«ИНДУСтриализация» строек
Новый тренд российских властей и бизнеса – массовый завоз гастарбайтеров из солнечной Индии – не миновал и строительную отрасль
По данным на декабрь 2025 года, в России работало уже более 70-ти тысяч индусов. Это почти треть от всех квот на привлечение иностранных работников из визовых стран в Россию за прошлый год, которая составляет почти 235 тысяч. Такие данные сообщают наши коллеги из Газеты.Ру со ссылкой на делийское бюро по трудоустройству.
В основном граждане Индии предпочитают работать в Москве, Санкт-Петербурге и области, но бывает, что отправляются и по России, в том числе и в снежную Сибирь с её морозами. Запросы на трудовые кадры приходят от уральских заводов и от торговых компаний.
Крупный бизнес уже давно лоббировал завоз трудолюбивых кадров с берегов священного Ганга, которые должны помочь изрядно подуставшим Равшанам и Джамшутам. Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями Борис Титов буквально в декабре в очередной раз заявил, что Индия способна помочь России закрыть дефицит трудовых ресурсов. По его словам, в России проявляют растущий интерес к индийским специалистам. Если в 2022 году было выдано около 8-ми тысяч разрешений на работу индийцам, то в 2023-м эта цифра превысила 14 тысяч, в 2024-ом – 36 тысяч. В этом году, как уже упоминалось, их стало 70 тысяч, а в 2026-ом добавится ещё не менее 40 тысяч.
В качестве плюсов от такого сотрудничества бизнес и власть напирают на то, что индийские мигранты завозятся целевым способом, они «привязаны» к определённому работодателю документально. В разрешении на работу у иностранных работников указывается название компании, так что им сложно легально перейти из одного места в другое. Кроме того, разрешения на работу выдаётся на год, и не надо отслеживать своевременность продления, как в случае с патентами работников из стран СНГ.
Представители кадровых агентств рассказывают, что сегодня в российской строительной отрасли достаточно компаний, которые обещают подыскать работодателям рабочую силу из Индии – от маляров до архитекторов и руководителей проектов. С упором, конечно, на дешёвую и неприхотливую рабочую силу. Так, одна из фирм среди преимуществ таких специалистов называет физическую выносливость, дисциплину, знание английского и экономию на зарплатах. Как говорится на сайте компании, индийцы требуют на 30-50% меньше, чем «местные специалисты». Мигранты работают арматурщиками, сварщиками, монтажниками, малярами, да и просто чернорабочими. Многие находят себя в системе ЖКХ – проще говоря, устраиваются дворниками.
Сами индийские труженики любят рассказывать журналистам, что происходят из высших каст, а у себя дома работали исключительно специалистами по искусственному интеллекту. А подметать дворы или месить бетон в Москве – это дело временное.
Что касается российских бизнесменов, то первые восторги по поводу новых трудовых резервов постепенно сменяются более аккуратным подходом, который учитывает плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что пока у гостей из Индии нет крупных и агрессивных диаспор, они не приезжают сюда со своими семьями, среди них, по понятным причинам, не распространяются идеи исламского фундаментализма. Минусы тоже понятны – языковой барьер, другой менталитет, специфические местные болезни.
Руководитель портала Migranto.ru (интернет-сервиса по адаптации трудовых мигрантов) Светлана Саламова приводит примеры из практики:
Уже есть опыт работодателей, который показал, что индийские рабочие не умеют пользоваться микроволновками – не знают, что в них нельзя ставить железные банки. Ещё у них сложности с использованием душа – не знают, как переключать воду с крана на душ и обратно. Если работодатель не хочет, чтобы новая группа работников затопила общежитие и сходу убила все микроволновки, то надо заранее подготовить инструкции на хинди с правилами.
Опыт компаний, которые уже ввозят кадры из Индии, показывает, что начинать адаптацию персонала нужно ещё до их выезда в Россию. Проговорить с переводчиком зарплату с учётом вычета налогов, обсудить условия труда, правила на территории общежития и предприятия.
Как показывает практика, если производственные процессы чётко не выстроены и предполагается, что проблемы будут решаться по мере их поступления, то работники из Индии сразу это чувствуют и расслабляются. Начинают «хитрить и халтурить». Более эффективно они показывают себя на работе на складах, стройках и на швейных предприятиях. Зачастую они склонны выполнять работу, предполагающую монотонность и физическую нагрузку.
Стоит отметить, что трудовая миграция для Индии – мощный источник валютных поступлений, переводы в страну из-за рубежа в 2024 году составили 129 миллиардов долларов США. Теперь часть этих денег будет приходить и из России. В любом случае, крупный российский бизнес и чиновники очевидно не готовы менять модель трудовой занятости – ни повышать внутреннюю мобильность населения, привлекая русских людей из депрессивных регионов и организуя переподготовку специалистов по нужным специальностям. Ни закрывать дефицит кадров за счёт современных технологий – механизации, автоматизации, повышения энерговооружённости рабочего места.
Так что про «индустриализацию» российской экономики пока можно говорить только в переносном смысле. К нам едут не программисты, не инженеры-проектировщики и не операторы станков с ЧПУ, а дворники и чернорабочие. Тем временем Правительство России сокращает количество мест для подготовки специалистов в вузах, а девятиклассники всё чаще слышат настойчивые просьбы не идти в институты, а осваивать рабочие специальности. И это – тоже показатель не очень оптимистических перемен…
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
