвучил на заседании рабочей группы «Качество и доступность трудовых ресурсов», которая прошла под руководством заместителя председателя областного Правительства Антона Зайцева.
Итак, что же предлагают специалисты одной из самых активных строительных региональных саморегулируемых организаций России?
Главная идея проста и понятна – формировать квалифицированный кадровый состав строительных организаций необходимо через повышение привлекательности и престижности рабочих и технических специальностей, а также создания конкурентной среды работодателей для студентов СПО и вузов Сахалинской области. А вот какие шаги для этого нужно предпринять на практике.
Первое предложение
Оно состоит в том, чтобы усилить пропаганду строительных профессий. Подходить к вопросу предлагается комплексно – развернув информационную кампанию в СМИ и социальных медиа, подумав о выпуске кинопродукции и даже детских игрушек! Одновременно нужно будет активизировать профориентационную работу, что называется, с младых ногтей – начиная от детских садов. Для малышей полезно будет проводить экскурсии на стройплощадки (на эту тему, кстати, в интернете можно найти немало занятных картинок от наших китайских соседей, где такой подход активно проводится в жизнь).
В школах уже можно открывать строительные классы, запускать наставнические проекты. В техникумах проводить ярмарки вакансий и закреплять студентов в строительных организациях.
Одновременно создавать условия в строительных компаниях и организациях государственных и муниципальных заказчиков для регулярной производственной практики студентов СПО и вузов. И уже в 2024-2025 учебном году нужно пробовать на последних курсах организовать индивидуальное обучение в рамках совмещения учёбы и работы в строительных компаниях региона.
Второе предложение
Обеспечение достойных социально-бытовых условий труда рабочих и специалистов на строительных площадках и в местах их временного проживания. Должен быть ужесточён государственный контроль при приёмке готовности строительных площадок и бытовых городков до начала основных работ на объектах, финансируемых за счёт средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Эту работу вполне могло бы взять на себя Агентство по труду и занятости населения, а также Государственная инспекция по строительному надзору.
Третье предложение
Предоставить отсрочку от призыва в армию выпускникам СПО на срок не менее 3-х лет при условии их трудоустройства в строительных организациях для закрепления молодых специалистов в строительной профессии.
Четвёртое предложение
Принять обязанность в создании профсоюзных организаций, объединяющих рабочих, механизаторов и специалистов строительных организаций, выполняющих бюджетные закупки, для защиты их интересов и эффективной деятельности работодателей (подрядчиков) с заказчиком в данном направлении.
Пятое предложение
Касается контроля условий оплаты труда. Оно состоит из двух тезисов.
Во-первых, переход на устойчивую почасовую оплату труда рабочих и механизаторов с постоянным государственным контролем заработной платы не ниже, чем установленной в сметах на строительство.
Во-вторых, при нарушениях работодателем выплаты, установленной в регионе оплаты труда (в зависимости от квалификации рабочих), лишение их права участия в государственных, муниципальных и иных бюджетных закупках.
Шестое предложение
Обеспечить молодых рабочих и специалистов строительной отрасли арендным жильём с государственным или корпоративным субсидированием арендной платы.
Седьмое предложение
Переход на планирование потребности в строительных кадрах по региональному признаку, а не по ведомствам
Восьмое предложение
Создание условий и заинтересованности в повышении квалификации самих рабочих и специалистов строительной отрасли, когда их заработная плата будет зависеть от квалификации. В том числе, повысить для рабочих специальностей значимость квалификационных разрядов.
***
Есть у Валерия Павловича и ответ на главный вопрос о том, кто и на какие деньги всё это будет делать? Саморегуляторы предлагают не изобретать велосипеды, а применить успешную мировую практику. А именно – законодательно ввести в обязанность инвесторам и заказчикам предусматривать в сметах контракта и перечислять в специальные фонды подготовки рабочих и специалистов строительной отрасли Сахалинской области 2% сметной стоимости строительства любых объектов на территории региона.
Вот такая разносторонняя программа по решению кадрового вопроса от дальневосточных саморегуляторов. Ждём Ваших комментариев и оценок, уважаемые читатели, – будет ли работать предложенный план или в нём тоже есть изъяны?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если подвести итог, то можно просто вынести предложение: сделать работу строителя нормальной.
