На руках у «Матери искусств»

Обсуждение: 12
4021

Церемония награждения победителей и номинантов VII Международного профессионального конкурса НОПРИЗ проходила в сложных условиях, но в уникальном месте

Одним из важнейших событий архитектурной жизни в декабре этого года стала церемония награждения победителей Международного профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший проект. В 2020 году мероприятие проводится уже в седьмой раз, и показывает неизменную положительную динамику, как по количеству работ и географии участников, так и по качественным требованиям к конкурсантам.

Ежегодно конкурс привлекает внимание отечественного архитектурного сообщества и зарубежных коллег, представителей органов власти, предпринимателей и средств массовой информации. Если в 2016 году конкурсная комиссия рассмотрела 188 заявок, то в 2017-ом их было 362, а в 2019 году уже 550.

Невзирая на все испытания, которые выпали сообществу в 2020-ом и особенно в последние месяцы, количество участников в этот раз не только не сократилось, но и выросло скачкообразно! Конкурсной комиссии пришлось рассмотреть 700 заявок от ведущих отраслевых отечественных и зарубежных вузов, научных и профессиональных архитектурных, проектно-изыскательских и строительных организаций, государств-членов Евразийского экономического союза. В их числе 31 проект – от зарубежных участников, 349 проектов от студентов и аспирантов 55 российских и 7 зарубежных профильных вузов.

А «изюминкой» конкурса стала форма проведения. Если в предыдущие годы встреча коллег-архитекторов лицом к лицу была нормой, то сейчас, в период пандемии, все уже настолько привыкли к онлайн-формату, что об уютных совместных мероприятиях остаётся только мечтать. И всё же организаторы решили провести церемонию награждения «вживую», разумеется, с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований – масок, санитайзеров, социальной дистанции. Пришлось, увы, обойтись и без традиционного рукопожатия победителям от организаторов.

Место проведения мероприятия любезно предоставил государственный Музей архитектуры имени А. В. Щусева, где и была размещена выставка. Открывая, по праву хозяйки, встречу, директор музея, искусствовед Елизавета Лихачёва в первую обратила внимание именно на возможность прямого общения между собратьями по архитектурному цеху.

«Я вас очень рада приветствовать сегодня здесь, на церемонии вручения премии НОПРИЗ. Мы почти год сидим по домам и общаемся только по экранам мониторов, так что любая возможность поговорить напрямую очень дорого стоит. Это невероятное удовольствие, за которое я НОПРИЗ очень благодарна», – отметила Елизавета Станиславна.

Архитектура – это искусство, добавила она, – а значит, его невозможно воспринимать через копии, какими бы прекрасными эти копии не были. Искусство, как поцелуй любимого человека, вкусный кусок стейка или бокал хорошего вина нужно воспринимать непосредственно. Это то, что даёт нашей жизни счастье и радость. Музей традиционно принимает участие в любых знаменательных событиях, связанных с развитием современной архитектуры. И, безусловно, конкурс НОПРИЗ одно из таких важнейших событий в архитектурной жизни страны.

Президент НОПРИЗ, Народный архитектор РФ, председатель конкурсной комиссии Михаил Посохин обратил внимание на серьёзный рост числа заявок и динамику развития конкурса. А это, с одной стороны, большое количество, которое конкурсной комиссии предстоит правильно оценить, а с другой стороны, большое уважение, потому что за каждой работой стоит огромный колоссальный труд. Труд и маститых архитекторов, и нового поколения студентов. При этом, по мнению президента Национального объединения, при сравнении работ маститых авторов и тех, кто только начинает свой профессиональный путь, не видно «слишком уж катастрофической разницы». Молодёжь уверенно принимает вызов и предоставляет проекты, выполненные на высоком уровне, с творческим огнём, и при этом с соблюдением всех жёстких технических требований.

