На сайте старейшей саморегулируемой организации страны – Союза «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (Союз «МООСС») появилось большое интервью с бывшим заместителем начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Михаилом Луняковым. Он занимал свою должность с 2006-го по 2013-й годы и был одним из непосредственных участников всех процессов становления системы строительного саморегулирования.
Участником, надо отметить, не праздным, а весьма активным. РТНовцев и по сей день саморегуляторы воспринимают, как людей, находящихся «по ту сторону баррикад», злых дядек в погонах, которые кошмарят, не пускают и вообще, мешают работать. Тем интереснее узнать о том, каким видело всё происходящее с той самой стороны. Предлагаем Вашему вниманию конспект беседы с Михаилом Александровичем, а полностью с её текстом можно ознакомиться на сайте СРО.
У правовых основ
Правительство России в 2008 году своим постановлением поручило Ростехнадзору ведение реестра саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования и строительства и осуществление контроля и надзора над ними. При этом никаких дополнительных штатных единиц и бюджетных средств выделено не было, и мы должны были начать работать в рамках имеющейся штатной численности и действующих полномочий. Самое близкое по профессиональному направлению было Управление государственного строительного надзора, ему и была поручена эта работа.
Юридически при этом специалисты РТН ориентировались на поправки в Градостроительный кодекс РФ, постановление Правительства России и перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утверждённый Минрегионом России, несколько лет назад канувшим в Лету.
Основная идея состояла в том, что работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться физически потенциальными членами СРО, и это не благоустройство или укладка плитки, а такие виды деятельности, как работы по монтажу металлоконструкций, сборных железобетонных конструкций, земляные работы и так далее.
Позиция Ростехнадзора, который тогда возглавлял Николай Кутьин, была принципиально в том, что, кроме работ, оказывающих физическое влияние на безопасность ОКС, в этом перечне должен быть строительный контроль. Эту позицию ведомству удалось отстоять.
Первые ласточки
Первые организации, которые занялись получение статуса СРО, пришли из Спецстроя России – это «МООСС» и «МОПОСС». Каковой статус они и получили, попав в реестр 13 января 2009 года и застолбив свою уникальность – даже их нумерация по сию пору отличается от остальных саморегулируемых организаций. В дальнейшем менять ничего не стали, чтобы не переделывать документы.
После регистрации нескольких первых СРО в 2009 году последовал небольшой перерыв. По мнению Михаила Александровича, это было связано с периодом «двоевластия» – какое-то время компании могли вести работы либо на основании выданных государством лицензий, либо на основании свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией. У многих руководителей были сомнения, будет ли введено саморегулирование всерьёз и надолго, либо окажется модным экспериментом, который вскоре свернут.
С осени 2009 года опять началась активная подача документов. А 5 ноября 2009-го в Государственной Думе прошли парламентские слушания, которые ясно показали, что система саморегулирования уже начинает формироваться: есть СРО, работает переходный период, и от идеи отменить лицензирование государство отказываться не собирается. Конец года стал для экспертов РТН авралом, когда заявки пошли сплошным потоком и их приходилось рассматривать.
Да грядёт НОСТРОЙ
Вслед за отдельными СРО появилось и Национальное объединение строителей. В 2009 году были созданы первые 60-70 организаций, из них НОСТРОЙ в ноябре на Съезде и создал своих первых членов в количестве 57-ми СРО.
С 1 января 2010-го, когда государственное лицензирование закончилось, сохранилась очень высокая активность в подаче документов на статус СРО. Здесь также незаурядную деловую хватку проявило руководство новоиспечённого Национального объединения строителей в лице президента Ефима Басина и тогдашнего руководителя аппарата Михаила Викторова.
Админбарьеры реальные и мнимые
Практически с самого старта, по словам Михаила Лунякова, со стороны сообщества начались претензии о том, что РТН вставляет сообществу палки в колёса. Были даже вызовы один раз в ФАС, другой раз в Генпрокуратуру именно с тем, что Ростехнадзор требует излишние документы для внесения некоммерческих партнёрств в реестр СРО.
Дело в том, что в законе было написано, что для того, чтобы объединиться в СРО, компаниям необходимо вести деятельность в этой области. А в перечне документов, который необходимо было представить в Ростехнадзор, не было прямого указания, что именно нужно представить для подтверждения такой деятельности.
Пользуясь имеющимися в законе лазейками, бойкие предприниматели стали клепать СРО буквально «из рыночных палаток», лишь бы набрать 100 членов. В ответ на это надзорный орган стал просить представить их копии лицензий, которые подтвердили бы их деятельность в строительной отрасли, либо договоры на строительные работы, либо иные документы, подтверждающие их текущую деятельность в области строительства, проектирования или инженерных изысканий. В ответ на что немедленно начались жалобы на необоснованные придирки.
