В Санкт-Петербурге продолжают обсуждать пятничное ЧП, которое случилось во время проведения работ по демонтажу спортивно-концертного комплекса «Петербургский». При отпиливании держащих крышу вант произошло обрушение 80% здания. Всё это случилось буквально в прямом эфире перед объективом видеокамеры.
Подготовка к разборке комплекса была далека от идеала. Подрядчики не имели точных расчётов и плана, способы отсоединения кровли от основной части здания менялись на ходу. Уже известно, что погибший 29-летний сварщик Матвей Кучеров перерубал вант, выйдя из люльки, прикреплённой к крану, и не сумел до неё добежать, когда бетон начал рушиться, а его напарник не смог ему помочь. Как следует из расшифровки переговоров между рабочими и штабом, фрагменты которой обнародовала «Фонтанка», люльку с Кучеровым и его напарником поднимал телескопический кран, машинист которого её не видел. Его ориентировали по рации.
Первоначальный темп работы, следует из расшифровки, не устроил штаб. Было предложено выйти из люльки на крышу, «прицепиться к люльке и с кольца резать ванты». Кучеров обратил внимание на то, что это небезопасно, поскольку у рабочих не было с собой даже страховочного троса, чтобы прицепиться к люльке: «У нас веревки ни х… (нецензурное – ред.) нет. Что делаем?» Однако напарник, получив, очевидно, команду с земли, сказал ему: «Вылазь».
Случившееся прокомментировал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Как оказалось, ему приходилось работать монтажником-высотником. «Хорошо знаю: организация работ на высоте, тем более на сложном объекте, требует безукоризненного соблюдения техники безопасности. Слишком велика цена неосторожности», – отметил градоначальник и добавил, что город возьмёт под особый контроль соблюдение строительными и другими компаниями техники безопасности.
«У нас здания сносят довольно часто, и у нас есть рынок компаний, специализирующихся на сносе. И я не помню ни одного случая, чтобы компании, известные на этом рынке, позволяли себе такого рода трагедии. Они понимают, что правила безопасности написаны кровью. В данном случае, по-моему, компания, которая занималась реконструкцией СКК, наняла какую-то левую фирму для сноса – то ли по дружбе, то ли ради экономии», – говорит один из питерских экспертов.
Концессией на реконструкцию и эксплуатацию СКК «Петербургский» владеет ООО «СКА-Арена». Компания должна была подготовить СКК к чемпионату мира по хоккею 2023. Впрочем, вместо реконструкции решили построить новую ледовую арену на 21,5 тысячи зрителей, самую большую в мире. «СКА Арена» была создана в 2017 году и не имела необходимого опыта работы, а по данным СПАРК на момент заключения договора с городом имела в штате всего одного (!!!) сотрудника. Отсутствие необходимого опыта ООО «СКА Арена» обошло, заключив соглашение о намерениях с АО «Стройтрансгаз» (принадлежит миллиардеру Геннадию Тимченко, он же – президент хоккейного клуба СКА).
Для работы на СКК «Петербургский» «СКА Арена» наняла ряд субподрядчиков. Среди них называют ООО «СпецСтройМонтаж», ООО «СК Прайд», ООО «АН Дорстройтранс», ООО «Дорстрой СПб».
Строительных фирм с названием «СпецСтройМонтаж» в Санкт-Петербурге насчитывается порядка десяти, поэтому какая из компаний имеет отношение к реконструкции СКК, пока непонятно. Данные надо уточнить.
ООО «СК Прайд» является членом Ассоциации СРО «Межрегиональное объединение строительных компаний». Размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности). У компании имеются два договора (до 12 марта 2020 года) страхования гражданской ответственности с ООО «Зетта Страхование» на общую сумму 15 миллионов рублей.
«Наймом бригады сварщиков занимались не мы, – рассказал генеральный директор компании «СК Прайд» Антон Шевченко. – Кто – не могу прокомментировать. Да, подряд на демонтаж СКК получили мы, только не на этом этапе. На каком – не могу прокомментировать, и когда мы должны были выйти на объект, тоже не могу сказать».
«АН Дорстройтранс» – предприятие с уставным капиталом 30 тысяч рублей зарегистрировано 25 октября 2019 года. Основной вид деятельности – автомобильный грузовой транспорт. Бенефициар и генеральный директор – Анзор Алиев. В 2017-ом его приговорили к условному сроку за дачу взятки следователю полиции. В 2011 году Алиева также признавали виновным в мошенничестве в составе группы лиц: предприниматель с соучастниками похитил продукцию на сумму более 3 миллионов рублей.
ООО «Дорстрой СПб» является членом Ассоциации «Центр объединения строителей «СФЕРА-А». Размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности). Договор страхование гражданской ответственности на 10 миллионов рублей был со страховой компанией «Согласие» (до 10 января 2020 года). Решением совета Ассоциации «Центр объединения строителей «СФЕРА-А» № 03 от 13 января 2020 года у ООО «Дорстрой СПб» приостановлено право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Кто из этих многочленных субподрядчиков (а этот их перечень явно не полный) вёл работы по демонтажу кровли, и кто виноват в смерти рабочего не ясно, этим сейчас занимается Следственный комитет. Также пока трудно сказать, будут ли распакованы компенсационные фонды тех СРО, куда входят строительные компании, по вине которых случилась трагедия…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью за фото Сергею Маркелову с портала «Север.Реалии»)
Док, по этому поводу можно долго спорить.... Однако, для меня есть два факта. Первый, это то, что бригада пришла с нужным снаряжением и страховками, а на них смотрели, как на космонавтов. Не предоставили ни одного чертежа комплекса, не знали, как демонтировать и что демонтировать. А второе, то, что напарник подтолкнул бедного парня вылезти из люльки. А сам, как следует из видео, дал команду поднимать люльку даже не попробовав дождаться напарника. Ему не хватило, наверное, секунды добежать. Мне жаль молодого парня, у которого вся жизнь была впереди. И это действительно не романтика, это трагедия. Что у нас такая стройка, что у нас в выборе безопасности и зарабатывании денег выбирают заработать. Потому что кушать хочется всегда. Это большая трагедия. Жизнь, она бесценна, но не ценится никак.
Согласен.
С помощью хороших юристов СРО уйдёт от ответственности. Генеральный директор компании «СК Прайд» Антон Шевченко так и будет не знать когда и что будет делать его организация. Другие бенефициары окажутся либо порядочными, либо как всегда.
По выложенному в сети видео сложно судить стала ли люлька подниматься, или стена рушилась и "падала" соответственно с большой скоростью. 8 тысяч тонн крыши.
Жалко то жалко, но как СРО может за такими моментами уследить? Рабочему дали приказ, он полез. У нас нет полномочий присутствовать на строительных объектах и контролировать их 24 часа в сутки.
И как Беглов это будет контролировать? Лично выезжать, как завещал г-н Якушев?