Пиар на костях

Обсуждение: 4
4821

Могильный бизнес процветает, но стабильно находится в тени и крайне редко удостаивается упоминания в речах чиновников Минстроя России, отвечающего за сие грустное направление

На прошлой неделе ярко заявил о себе в информационном пространстве глава ГК Ritual.ru Олег Шелягов, который до сих пор был не слишком известен широкому кругу россиян. Господин Шелягов возглавляет крупную похоронную фирму в Москве, а на днях зарегистрировал оригинальный бренд «Грустно и точка», с очевидным намёком на русский аналог Макдональдса. Причём, не просто тихо и незаметно зарегистрировал и положил бумаги на полочку, а сделал это с помпой, рассказав о своём поступке в прессе, опубликовав серию статей в СМИ и добившись общественного резонанса.

Бренд был зарегистрирован со сроком действия исключительного права до августа 2032 года по пяти классам международной классификации товаров и услуг.

  1. Бронза; колокольчики; буквы и цифры из обычных металлов; бюсты металлические; винты металлические.
  2. Статуи из камня, бетона или мрамора; статуэтки из камня, бетона или мрамора; фигурки из камня, бетона или мрамора; стекло алебастровое; стекло армированное.
  3. Софы; средства укупорочные неметаллические; статуи из дерева, воска, гипса или пластмасс; статуэтки из дерева, воска, гипса или пластмасс; фигурки из дерева, воска, гипса или пластмасс.
  4. Прокат лошадей; прокат морозильных камер; прокат навигационных систем; прокат рефрижераторов; прокат транспортных средств; работы погрузочно-разгрузочные; работы разгрузочные.
  5. Агентства брачные; агентства детективные; агентства по организации ночной охраны; бальзамирование; бюро похоронные; консультации по вопросам похоронных услуг, в том числе по вопросам погребения останков, праха умерших или погибших, проведения похорон, содержания мест захоронений; кремация; организация и проведение обряда прощания; организация салюта при погребении и перезахоронении.

Заявку на торговый знак компания подала ещё летом 2022-го и только 1 февраля сего года получила «добро» от Роспатента. Сам господин Шелягов уверяет, что пошёл на такой шаг исключительно «на эмоциях»:

Сказать, что этот бренд завтра будет использоваться в нашей сфере – нет. Мы это сделали про запас, чтобы было. На самом деле мы к своей работе, миссии относимся серьёзно.

Впрочем, продуманная и недешёвая пиар-компания обладателей «Грустно и точка» на просторах рунета, заставляет несколько усомниться в эмоциональности и спонтанности такого шага. Тем более, что ранее компания уже пыталась креативить на краю могилы. Так, одной из услуг, не нашедшей понимания среди населения, стало онлайн-прощание. Такой формат церемонии появился на фоне пандемии коронавируса в 2020-м и введения ограничений на очные мероприятия. Видеокамеры устанавливали в крематориях и предлагали за дополнительную плату посмотреть родственникам процесс кремации. Но, как с сожалениям сообщает бизнесмен, массового спроса такая опция не получила.

Сам Олег Валерьевич ранее занимался банковским бизнесом, а в 2014 году стал совладельцем ЗАО «Ритуал-Сервис». Предприятие является одной из московских городских специализированных служб (ГСС) по вопросам похоронного дела. Они занимались похоронами «отдельные категории» (пенсионеров, безработных) и обычных граждан, получая компенсацию из бюджета. Городу в таких службах (их было 21) принадлежало до 50% акций. В 2012 году на ГСС приходилось 57% объёма заказов на ритуальные услуги. После 2013-го город начал активный выход из разных ГСС, но в проекте с Олегом Шеляговым остался. Выручка ЗАО в 2021 году составила 812 миллионов рублей. Весьма неплохой оборот. Для сравнения, выручка всех похоронных компаний страны за тот же год оценивалась в 82 миллиарда рублей, а в 2022 увеличилась ещё на 5%.

По данным, которые приводят СМИ, средняя сумма расходов на похороны в российской столице составляет порядка 135-ти тысяч рублей. Из них 100-110 тысяч берут агентства за гроб, катафальный транспорт, венки и тому подобное. Само захоронение, равно как и кремация, обходится примерно в 35 тысяч рублей.

Как известно, похоронная отрасль составляет одно из направлений, за которые отвечает Минстрой России. Однако, в отличие от строительства и ЖКХ, где различные нововведения происходят практически ежедневно, могильный бизнес стабильно находится в тени и крайне редко удостаивается упоминания в речах чиновников. Не говоря уже о том, чтобы предпринять какие-либо реформы, ввести саморегулирование или составить столь любимые нашими ведомствами цифровые реестры.

Между тем, деятельность ритуальных компаний вызывает немало нареканий со стороны населения. Это и крайняя монополизированность услуг, и тесное переплетение частного бизнеса с муниципальными властями, что не может не порождать коррупциогенную среду, и непрозрачное ценообразование, и вольное обращение с персональными данными, когда ритуальщики приезжают к родственникам умершего человека едва ли не быстрее, чем скорая. А в последнее время всё это сопровождается ещё и крайне сомнительными маркетинговыми ходами. Достаточно вспомнить хотя бы креативную похоронную контору из Омска, которая организовывала то конкурсы на скоростное рытьё могил, то гонки на гробах…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

02.05.23 в 17:00