На сегодняшний день мощным драйвером реальной трансформации строительной отрасли должно стать проектное управление, а BIM-методология является эффективным инструментом его реализации.
Проектное управление активно внедряется в государственной и муниципальной деятельности по реализации инвестиционно-строительных программ и отдельных проектов строительства. Деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления в части инициации, планирования, закупок, исполнения, контроля и завершения (приёмки) инвестиционно-строительных проектов в соответствии Указам Президента России и постановлений Правительства РФ должна реализовываться методами проектного управления.
В каждом субъекте Российской Федерации, в каждом муниципалитете, должны быть выстроены структуры проектного управления портфелями проектов, программами проектов и каждым проектом строительства объектов капитального строительства в отдельности.
В каждом уровне проектного управления в инвестиционно-строительной деятельности в субъектах Российской Федерации должны быть определены:
В практическом плане для этого необходимо быстрейшим образом реформировать государственные и муниципальные закупки в строительстве с учётом внедрения проектного управления реализацией проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Во всех субъектах Российской Федерации необходимо выполнить поручение Президента России и организовать Службы единого заказчика в формате полноценных инжиниринговых компаний с сертифицированными специалистами, имеющих знания и права на исполнение функций управляющих проектами.
Совместно с Ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» создать рабочую группу по проведению анализа существующих НПА и по разработке (актуализации) стандартов и документов по проектному управлению в строительной отрасли, в том числе и в закупках.
Важно актуализировать положения Градостроительного кодекса РФ и СП 48.13330.2019 под стандарты проектного управления.
Для реализации этих планов важно определить место и роль саморегулируемых организаций в субъектах Российской Федерации в проектном управлении реализации проектов строительства объектов капитального строительства.
Проектное управление – это совместная работа команды проекта с момента инициации проекта строительства для достижения его целей. Саморегулируемая организация, как организация, выступающая от имени изыскателей, проектировщиков и строителей, должна входить в команду проекта с момента его инициации для защиты законных интересов своих членов, понимания и дальнейшей трансляции имеющихся и появляющихся рисков, задач и ответственности перед потребителями.
Пришло время выстроить саморегулирование в области строительства в соответствии части 1, статьи 3, Федерального закона № 315-ФЗ и статьи 5.2 Градостроительного кодекса РФ, а именно: необходимо объединить субъектов предпринимательской деятельности в строительной отрасли в саморегулируемую организацию, исходя из единства отрасли производства работ при реализации проектов строительства объектов капитального строительства, то есть, объединить в одну СРО в субъекте Российской Федерации всех участников, занятых в реализации проектов строительства объектов капитального строительства – изыскателей, проектировщиков, строителей и инжиниринговые компании, ведущие строительный контроль.
Для этого необходимо немедленно провести назревшую трансформацию саморегулирования и реорганизацию саморегулируемых организаций и Национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной области деятельности.
Во-первых, путём объединения организаций изыскателей, проектировщиков, строителей в региональные комбинированные саморегулируемые организации в каждом субъекте Российской Федерации с целью полноценного исполнения переданных им контрольно-разрешительных функций и вхождении этих СРО в комитеты и в проектные офисы реализации портфелей проектов и проектов строительства объектов капитального строительства на этапе инициации проектов строительства.
А во-вторых – объединение НОСТРОЙ и НОПРИЗ в одно Национальное объединение строителей (как существуют в одном лице Минстрой России, РСПП, ТПП РФ, «Опора России» и прочие организации).
Сотрудничество между участниками проектов строительства имеет решающее значение для эффективной реализации проектов. Организации всё чаще действуют в новых условиях совместной работы, чтобы достичь более высоких результатов качества и больших возможностей повторного использования, имеющихся знаний и опыта. Важнейшей составляющей совместной работы является способность общаться, повторно использовать и обмениваться данными эффективно без потерь, противоречий или неправильной интерпретации.
Здесь на первый план и выходит современный инструментарий отраслевой цифровизации, в частности, создание среды общих данных (СОД, CDE). Это структурированное хранилище информационных моделей, обеспечивающее сбор, хранение и предоставление всех проектных и эксплуатационных материалов для всех участников технологических процессов и является единственным достоверным источников данных.
Среда общих данных в общем состоит из четырёх разделов, отличающихся уровнем готовности данных и регламентом доступа к ним: рабочего, общего, публичного и архивного. СОД – это основной инструмент, при помощи которого достигается эффект от внедрения BIM. Поэтому так важно уделить особое внимание построению эффективной распределённой СОД на площадках заказчиков (технических заказчиков). Образно говоря, BIM без СОД можно назвать самолётом без крыльев – просто «не взлетит».
