Top.Mail.Ru

Твоё достоянье на все времена!

Россия не просто живёт советским заделом, но и успешно реализует новые проекты, за которые не стыдно перед отцами и дедами

241
2
Время чтения 6 минут
20.06.2025

Более 35 лет прошло с распада СССР, а мы до сих пор привыкли сравнивать уровень научно-технического развития Российской Федерации и Советского Союза. В интернете нередко можно встретить злые мемы про жизнь на развалинах «древней, более высокоразвитой цивилизации». И тем не менее, жизнь не стоит на месте. Сегодня нашей стране есть чем гордиться, в том числе это и масштабные проекты, которые были реализованы уже целиком в постсоветский период.

1. Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов»

В 2019 году Россия запустила первую плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». Судно водоизмещением 21.560 тонн несёт на себе два ядерных реактора КЛТ-40С и способно выдать 70 мегаватт электроэнергии и 50 гигакалорий в час тепла и может обеспечить энергией город с населением в 100 тысяч человек или горнодобывающие предприятия на отдалённых побережьях Ледовитого океана. Сейчас «Академик Ломоносов» стоит в порту чукотского города Певек и обеспечивает электричеством город и горнорудные компании Чаун-Билибинского энергоузла.

Госкорпорация уже работает над вторым поколением плавучих атомных станций. Она планирует оптимизировать плавучий энергоблок, сделав его меньше и мощнее. Предполагается, что он будет оснащён двумя реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт. Также «Росатом» планирует экспортировать технологию и ведёт переговоры с потенциальными покупателями из Латинской Америки, Африки и Азии.

Сама по себе идя плавучих электростанций для обеспечения труднодоступных районов уходит своими корнями в СССР. По проекту «Северное сияние» были построены 6 электростанций с газотурбинными установками. Мощность их составляла 20 МВт, при этом требовался постоянный подвоз топлива.

2. Крымский мост

Один из символов возродившегося геополитического могущества России. Все мы помним историю его строительства, вызвавшую настоящую истерию среди одного небратского народа и его западных друзей. Заявления чубатых «экспертов» о том, что построить этот мост невозможно, сменились заявлениями, что его не существует, и всё снято на Мосфильме, а затем экзистенциальной ненавистью и маниакальными попытками любой ценой разрушить мирное транспортное сооружение.

Крымский мост через Керченский пролив собирались построить ещё англичане в XIX веке. Именно ради этого проекта они и затеяли Крымскую войну 1856 года. Британцы собирались «пробить» сухопутный коридор в Индию, но затея не удалась. Следующими, кто пытался построить мост, были немцы во время Великой Отечественной войны, но они смогли соорудить только грузовую канатную переправу. Первая советская версия Крымского моста простояла недолго – первый же ледоход привёл опоры моста в негодность и снёс целые пролёты.

Современное строительство Крымского моста за три года – с 2016-го по 2019-й стало беспрецедентным по масштабу. Российскими инженерами было учтено множество моментов – от ледохода на Азове до сложных грунтов, течений и проблем судоходства.

Крымский мост длиной 19 километров имеет две ветки – автомобильную и железнодорожную. Ширина проезжей части – 23,5 метра. Он имеет 595 опор и пролёты длиной от 55 до 63 метров. Это самый длинный мост в Европе. Он способен выдержать землетрясение в 9 баллов. Его пропускная способность – 40 тысяч автомобилей в сутки и 94 поезда. За первые 4 года эксплуатации по нему проехали 19,5 миллиона машин.

3. Мост на остров Русский

Этот проект построен в менее сложные времена с геополитической точки зрения, но был не менее сложным инженерным сооружением. Уникальный вантовый мост на Дальнем Востоке соединил город Владивосток и остров Русский. В СССР этот проект разрабатывался, но так и не был осуществлён из-за проблем строительства в суровых условиях.

Российские строители справились за 4 года. Длина центрального пролёта составляет 1.104 метра – это абсолютный рекорд для вантовых мостов. По высоте пилонов он второй в мире. Она составляет 324 метра. Русский мост обладает уникальной системой вантов, ветровая нагрузка на которые снижена на 30%. Ванты способны выдержать перепады температур от –40°С до +40°С. Полуактивная система демпферов гасит колебания полотна моста, а поперечное аэродинамическое сечение делает его устойчивым к штормам. Опоры моста защищены от ледохода.

Строительство Русского моста дало толчок к развитию Дальнего востока, ведь на острове Русский одновременно с возведением моста был построен комплекс зданий ДВФУ – Дальневосточного федерального университета. Каждую осень здесь проводят Восточный экономический форум, на который собираются представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

4. Топливно-энергетический комплекс «Восток Ойл»

Нефтегазовый комплекс в представлении обывателей принято представлять как что-то примитивное по сравнению с «высокими технологиями», под которыми подразумеваются сайт и серверы. И тем не менее, речь идёт о сложных инженерных задачах.