Расширяется и география конкурса. Не только Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск представляют качественные работы. Прекрасные проекты поступают из различных институтов и самых отдалённых регионов России, порой поражая организаторов остротой и смелостью представленных решений. Расширяется и сфера приложения талантов российских архитекторов, которые готовы быстро отвечать на актуальные вызовы. Так, в этом году на конкурс были представлены два проекта мусороперерабатывающих заводов, и это крайне важные объекты технологической инфраструктуры, с учётом проходящей в стране реформы по утилизации бытовых и промышленных отходов. Обе работы получили высокие оценки жюри, и теперь остаётся только пожелать, чтобы они были воплощены в жизнь.

«Сегодня мы находимся в стеснённой ситуации, и, к сожалению, не можем лично поздравить каждого номинанта, вручить поздравление и пожать руку, – добавил Михаил Посохин. – НОПРИЗ призван проявлять максимальную заботу по повышению качества как архитектуры, так и профессионалов, которые участвуют в процессе. Проведение таких конкурсов – это часть нашей большой работы».

Михаил Михайлович напомнил, что по итогам конкурса НОПРИЗ выпускает ежегодный Каталог, который направляется губернаторам регионов, ректорам вузов, руководителям муниципалитетов. Это позволит обратить внимание на талантливых молодых специалистов и способствует развитию института наставничества и преемственности поколений.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков зачитал приветственное обращение, которое направил участникам и организаторам глава Минстроя России Ирек Файзулин. В обращении, в частности, отмечалось, что организаторы каждый раз повышают планку работ, представленных на суд жюри. А это, в свою очередь привлекает на конкурс наиболее талантливых и самобытных архитекторов, инженеров и урбанистов.

«География заявок на участие в конкурсе охватывает все федеральные округа Российской Федерации и ряд зарубежных стран, включая Армению, Беларусь, Йемен, Казахстан, Киргизстан, Приднестровье и Узбекистан. Из-за рубежа поступила 31 заявка, в том числе студентов 7 зарубежных вузов. Конкурс нацелен на выявление и поддержку молодых талантов в российском строительном сообществе, привлечение и участие студентов профильных вузов и молодых специалистов, позволяет на практике выявить потенциал молодёжи и формировать кадровый резерв», – подытожил Ирек Энварович, пожелав участникам новых успехов и развития этой замечательной традиции.

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, в свою очередь, напомнил присутствующим о важнейшем документе, который был подготовлен усилиями архитектурного сообщества, а сейчас проходит стадии доработки и согласования. Речь идёт о проекте Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», разработчиками которого выступили Российская академия архитектуры и строительных наук, Союз архитекторов России и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков. Текст документа был направлен в Минстрой в феврале 2020 года и в связи с важностью предложенных решений, проходит длительные процедуры согласования. Однако российские архитекторы рассчитывают на то, что он будет принят в не слишком далёкой перспективе, об этом говорит и тот факт, что министерство уже создало рабочую комиссию, которой предстоит заниматься доработкой и представлением документа.

Ещё одно поздравление участники встречи получили от президента Российской академии художеств Зураба Церетели, который не смог прибыть лично, однако направил поздравительный адрес. Он высказал мнение, что конкурс играет особенно важную роль в развитии зодчества и искусства, способствует осмыслению архитектурной среды и выстраиванию гармоничных отношений между человеком и городом. В прошлом году церемония награждения проходила в стенах Российской академии художеств.

«Нам важно сегодня возвращаться к тем истокам, когда архитектура считалась матерью искусств, объединяя в себе и скульптуру, и живопись, и все виды прикладных искусств. Конкурс престижен, привлекает к участию наиболее талантливых специалистов и особое внимание обращает на профессиональные качества исполнителей, архитекторов, инженеров и изыскателей. Приятно осознавать, что в конкурсе активное участие принимают ведущие отраслевые вузы, представители творческой интеллигенции. Важно, что архитектура и искусство определяют формирования человека и преобразовывают жизненное пространство людей с учётом культурных ценностей и традиций», – обратился к участникам Зураб Константинович.

О важности мероприятия для России и стран Содружества Независимых Государств говорил и президент Международной ассоциации Союза архитекторов (МАСА) Игорь Воскресенский. Он подчеркнул: участники конкурса подтвердили, что могут преодолевать любые трудности и даже такие, какие преподнёс всему миру 2020 год. Игорь Николаевич назвал конкурсантов настоящими героями.