С вопросами внедрения необходимой цифровой инфраструктуры тесно связаны и кадровые задачи. Необходимо организовать подготовку BIM-администраторов, то есть специалистов с IT-образованием, которые будут работать в сетевых строительных структурах (технических заказчиков, единых заказчиков), направленных на предоставление услуг в среде общих данных – BIM-центров, библиотек, банков и операторов СОД в принципе. Они должны понимать сетевые аспекты взаимодействия участников строительной отрасли в едином цифровом пространстве (распределённой среде общих данных – СОД) и оптимизировать её деятельность.
Ассоциация «Сахалинстрой» разработала и внедрила Стандарт эффективного управления строительством СТО СРО-12-21 «Визуализация информации о производственных процессах при исполнении договоров строительного подряда». Утверждено решением правления Ассоциации, протокол № 25 от 29 июля 2021 года. Это пример нормативно-технического документа, который может быть использован для дальнейшего масштабирования и внедрения при реализации задач проектного управления в других регионах.
Стоит отметить, что стадия проектирования в России, да и в мире, является самым обсуждаемым и избыточно актуализированным этапом ЖЦ, что породило тот самый перекос в восприятии BIM как некоего варианта другой технологии проектирования.
Поэтому задача государственной политики – сместить акцент с BIM-проектирования на задачи эффективного управления объектами недвижимости на всех этапах ЖЦ.
BIM – это не новая технология проектирования. Хотя понятно, что моделирование и проектирование – это абсолютно разные термины по своему смысловому наполнению. BIM – это не очередная кампания по внедрению новых информационных продуктов в строительстве. BIM – это, во-первых, новая парадигма управления инвестиционно строительными проектами в рамках информационной коллаборации.
Это, во-вторых, совершенно новая система постоянного повышения эффективности управления объектом недвижимости на всех этапах жизненного цикла.
В-третьих, BIM – это культура устойчивой безопасности граждан, государства, их имущества, активов и окружающей среды. Именно такое понимание BIM-технологий и приводит к ответу на сакральный вопрос – куда же надо двигаться, каким должно выглядеть будущее строительной отрасли после внедрения BIM.
Надо уточнить, что под термином «технологии информационного моделирования» мы понимаем сегодня некую совокупность инструментов, средств, методов и подходов к созданию, использованию, хранению, наследованию и развитию информационных моделей зданий и сооружений, направленных на повышение эффективности их использования на всех этапах жизненного цикла, то есть от идеи до вывода из эксплуатации. Очевидно, что продажа ПО для проектирования без баз данных, постоянно обновляемых, актуализируемых и расширяющихся, – это сродни продаже оружия без патронов.
Сама по себе парадигма обсуждения информационного моделирования по этапам инвестиционно-строительного процесса – неверна. Информационная модель – это единый комплексный продукт, учитывающий всю полезную для управления информацию, и единственное, о чём можно говорить, – это об объёме информации, получаемой с каждого этапа, форме её представления и полезности, и возможность её использовании в принятии решений и через 10, и через 20 лет после сдачи в эксплуатацию. В этом смысле именно первый стандарт, который должен был бы появиться в линейке BIM-стандартов, – это стандарт о составе информационной модели. То есть это BIM-стандарт заказчика, описывающий минимальный объём информации, которую должны внести все участники на всех этапах (инициации, изысканий, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и регистрации), чтобы данная модель была признана годной для использования и эксплуатации.
BIM – это не конкретная компьютерная программа. Компьютерные программы (Autodesk Revit, Digital Project, Bently AECOsim, Allplan, ArchiCAD и тому подобное, в том числе целая линейка отечественных программ) – это всего лишь инструменты её реализации, которые постоянно развиваются и совершенствуются. Это – инструменты хранения данных модели и работы с ними. Эти компьютерные программы определяют современный уровень развития информационного моделирования зданий, без них технология BIM лишена всякого смысла, она просто не может существовать.
BIM – это не 3D. Это не только 3D, это ещё и масса дополнительной информации (числовой, атрибутивной), которая выходит далеко за рамки только геометрического восприятия этих объектов. Какой бы хорошей не была геометрическая модель (которая, кстати, сама по себе тоже представляет лишь правильно организованный набор числовых данных) и её визуализация, у объектов должна быть ещё количественная и атрибутивная информация для анализа.
Мы только в самом начале пути, однако, уже сегодня реализуются важные пилотные проекты, которые можно и нужно анализировать всем участникам отрасли.
Хочу отметить региональную практику применения системы управления проектами на объектах Сахалинской области, которое основано на ГИС ОГД, ТИМ (ИС и ОКС) и обучении всех представителей строительной отрасли.
Систему Risk Invest management (RIM) позволяет отслеживать жизненный цикл всех строительных инвестиционных проектов от идеи до ввода в эксплуатацию и обеспечивать выполнение административных процедур в срок. Помимо этого, на Сахалине применяется журнал работ в электронном виде, для полного перехода к которому требуются изменения нормативных правовых актов, и существует среда общих данных заказчика.