И нигде не прозвучало две вещи, об которые запнутся все эти начинания:
1. Изменить систему государственных закупок строительных работ. Никакой НМЦК по ГЭСН, никаких непонятно как накрученных НР и СП, никаких включений в смету подрядчика лабораторных и других испытаний, никакого стройконтроля подрядчика, всё только за работу и точка. Заказчик выкладывает объёмку работ и проект, в котором прописано всё вплоть до того, как будет скажем железобетон приниматься - по кубикам или отрывом, все СВСиУ которые он желает видеть на объекте, все СИЗы, все системы страховки, огнетушители, пожарные щиты и прочее. Строители сидят и осмечивают только работу и еще раз работу - материалы, техника, зарплаты, реальные накладные расходы и сметная прибыль. И потом спецкомиссия, включающая специалиста из СРО (настоящего организатора строительства, кто на стройке работал), рассматривает: "А действительно ли за ту стоимость, которую предложил подрядчик, вообще можно что-либо качественно построить?" И объект комиссионно отдавать не тому, кто 5 мигрантов отправит траншею копать за 500 рублей, а тому, кто не экономит на операционном контроле и даже на копку ямы будет посылать геодеза, миниэкскаватор и мастера. Остался на руках у подрядчика временный пожарный щит, временный светофор или подмости - будь добр верни в бюджет возвратную сумму не менее 50% или передай заказчику на ответственное хранение или выбрось с актом размещения на полигоне ТБО или продай и сумму продажи перечисли в бюджет (в общем отчитайся куда дел имущество, купленное за деньги налогоплательщиков).
2. Никакой почасовой оплаты по сметам. Нет оплаты в час согласно рынку - пусть тогда сам стройконтроль заказчика и директор подрядчика за эти 250 рублей в час своими ногами бетон уплотняют. Только почасовая и только тариф в час с расчётом "на руки", обеспечивающий не менее 5кратной МРОТ в месяц за 22 дня по 8 часов или за 15 дней по 11 часов смены. Нужно больше - используйте малую механизацию и интенсификацию. Коэффициенты за сложность и виды работ обязательно - высота x3, стеснённые условия x2 (по полмоста/дороги или на чердаке), выемки и котлованы x2, действущие улицы, дороги, внутри жилых зданий x1,5, огневые с гидроизоляцией x2 и тд и тп. И обязательно должны быть выходные, хоть где - хоть на вахте, хоть в городе, хоть где. Все сроки - с учётом двух выходных в неделю или 2х2. Запрет на проектирование сроков производства работ вообще без выходных. Посчитали, что надо непрерывно 35 дней на работы и 5 человек рабочих плюс мастера и геодеза. Всё, расчёт на комиссию: срок работ 35+5*2=45 дней с выходными, человекочасы на зарплату 7*8*35=1960 из них 1400 - рабочих, по 280 мастеру и геодезу, на зарплату в час рыночную умножили - зарплата на руки, добавили налоги, пенсию, СФР - получили затраты на отчисления в бюджеты и фонды. Затянулся срок - простой не менее 50% от зарплаты в день и отнесение на заказчика согласно ГК РФ. Тогда наши госзаказчики наконец-то научатся согласовывать вносимые из-за проектных ошибок или непредвиденные изменения в ПД и РД за день.
Когда уже до всех директоров, руководителей СРО и прочих дойдёт - человек идёт в строительство зарабатывать, а не думать о том "Кем Вы себя видите через 5 лет в нашей организации?" И если объект находится удалённо, скажем - на дороге - то должен использоваться ТОЛЬКО вахтовый метод работы с полным обеспечением жильём, питанием и санитарно-гигиеническими условиями.
Согласна с тем, что работа строителя одна из самых незащищенных, но вообще «нормальной» мало у кого можно… Даже офисные планктоны вечно страдают от неоплачиваемых переработок, например… Поэтому сейчас дефицит то и тут и там…
Вот об этом и речь. Нужна тщательная проработка каждого пункта и его подпункта.
