На днях, как мы сообщали, глава Минстроя России Ирек Файзуллин сделал любопытнейшее заявление о том, что хорошо бы почистить строительную отрасль от всех недобросовестных компаний. Слова эти прозвучали в ходе пленарного заседания Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации»:
Надо проработать самоочищение в своих рядах, у нас не должно быть строительных, проектных и изыскательских организаций, которые работают, мягко говоря, некорректно на рынке.
И добавил, что в последнее время огромное количество проектной документации получает отрицательные заключения экспертизы. Среди конкретных мер была упомянута разработка совместно с Федеральной налоговой службой системы скоринга (оценки кредитоспособности) подрядчиков в строительной отрасли. Министр выразил надежду, что скоро этот документ увидит свет, и нашим заказчикам придётся внимательно и объективно выбирать подрядные организации для решения задач капитального строительства в стране: и на коммерческом рынке, и на государственном.
Также прозвучала ещё более любопытная мысль про необходимость усиления саморегулируемых организаций для избавления от некачественных подрядчиков.
Судя по всему, глава Минстроя вёл речь не просто о благих пожеланиях, а о некоей очередной реформе, контуры которой пока не ясны. Сама по себе идея «самоочищения отрасли» выглядит весьма странно. Год за годом представители властей на местах не уставали кивать на неэффективную систему электронных торгов – мол, основным критерием является цена, выигрывают то и дело фирмы-однодневки с одним сотрудником в штате, после чего сбагривают заказ за полцены местным. В итоге и работы не выполнены, и деньги потрачены.
В принципе, электронные торги для того и вводились, чтобы местные строительные князьки и барончики не могли раздавать заказы своим придворным компаниям, и чтобы дать возможность строителям со стороны тоже участвовать в торгах. Но раз уж получилось «как всегда», государство срочно стало придумывать разнообразные заплатки. Это и предквалификация, и включение в торги опыта проведения работ, и реестр недобросовестных поставщиков для «плохишей», да и вся система строительного саморегулирования с её обеспечением договорных обязательств, коли на то пошло.
И вишенкой на торте, во имя вящей эффективности и качественности, вообще разрешили заказчику самому выбирать единственного поставщика. Красота же! Но, оказывается, радоваться пока нечему. Нужны ещё некие дополнительные процедуры по «самоочищению» рынка и отделению подрядных агнцев от козлищ.
Вроде бы, что тут голову ломать? Если мяч на стороне заказчика, то с ним и нужно работать. Например, создать те самые школы техзаказчика, о которых давно уже ратует неугомонный глава «Сахалинстроя» Валерий Мозолевский. Посадить специалистов из региональных минстроев и муниципалитетов за парты, рассказать о современных тенденциях рынка, критериях выбора, работе с торгами...
Не говоря о том, что даже очень далёкому от строительной отрасли человеку понятно, что фирма с офисом на краю света и одним директором в штате вряд ли станет надёжным и стабильным партнёром, который всё построит и отремонтирует. И если наделённый правами назначать единственного поставщика региональных заказчик назначает именно такого заказчика, значит, с ним должны общаться эксперты уже не в русле градостроительного, а совершенно иных кодексов. И сажать его надо отнюдь не за парту.
Вместо этого речь идёт о некоем самоочищении отрасли. Получается, что строители каким-то образом должны ловить других строителей и гнать их из профессии? В какой-то мере уже существуют такие правовые механизмы, например, тот же порядок оспаривания торгов в ФАС. Хотя и здесь раздаётся критика, что «профессиональные жалобщики» вместо стройки занимаются тем, что заваливают органы заявлениями, стопорят торги и мешают добропорядочным подрядчикам работать. Такое самоочищение тоже не работает.
Как самоочищаться через СРО – совершенно не ясно. Каждая ассоциация или союз имеют строго прописанные в российском законодательстве критерии, руководствуясь которым саморегулируемая организация обязана проверить кандидата и, в случае соответствия, допустить в свои ряды. Равно как исключать можно на основе вполне конкретных нарушений федерального законодательства и норм внутренних документов СРО. До тех пор, пока фирма не сделала ничего противозаконного и соответствует требованиям закона – называть её «недобросовестной» нельзя. Неужели саморегуляторам предлагается развивать классовое чутьё и используя некие субъективные оценки «самоочищать» сообщество от подозрительных товарищей?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что..... Так же и у нас)))
"Каждая ассоциация или союз имеют строго прописанные в российском законодательстве критерии, руководствуясь которым саморегулируемая организация обязана проверить кандидата и, в случае соответствия, допустить в свои ряды." И здесь на память приходит приписываемая товарищу Сталину фраза:«Неважно, как проголосовали, важно, как подсчитали»? В законодательстве-то всё правильно написано и СРО действительно ОБЯЗАНЫ проверять кандидатов на вступление в организацию, НО всегда ли, тщательно ли и бескорыстно ли? Не этот ли уважаемый сайт заполнен статьями о коррупции в системе подневольного строительного саморегулирования? Не здесь ли регулярно описывают мошеннические схемы попадания в Единый реестр и примеры торговли специалистами со всем хорошо известных "левых" ресурсов? Вот вам и резерв для самоочищения.
P.S. Конечно же, СРО Полианны, как самая образцовая и святая во всём сообществе, по определению должна быть исключена из приведённых выше рассуждений и может продолжать честно работать не обращая внимание на манипуляции Минстроя и домыслы всяких оголтелых критиканов, типа меня.
Изумленный Чиновник, почему же не обращать внимания? Я с Вами совершенно согласна... Не все тщательно проверяют документы. Некоторые их вообще не проверяют.... Это же общеизвестный факт. НО! Есть те кто проверяет, есть те кто не берут. Это тоже верно...
Честные СРО? Это для кого сказки такие?
Причём здесь честные не честные? Мы просто обязаны по закону принимать всех подряд кто бумажки правильно собрал. Единственная возможность замотать кандидата , что б он в другое СРО пошёл. Так и делаем - да простят меня коллеги!!!
некоторые без бумажек принимают, что тут говорить ;)
Саморегулирование уже давно превратилось в самообогащение!
Сами знаете кого...
А регулировать никто и не даёт.
Все должны заниматься самоочищением! С высшего до низшего уровня!
Самоочищение - это как сэппуку себе сделать)))) ну рассмешили ей богу))))
А вообще я заметила, что наши власть придержащие в последнее время занимаются подменой понятий. Вот и сейчас "самоочищение". Но вот министр врятли понимает, что самореглуирвоание должно работать так что никакого самоочищения не должно быть, то есть поясню, если описанные Изумленным чиновником случаи вскрываются, то не должно быть такого СРО.
Итог. за более чем 12 лет, сколько вскрыто было случаев? Где надзор за СРО и исключения?
Этим в обще то все и сказано..... Похоже надо самоочищение начинать с себя, с понимания саморегулирования.