Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»
Некоммерческая организация «СОЮЗЦЕМЕНТ» ежегодно с момента введения обязательной сертификации цемента (с 1 марта 2016 года) проводит исследования для определения её эффективности. В соответствии с ранее полученными аналитическими отчётами, объём незаконного оборота фальсифицированного цемента снизился с 11,7 миллиона тонн в 2016 году до 3,16 миллиона – в 2020 году. Эти данные подтверждают эффективность обязательной сертификации, действующей одновременно с госконтролем за оборотом цемента. Также важную роль в снижении объёма фальсификата на рынке играет инспекционный контроль каждой партии цемента, ввозимого в Российскую Федерацию не из стран ЕАЭС
Исследование показало, что в 2021 году по отношению к 2020-му объём небезопасного (не соответствующего установленным требованиям) цемента вырос с 3,16 миллиона тонн в 2020 году до 12,9 миллиона – в 2021-ом, в 2022 году объём незаконного оборота цемента составил 13,14 миллиона тонн. Доля незаконного оборота цемента увеличилась более, чем в 3 раза и ставила 21,3% от общего объёма его потребления в Российской Федерации. Основная причина – отсутствие в течение последних двух с половиной лет государственного контроля (надзора) за оборотом цемента! Речь идёт о продукции неустановленного качества, её использование может повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан в результате растрескивания и последующего обрушения конструкций, их химической и радиационной опасности.
Вместе с тем незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету (за счёт неуплаченных налогов) и добросовестным производителям (ущерб отрасли в 2022 году оценивается в 83,8 миллиарда рублей).
Председатель комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ Константин Леонидов констатировал, что полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе, цемента) прекращены в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств – членов Государственный контроль за исполнением требований технического регламента ЕАЭС «О безопасности автомобильных дорог» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами.
Однако с введением в 2020 году моратория плановые и внеплановые проверки не проводятся. На национальном уровне орган государственного контроля (надзора) за цементом и товарным бетоном не закреплён. Кроме того, КоАП РФ определено наказание за нарушение технических регламентов и обязательных требований к продукции. При этом отсутствует госорган, уполномоченный привлекать к ответственности за нарушения обязательных требований. Как справедливо подчёркивает Константин Владимирович:
Возвращение контроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе, цемента) – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность.
Президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР» Любовь Бондарь обратила внимание на то, что реестр аккредитованных лиц Росаккредитации содержит информацию о 187-ми действующих органах по оценке соответствия, в область аккредитации которых включён цемент: 156 испытательных лабораторий (центров) и 31 орган по сертификации продукции. Любовь Александровна уточнила:
При этом работы по сертификации цемента в 2021-2022 годах проводились одиннадцатью органами по сертификации, из которых только четыре органа проводят работы по сертификации цемента в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», двадцать органов «спящие», то есть фактически не ведут работу по сертификации цемента.
Также Любовь Бондарь проинформировала о результатах исследования в части оценки соответствия бетонных смесей. В реестре ФГИС Росаккредитации содержатся сведения о 3.485-ти декларациях о соответствии на смеси бетонные, зарегистрированных в 2021-2022 годах. Проведённый анализ реестра зарегистрированных деклараций о соответствии только за декабрь 2022 года показал, что из 202-х деклараций 75 (что составляет 37%) приняты с нарушением правил обязательного подтверждения соответствия продукции, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1265: испытания продукции проводились не в собственных испытательных лабораториях изготовителей смесей бетонных или аккредитованных испытательных лабораториях, а в неких «иных лабораториях». Как подчеркнула Любовь Александровна:
Данные факты могут свидетельствовать как о некомпетентности изготовителей бетонных смесей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасной или не соответствующей установленным требованиям продукции, и служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными. Декларирование смесей бетонных (товарного бетона) является неэффективной формой подтверждения соответствия. Для контроля качества смесей бетонных необходима более жёсткая форма государственного регулирования с оценкой независимой третьей стороной – обязательная сертификация.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
17.08.23 в 15:20
Хорошо бы было, но не просто так же его отменяли, так что надежд нет, мне кажется...
Предлагаете СРО в области производства цемента?
За производителями бетона нужен глаз да глаз. Привозят вместо В30 смесь В25, и это никак не проконтролировать, кроме как заливкой кубов. А потом завод от себя отгребает, мол у вас ухода не было, опалубка не та и не смазана обильно, кубики вы неправильно изготовили, погода не та, папа римский новый выбран, и вообще сами виноваты. А то, что нет журналирования замесов, которые бы нужно было как бухгалтерские базы хранить лет по 5-7, вместо 42,5Б тебе могут в бетон положить 32,5М, вместо П3 приезжает П5, потому что пластификаторов накидали лишку - это никого не волнует. Потом еще водитель, которому неохота потом бочку отмывать туда еще воды ливанёт - водоцементное окончательно нарушено. Нужно прямо каждый месяц заводы инспектировать по идее, и со всех подборов и декларирований составов инспекционно пробы отбирать, а не контрольные образцы от них с пробных хороших замесов принимать в лабах.
Вода - любимое дело.
4 года уменьшался оборот фальсификата, а за год подскочил, что стало больше чем было. Не хило