Проект был запущен в регионе в 2019 году. Главной задачей было обеспечить за короткий период полный цифровой контроль по всем стройкам, которые реализуются в регионе за бюджетные деньги. Организаторы выделяли следующие проблемы Сахалинской области, которые предполагалось решить:
В качестве рабочего инструмента была предложена Платформа строительных сервисов (ПСС), то есть организация цифрового контроля и планирования строительства капитальных объектов, входящих в адресную инвестиционную программу (АИП) региона. При этом предполагалось организовать контроль не только на уровне финансов и сроков реализации, но и на уровне физических объёмов. Ещё одна цель – вовлечь максимальное количество участников процесса: подрядчиков, органы исполнительной власти, СРО, волонтёров.
Платформа работает на специально разработанной цифровой информационной модели easyBIM. В отличие от стандартной BIM-технологии easyBIM позволяет создавать цифровую информационную модель объекта всего за несколько часов, используя минимальный набор документов. Благодаря ПСС вся строительная отрасль Сахалина была переведена в цифровой режим в короткие сроки
Ключевой фактор успеха внедрения ПСС – простота использования системы, как сотрудниками заказчика, так и подрядчика. Ввод данных на платформу осуществляется на стройплощадке через приложение «Мобильный прораб». Работа с приложением не требует от персонала особых навыков или переподготовки.
Обучение работе с Платформой занимает всего несколько часов. Для строителей и волонтёров Сахалина было организовано 8 обучающих семинаров. Курс прошли более 150-ти участников стройотрасли. Всего за несколько месяцев этого года на платформу было заведено более 400 объектов АИП Сахалинской области. Больше, чем на ста из них ежедневно осуществляется контроль факта, каждую неделю проходит онлайн-планёрка – заседания комитета портфеля проектов АИП (адресно-инвестиционной программы) Сахалинской области под руководством Управляющего портфелем проектов АИП, заместителя Правительства Сахалинской области Сергея Олонцева в составе всех ГРБС (заместителей министров), всех технических заказчиков, управляющих проектами, представителей всех муниципалитетов, руководителей ГИСН и госэкспертизы проектов, руководителей СРО строителей области, специалистов минстроя области, разработчиков программы Цифровой платформы с приглашением руководителей (главных инженеров проектов) подрядчиков, исполнение контрактов которых вошло в «красную зону».
Что примечательно, на всех заседаниях данного проектного комитета всегда первым вопросом на самом серьёзном уровне заместитель председателя Правительства Сахалинской области ставит вопрос соблюдения Правил охраны труда на строительных объектах области, а каждый несчастный случай подробно рассматривается. Еженедельно министерство строительства отчитывается по всем объектам, где зафиксированы случаи нарушений с фотоматериалами и об исправлении нарушений. Особый упор – на работу на высоте, электробезопасность и общую культуру строительных площадок.
Саморегулируемые организации также отчитываются раз в две недели по этому вопросу, а также реагируют на фотофакты на строительных объектах.
Вторым вопросом на этих заседаниях – ход обучения в «Школе заказчиков», и на курсах по изучению ТИМ при Сахалинском университете.
Только после этого комитет приступает к рассмотрению вопросов исполнения контрактов реализации проектов строительства с исполнении контрактов на проектирование.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.06.22 в 09:24
Мне и не только мне кажется, что все сущее в нашем мире должно начинаться с определения используемых понятий. В законе, в подзаконных актах или, на худой конец, в Национальных стандартах надо четко определить, что такое "технологии инфомационного моделирования", "среда общих данных", "платформы" и т.д. Причем определения должны быть увязаны с теми, которые даны в Федеральном законе об информации, информационных технологиях и защите информации, в подзаконных актах к нему и в соответствующих ГОСТах. Как-то так)
Среда общих данных - это цитирую: структурированное хранилище информационных моделей, обеспечивающее сбор, хранение и предоставление всех проектных и эксплуатационных материалов для всех участников технологических процессов и является единственным достоверным источников данных.
И сразу встает вопрос. А что такое "хранилище"? В законодательстве об информации и информационных технологиях нет такого понятия. А в то, определение, которое есть в толковом словаре Ожегова, никак не вписывается хранение информационных моделей.
А что понимается под технологиями информационного моделирования, о которых сказано в известном поручении Президента № 1235? Это те технологии, которые на тот момент придумал Autodesk? Так на данный момент он уже использует гораздо более продвинутые технологии, о которых у нас еще далеко не все наслышаны.
Вопрос на засыпку. Кто-нибудь из читателей знает, что такое распределенные базы данных? Так вот, информационная модель - это такая база данных, в которой часть данных можетт быть локализованы на серверах, находящихся в Калининграде, а другая часть - на серверах, находящихся в Южно-Сахалинске. Это если совсем популярно)