Наша Ассоциация «Сахалинстрой» предупреждает своих членов о тех рисках, которые могут поставить строительные компании на грань выживания. Мы прямо заявляем: если самостоятельно не сможете выполнить изыскательские работы, качественную подготовку проектной документации и работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства под ключ, то не стоит рисковать!
В минувший вторник, 23 июля Ассоциация «Сахалинстрой» разослала в адрес 345-ти строительных компаний письмо, в котором детально разъясняет риски участия в особенных закупках и исполнения контрактов «под ключ».
Закупки «под ключ» – это сравнительно новый и комплексный вид, который вводился для сокращения сроков реализации проектов типовых объектов капитального строительства.
Но на практике по данному виду закупок заказчики, как правило, пытаются сбросить процессы изысканий, проектирования и закупочные процедуры по индивидуальным проектам на «исполнителя с непонятной квалификацией», который никогда такие комплексные работы не выполнял. При этом муниципальные и государственные заказчики пытаются уходить от решения возникающих вопросов, ссылаясь на исполнение контракта «под ключ».
Ассоциация «Сахалинстрой» проанализировала исполнение её членами контрактов «под ключ» и сделала вывод, что в большинстве случаев строительные компании самостоятельно не выполняют изыскательские работы и разработку проектной и рабочей документации, а заключают договоры со сторонними организациями (субподрядчиками). Также члены Ассоциации из-за отсутствия в штате квалифицированных специалистов изыскателей и проектировщиков и (развёрнутых программных ресурсов среды общих данных (СОД) (за исключением единиц) не контролируют работу субподрядчика.
Отсутствие квалифицированных сметчиков и специалистов по организации строительства приводит к некачественной разработке раздела «Проект организации строительства – ПОС» и сметной документации в части «Пояснительной записки». Как следствие в Сводном сметном расчёте практически «пустует» раздел № 9 «Прочие затраты» и не учитываются значительные компенсации расходов на особенности объектов и их расположение.
Большинство руководителей компаний с этим уже свыклись и ошибочно считают, что «денег хватит», а если на что-то будет не хватать, меньше заплатим рабочим. Мы же считаем, что подобные рассуждения ошибочные и вредные, и часто приводят к разорению и закрытию компаний. Не имея необходимого опыта работы с изыскательскими и проектными организациями, компании заключают договоры на эти работы либо по знакомству, либо по рекомендации, либо с ценой поменьше, что сразу ставит их в ситуации большого риска.
Ведь «сегодняшние» проектные организации зачастую не выполняют комплексное проектирование строительства, а пользуются услугами аутсорсинга на различные разделы разрабатываемого проекта без какой-либо ответственности за это. В итоге задание на проектирование разделяется между несколькими исполнителями, а будущий проект распадается на разные, не связанные между собой части.
Такая проектная документация получает положительное заключение только через три-пять месяцев, если вообще проходит государственную экспертизу. При этом необходимо понимать, что Госэкспертиза ничего в смету не добавляет, если строитель и проектировщик не учли какие-либо работы или материалы в ПОСе, пояснительной записке и в смете.
Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что для успешного выполнения контрактов «под ключ» строительная компания должна выполнить следующие условия:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
26.07.24 в 15:04
Если ты не 3х дневка с понятным исходом, то плюс минус просчитываешь всё. Но на Сахалине наверное без подсказки никак.
Валерий Павлович - заботушка))
Иногда, чрезмерно))
Ничего не делают - плохо, делают - тоже плохо.
Вывод - не ходить на эти закупки в принципе, чтоб они исчезли как вид. А вообще ПОС - самый бесполезный раздел сейчас. Ни одна экспертиза по-нормальному даже балки подкрановых путей не пропускает со 100% затрат, всё прикрывается оборачиваемостью, а тут пишут про целый раздел 9.
Идея хорошая, но мало реализуемая. Хотят же, и будут ходить.
Большинство наших членов по старой инерции не может понять, что в сегодняшних турбулентных условиях с инфляцией и большим ростом стоимости материалов, оборудования, транспортных расходов нельзя определить цену (НМЦК) закупки на базе Инвестиционного обоснования непонятной проектной организации с материка без появления их на месте реального строительства, например в 2023 году.
Потом изыскания, проектирование, которое как правило затягивается сейчас на год, полтора, потом минимум полгода Экспертиза, часто вначале отрицательная, а потом, через квартал, полтора, подают по-новой. При всём этом, сметная стоимость строительства на этом этапе часто превышает в два, а то и в три раза от НМЦК на этапе инвестиционное обоснования.
Что при этом делает заказчик. Он расторгает контракт по причине неисполнения подрядчиком сроков реализации проекта строительства объекта, а фактически потому что он не может увеличить цену контракта.
Подрядчик, наш член в этом случае, сделал за заказчика работу, не получая при этом ничего.
А потом заказчик проводит новую закупку и, как правило, заключает контракт с другим.
Даже если с тем же подрядчиком, тогда этот подрядчик не может претендовать на оплату дополнительных работ или ошибок в смете - ведь это он сам сделал. На кого он может жаловаться?
Вот поэтому мы и не советуем нашим членам это делать.
У нас есть ограниченное количество членов, которые соответствуют нашим критериям, и они реально это могут делать, но уже несколько и из них, "погорели" при исполнении контрактов, так как заказчики отказали им в пересчёте цен по Постановлению Правительства № 1315, потому что, мол, это контракт "под ключ" и все риски ВАШИ.