Вообще кроме детских игрушек, конечно, потому что они словом есть, всё остальное по делу, не поспоришь... Насколько это всё двинется вопрос следующий…
Вот только т.н. "офисный планктон", то бишь, например, инженеров ПТО, все работодатели требуют с высшим образованием, для которого надо 5 лет учиться в ВУЗе, да ещё и всё запрофстандартизировали. Тогда неясно - зачем учиться в ВУЗе? Чтоб потом платили как попало с неизвестным KPI и довешивали обязанностей за ту же зарплату? Рабочий зарабатывает с объекта, "офисный планктон" ака инженеры зарабатывает с масштаба нескольких объектов. Инженеру не надо каждый день сидеть на объекте (кроме наверно, резидента СК - и то навряд ли), поэтому он заработать больше рабочего может только за счёт кураторства нескольких объектов сразу. А переработки возникают из-за устаревшего и наглого бюрократизированного подхода со всякими ПОС, ППР, ТК и прочим барахлом типа исполнительной схемы на обмазочную гидроизоляцию. Знают ли наши ПОСовики, считающие машиночасы по формулам, например, что автокраны не ездят на стройку меньше чем на 4 часа работы? Знают ли наши ППРщики, что ни один бульдозерист в здравом уме не поедет по откосу даже с заложением 1:2, чтобы снять какой-то там растительный грунт и потом перевернуться там же в этот же грунт - ведь для этого давно существует экскаватор с планировочным ковшом? Знают ли наши ОТшники, что ни один рабочий не будет резать арматуру отрезным станком при наличии болгарки, потому что это быстрее и проще (если руки конечно не из задницы)? Знает ли наш стройконтроль и заказчики, что согласно таблице 5.10 СП 70.13330 нет такого вида контроля армирования как "Исполнительная схема", которую сейчас бывает даже геодезов заставляют рисовать со съёмкой стержней? Вводите в смету соответствующие затраты и платите специалисту - будет вам хоть рисунок Моны Лизы. Надо заказчику ПОДД - пожалуйста. Надо заказчику ППР на установку барьерного ограждения - ПЛАТИТЕ. Всё в строительстве упирается в деньги и качество за эти деньги. Нет денег - нет качества.
И всё равно выезжают, и всё равно переворачиваются.
Всё верно. И при этом ни один ППР, ПОС и прочие документы никак не спасли ни от падения крана, ни от падения балок вместе с рабочими, ни от пожара:
https://lenta.ru/new...
https://newslab.ru/n...
https://news.rambler...
https://www.ntv.ru/n...
Каждое писаное правило по охране труда должно иметь под собой расценку на применение: СИЗ, техсредств и прочего. Чтобы это работало, это должно прозрачно оплачиваться, должно быть видно в расценке. У нас же – накладные расходы 117% и сидите-гадайте, что мы туда запихали. Если резчик бетона очки не носит и ему в глаз прилетает осколок – это не СУОТ, СОУТ, ПОС, ППР не сделаны, это мастер на объекте не знает основ охраны труда и ему на это деньги не выделены. Если сварщик без маски с нужной степенью фильтра работает и специальной шторки на пожароопасном объекте и шторки этой расценками не предусмотрено – тут никакие СУОТ, СОУТ, ПОС, ППР не помогут. Если красит маляр валиком без каски, маски и респиратора, без спецодежды – чем тут СУОТ, СОУТ, ПОС, ППР помогут? Ничем. Кроме того, несоблюдение охраны труда – ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ отсутствия законодательно закрепленной надлежащей производственной практики, прозрачных расценок и культуры производства в целом. А причина отсутствия надлежащей производственной практики и культуры производства – у нас треть страны обучающие, проверяющие и контролирующие. Поэтому в моём понимании нынешний раздел ПОС, что и ППР - херня, не имеющая никакого отношения к стройке и выполняемая для галочки. Для того, чтобы работала ОТ и ТБ нужно самое главное - затраты на это. И эти затраты должны быть отражены в смете. Так что предложение №2 звучит в принципе здраво, но касаться оно должно не только быта, а вообще организации строительства. Но без затрат - бесполезно. А вот когда уже на это деньги выделены, тогда и надо с руководства подрядчика спросить - какого простите х.. происходит?
Выделяют? Смешно. Общую цену контракта делите как хотите.