Взнос – дело персональное
Другая ситуация была связана с тем, как подтвердить, что каждый член самостоятельно вносит взнос в компенсационный фонд СРО. В перечне документов было указано, что СРО должна предоставить справку из банка о формировании компенсационного фонда. При этом сплошь и рядом случались ситуации, когда условный «хозяин рынка» платил деньги за все свои ларьки и палатки.
При этом в РТН интересовались: где платёж каждого члена, который доказывает, что они заинтересованы во вступлении в СРО? А может, их заставили, или они вообще не знают, что за них заплатили и они члены СРО? Такие вопрос также воспринимались как создание излишних админбарьеров и приводили к жалобам со стороны бизнесменов.
Однако, по мнению Михаила Александровича, если бы в тот момент руководство РТН не заняло принципиальную позицию и не стало тщательно проверять все документы, то СРО было бы не 400, а 4.000. С вполне понятными последствиями для отрасли...
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Забавно...Вот и Лунякова на мемуаристику потянуло... Жаль только память отшибло местами. Лучше бы рассказал о встречах в кафе и ресторанах с будущими видными представителями отечественного саморегулирования... на которых как раз и давал советы как подтвердить договорами подряда и строительными лицензиями осуществление строительной деятельности. И как должны выглядеть банковские выписки..)))
Ждем теперь мемуаров от Александра Гажу о том, как он зорко надзирал за СРО и готовил положительные заключения для "правильных" СРО, а для "неправильных" не готовил... И как его сильно подставили со взяткой
кто же о встречах в кафе то рассказывает в мемуарах? это потомки будут писать на основании найденных документов, если они сохранятся ;)
Странно говорить о том, опровержение чему есть в каждой новостной ленте. Это и про взносы за все палатки, и про набор сотни.
Какие оказывается в РТН принципиальные сидят, просто жуть…))
Хотя, откровенно говоря, у нас лично претензий не было никогда…. И проверка и взаимодействие, всё проходило в рабочем режиме))
Дык, а чего там с Вашей СРО брать... кроме анализов исполнительного органа??))) 100 членов+... не шибко разбежишься... не сразу и офис то найдешь...даже если захочешь
Если захочешь, то сразу....)))
«Здесь также незаурядную деловую хватку проявило руководство новоиспечённого Национального объединения строителей в лице президента Ефима Басина и тогдашнего руководителя аппарата Михаила Викторова.»
Вот только этого не поняла… Какая-то конкретно «хватка» имеется ввиду?? Или в общем??….
Про хватку Викторова знаем))) - хватал столько, что потом прям с поезда опера сняли... Ефим впрочем тоже не отставал... Нарулили за 6 лет столько, что за последние 8 лет еще не разгребли)))
Напомню, Ефим Басин - почётный президент НОСТРОЙ. Имеет множество наград различной степени. Подробную информацию можно найти в интернете.
Интересно, а есть ли среди высшего строительного руководства люди, к которым Вы относитесь с уважением? А сами Вы честный и принципиальный?
Конечно есть, Сергей! Именно они и поручили мне организовать Вашу "травлю" в комментариях и непосредственно под Вашими материалами))) А вот прежде чем ответить считаю ли я себя честным и принципиальным, нам стоило бы согласовать шкалу этой этой самой честности и принципиальности... Например: Вы с Вашими коллегами считаете, что бухать после каждого заседания Правления за счет членов СРО это норм и даже возвели это в ранг закона. Я вот так не считаю. По моему мнению, это жлобство. Пить надо на свои, кровные. Либо приглашать бухать всех членов СРО...можно даже по доверенности... Но всех!
Видите - мы разные с Вами. Как мне Вам ответить, если у Вас, Сергей, моральные координаты сдвинуты делений на 20-30 влево ;)))
Насчет травли Вы немного просчитались. Очень часто я специально вызываю травлю, чтобы постараться объективно ответить на разумную часть комментариев. Приходиться находить аргументы для ответа, что-то уточнять. Потом часть комментариев-ответов появляется в статьях и книгах (например, статья о причинах образования угля). То есть ответы на травлю - это запланированная часть работы. И вы неплохой помощник в этой работе...
Дружеские деловые застолья были традицией еще до меня. Я не видел смысла перевоспитывать людей. а постарался использовать застолья для продолжения работы, решения каких-то вопросов. В дружеских беседах часто появляются очень интересные дельные предложения. Не все так плохо ... И, вопрос - что значит сдвижка моральных координат влево? А вправо? И это как-то связано с революционной деятельностью?