Он также напомнил, что МАСА и НОПРИЗ в этом году подписали договор о сотрудничестве и совместной работе. И очень характерно уже то, что в числе проектов представлено немало работ из стран СНГ.

«Хочу напомнить, что следующий год для стран Содружеств будет Годом архитектуры и строительства, добавил Игорь Воскресенский. – И это впервые происходит в истории наших государств. Огромный план мероприятий взяли на себя Минстрой России, Союз архитекторов, НОПРИЗ. И мы тоже своё плечо подставляем».

В заключении своего выступления президент МАСА предложил «учредить Премию по архитектуре России, а ещё лучше – Премию стран СНГ».

А бывший председатель Госстроя нашей страны, Почётный архитектор и Залуженный строитель России, вице-президент Российского Союза строителей, член Совета НОПРИЗ Анвар Шамузафаров обратил внимание всех присутствующих, в каком уникальном здании проходит подведение итогов Международного конкурса. Анвар Шамухамедович напомнил, что государственный Музей архитектуры имени А. В. Щусева находился в ведении Госстроя России: «Но потом мои последователи приняли решение передать это здание Министерству культуры. Мне кажется, что было бы правильно, если б это здание продолжало находиться в ведении Минстроя России. Уникальна история этого здания, которое было построено под большим воздействием Матвея Казакова. Этот дворец является самым большим за переделами Кремля. Действительно, уникальное здание, с уникальной архитектурой, уникальными интерьерами. Многое, что было создано мастерами прошлого, здесь сохранено. И то, что в таком здании проводится такая выставка, подчёркивает взаимосвязь времён и поколений. Это святое здание для нас, для архитекторов. Большое влияние оказал Алексей Щусев, который долгое время здесь работал директором музея. В течение многих дней можно изучать экспонаты, находящиеся здесь. И я рад, что снова музей открыл свои двери для профессионалов архитектуры».

Михаил Посохин ещё раз напомнил об активном участии вузов и большом вкладе их преподавателей, которые уделяют большое внимание работе с молодёжью. «НОПРИЗ обязан, и у нас это записано в уставных документах, проявлять максимальную заботу по повышению качества как архитектуры, так и квалификации тех профессионалов, которые участвуют в этом процессе. Проведение таких конкурсов – это часть нашей большой работы. И мы всегда целый год готовимся к этому мероприятию. И я не могу не выразить благодарность всем участникам, которые принимают участие в этом конкурсе».

А в конкурсе, действительно, приняли участие представители практически всех базовых российских архитектурно-строительных вузов. Но наиболее активными оказались учащиеся Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств и Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, предложившие (34, 27 и 24 проекта соответственно). Также жюри отметили высокий уровень работ студентов Ижевского государственного технического университета имени Калашникова. Конкурсная комиссия под председательством Михаила Посохина рассмотрела представленные заявки и приняла решение наградить 386 проектов, в том числе присудить 92 диплома первой степени.

Остаётся лишь повторить то, что сказал президент МАСА Игорь Воскресенский: следующий, 2021 год объявлен в СНГ Годом архитектуры и градостроительства. Это впервые происходит в истории российского государства и стран Содружества, и несомненно, станет ещё одной возможностью для энергических и влюблённых в своё призвание профессионалов проявить себя, вне зависимости от возраста, места жительства и архитектурной школы.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

14.12.20 в 15:39
  • Иван Трышкин
    Иван Трышкин 14.12.2020 в 16:17 пишет:

    "следующий, 2021 год объявлен в СНГ Годом архитектуры и градостроительства" - очередная профанация.

    Ответить
    Евгений Карант
    Евгений Карант 14.12.2020 в 17:17 пишет:

    Радует, что никто не потребовал у участников Конкурса раскошелиться за право участия на чьи-то личные нужды в Нацобъединении. В отличие от предстоящего Конкурса на самую надежную строительную организацию, которую лоббирует НОСТРОЙ.

    Ответить