Ну тогда нех и удивляться. Дальше будет только хуже. Так и будут краны падать, люди гибнуть, а очередной глава НОСТРОЙ или Минстроя будут глазками хлопать и чушь нести. Престиж профессии при полном отсутствии отдельных и прозрачных денег на ОТ и ТБ будет неуклонно снижаться - хоть рабочей специальности, хоть инженерной. По ГК РФ заказчик обязан создать условия для выполнения работ. В стройке один из постоянных заказчиков - государственный. Раз уж Минтруд пишет свои приказы по ОТ, то Минстрой и Минтранс должны их исполнять, в том числе - осмечивая мероприятия по ОТ и ТБ, а также полностью оплачивать организацию стройплощадки.
И если Вам смешно, предлагаю вместе посмеяться.
Приказ Минтруда 782н:
В плане производства работ на высоте (далее - ППР на высоте) или в технологических картах работ на высоте (далее - ТК), определяются и указываются:
д)системы обеспечения безопасности работ на высоте и входящая в них номенклатура устройств, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты работников от падения с высоты и потребность в них;
ж)места и способы крепления систем обеспечения безопасности работ на высоте;
з)пути и средства подъема или спуска работников к рабочим местам или местам производства работ.
А теперь вот сходите к госзаказчику, который хочет отремонтировать крышу и спросите у него, не знает ли он случайно, есть в накладных расходах и деньгах контракта с хер знает как утверждённой НМЦК без элементарного проекта на всё это деньги или нет по применяемой им расценке ГЭСН 12-01-033-01:
https://cs.smetnoede...
Я вот что-то не нашёл. Вы охрану труда, установленную государством, видите? Я вот не вижу, а она есть... Вот также и госконтракт - денег в нём нет, а проблемы с ГИТ есть...
У меня создается впечатление, что я вам рассказываю неизвестные вам ранее вещи! От того и смешно! Как вы искусно делаете вид.
Стараюсь ради уважаемых читателей, подогреваю дискуссию, в споре рождается истина :-)
Да понятно, что обычно у нас всё происходит по схеме "Вот цена, жрите чо дают, не обляпайтесь". Но если такой дефицит работников - это ж значит, что с системой осмечивания и нормирования что-то не так. Впервые за 30 лет существования Российской Федерации люди вдруг начали осознавать, что они не рабы и не хотят дохнуть на плохо организованных говностройках за копейки по 11 часов в день без нормальных условий и хорошей оплаты труда.
Пожилой монтажник СТиЖБ рассказывал байку. Год 2020 примерно. Наняли молодых рабочих, те ни бельмеса не понимают, а те, кого до них взяли, еле справляются. А последний совсем старый и опытнейший рабочий ушёл на отдых, и то проработал до 60 лет. Ему работодатель звонит и вызывает в качестве консультанта: "Уважаемый Петрович, помоги, от сердца шо хошь оторву, делать ниче не надо, только научи, еще год поработай!" Каким-то чудом уговорил, отеческие наставнические чувства видимо пробудились, ну и пришёл оформляться Петрович как это сейчас модно через HR-отдел кадров. А там девочка лет 25 его спрашивает: "Кем Вы себя видите через 5 лет в нашей организации?". Ну тут Петрович конечно совсем офигел от такой постановки вопроса и отвечает: "В гробу скорей всего, мне уже 65 лет, я могу и не дожить".
Вот такие вот пирожки с котятами.
А молодёжь видит, что на российской стройке будешь по уши в грязи ковыряться без всяких условий за копейки, вот и не идёт. И правильно делает. Цены на жильё как в Канаде, а вот зп по госконтрактам чо-то не как в Канаде, хотя вроде на одной широте. Вот и пусть думают эти РАБотодатели и государство.
План написан достаточно обширными мазками. Он требует более детального рассмотрения и проработки. Каждого пункта. Работы много.
Две строки из басни Крылова "Квартет": "...А Вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь ..."
Вот правильно! Я тоже так думаю! Что надумали? Только время тратят! А эти пусть работают, а не хотят работать пусть идут вон, найдутся другие!
Нормальная такая позиция руководящего состава СРО!
Фрагмент русской поговорка: "................, если понят, то не так!"
Предлагаю вместо обвинений и обзывательств изъясняться яснее. Попробуйте, мало ли получится?