Топливно-энергетический комплекс «Восток Ойл» был построен на полуострове Таймыр Красноярского края. Инвестиции в него составляют 10 триллионов рублей. А по завершении строительства «Восток Ойл» станет крупнейшим в мире кластером по добыче углеводородов и даст новый толчок развитию Русской Арктики.

Проект предусматривает освоение газовых и нефтяных месторождений Ванкорского и Восточно-Таймырского кластеров, прокладку 800 километров магистрального трубопровода, строительство 13 электростанций, 15 промышленных городов, трёх аэродромов и строительство нового порта на Таймыре с нефтеналивными терминалами. Мощность отгрузки нефти к 2030 году по проекту должна составить 115 миллионов тонн в год. Для реализации проекта создаётся 100.000 рабочих мест.

5. Деловой центр «Москва-Сити»

Визитной карточкой «процветающего Запада» всегда были небоскрёбы, к которым советская архитектура относилась с прохладцей, предпочитая монументальное имперское строительство. В Российской Федерации подход поменялся. Сегодня деловой центр российской столицы выглядит не менее амбициозно, чем центр Нью-Йорка или Лондона.

Строительство «Москва-Сити» идёт с 1996 года. Общий объём инвестиций уже составил около 1,2 триллиона рублей. Первым построенным объектом стал мостовой переход «Багратион», соединивший берега Москвы-реки: Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко.

Доминантами центра стали башни-небоскрёбы «Башня 200», «Эволюция», «Империя», «Евразия», «Федерация», «Меркурий», «Башня на набережной», IQ-квартал, Neva Towers и «Город столиц», включивший в себя две 76-этажных башни и два 17-этажных здания.

В деле возведения небоскрёбов российские архитекторы и строители превзошли своих европейских коллег. Из самых высоких зданий, расположенных на континенте, 21 находится в «Москва-Сити». В ЕС пальму первенства держит Лондон – там расположено всего 7 небоскрёбов, а в Мадриде – 4. Правда, до мировых рекордов в США, Китае или арабских странах нам ещё далеко.

Не конец истории!

Разумеется, здесь далеко не полный перечень. Среди других важных проектов, которые были построены уже после распада СССР, можно назвать космодром «Восточный», спортивную инфраструктуру к сочинской Олимпиаде, десятки новых станций и линий московского Метрополитена.

Шагнул вперёд топливно-энергетический комплекс. На условиях государственно-частного партнёрства была с нуля создана принципиально новая отрасль, которой не было в СССР – добыча и транспортировка СПГ. Она, в свою очередь, стала драйвером для освоения северных территорий и северного морского пути, строительства танкерного и ледокольного флота. Да и привычный трубопроводный газ Россия теперь предпочитает не гнать за рубеж в исходном виде, а подвергать глубокой переработке, извлекая все ценные фракции на своей территории. Для этого были построены крупнейшие газоперерабатывающие заводы – Запсибнефтехим, Амурский ГПЗ, Пуровский завод по переработке газового конденсата.

Российские атомщики освоили технологию замкнутого ядерного цикла, так что сегодня наша страна является не просто лидером, а мировым монополистом в этой прорывной технологии. В городе Северск Томской области успешно работает опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 (проект «Прорыв»).

Было запущено несколько важных научных проектов класса «мегасайенс», которые предполагают колоссальные финансовые вложения и создание циклопической исследовательской аппаратуры. Это лазерная установка УФЛ-2М в Сарове, синхротрон СКИФ, Супер чарм-тау фабрика в Новосибирске, коллайдер NICA в подмосковной Дубне.

Стоит упомянуть и российскую IT-сферу, которой в позднем СССР, к сожалению, не уделялось должного внимания. При всех проблемах в отрасли, которые никто не отрицает, Россия – одна из немногих стран, которые могут позволить себе национальный поисковик, собственные социальные сети, свой софт для бухгалтерии и инжиниринга, портал Госуслуги, а также LLM-модели искусственного интеллекта.

Наконец, не стоит на месте и военпром. В области обороноспособности страны было с нуля развёрнуто производство беспилотных боевых систем и, в том числе на базе советских разработок, а также создано гиперзвуковое оружие. Действующие образцы последнего, добавим, сегодня есть только у России и дружественных с нами государств – КНДР и Ирана.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • СРОшник

    Восточный лучше не вспоминать даже всуе, хотя понимаю, что при строительстве других объектов скорее всего тоже не мало утекло.

    20.06.2025, 13:32
    • Толябыч
      отвечает пользователю

      @СРОшник, не без ошибок, но красота мощь и развитие - очевидные вещи.

      20.06.2025, 16:22