Гора родила мышь

Обсуждение: 8
4929

Сказ о том, как НОСТРОЙ закон 372-ФЗ реализовывал. Что из планов, намечавшихся в 2016 году, удалось воплотить в жизнь?

Любопытная бумага обнаружилась в анналах Национального объединения строителей. Это – план подготовки документов по внедрению Федерального закона № 372-Ф3. Предлагаем взглянуть, что из задуманного НОСТРОЙ удалось реализовать, а что нет. И, соответственно, насколько удачным для отрасли оказалось внедрение норм 372-ФЗ.

***

Документ состоит из трёх частей. Это – Перечень типовых внутренних документов саморегулируемой организации, План работы по стандартизации НОСТРОЙ и План работы по доработке программного обеспечения.

Самой объёмной получилась первая часть. Как известно, Национальное объединение придавало большое значение разработке унифицированных документов, которые СРО могли бы использовать в своей работе. В Плане были прописаны такие стандарты, как например:

  • Унифицированное положение о КФ ВВ и КФ ОДО;
  • Унифицированное положение о контроле СРО за деятельностью своих членов;
  • Унифицированное положение о специализированном органе, осуществляющим контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и внутренних документов СРО;
  • Унифицированное положение о процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации, поступающих в СРО;
  • типовой Устав и тому подобное.

В целом идея была хорошей и полезной. Нацобъединение имело все возможности обобщить имеющийся опыт саморегулируемых организаций и силами своих юристов и привлечённых специалистов СРО разработать полный пакет типовых документов. Для того, чтобы специалисты СРО уже не ломали бы голову над организационными процессами, а получили в свои руки простую методичку, где было бы описано, что и как нужно делать, чтобы в дальнейшем не стало мучительно больно.

Однако результат этих усилий получился таким, который мы знаем. Вместо анализа и обобщения имеющейся практики, Дирекция НОСТРОЙ пошла по отработанному пути, без всякого конкурса наняв подрядчиков на стороне и заказав им написание СТО на деятельность СРО. Итогом такой разработки стали надёрганные из Градостроительного кодекса РФ и приказов Минстроя России подборки текстов, ценность которых для саморегулируемых организаций оказалась близка к нулю. Более того, не было сделано никаких попыток привлечь к участию в процессе самую главную сторону – представителей Ростехнадзора, того ведомства, которому и предстоит оценивать качество внутренней документации каждой СРО. В итоге после массовых отказов надзорного органа в регистрации несоответствующим требованиям закона документов НОСТРОЙ постарался по-тихому замять эту историю.

Характерно, что в ходе общественного обсуждения, саморегуляторы активно выступали со своими предложениями по унифицированным документам и конструктивной критикой, однако и на сей раз диалога не получилось. Практически всё, о чём говорили и что предлагали СРО, в итоговый текст документов не попало.

Очередной виток кипучей деятельности НОСТРОЙ ознаменовался работой НОСТРОЙ над СТО НОСТРОЙ на деятельность членов. Гора родила мышь и единственным утверждённым документом стал СТО на деятельность СРО под названием Р НОСТРОЙ 5.1.19-2019 «Хранение дел членов СРО в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного СРО с использованием усиленной квалифицированной подписи». Документ был утверждён решением Совета НОСТРОЙ (протокол от 13 июня 2019 года № 143). Остальные 8 стандартов, до сих пор числятся в статусе «разрабатываемых».

Таким образом, работа, поглотившая сотни человеко-часов и десятки миллионов рублей, окончилась ничем. Даже будучи доведёнными до ума, эти документы никак не могут помочь СРО в их работе, поскольку представляют собой обычные выжимки из норм регулирующего законодательства, о которых специалисты СРО и без того прекрасно осведомлены.

Таким же провалом закончилась и работа по второй части, в которой содержится перечень стандартов НОСТРОЙ на процессы работ. Напомним, что в итоге по всей стране считанное число саморегулируемых организаций приняло техстандарты Национального объединения, как обязательные для своих членов. Да и Ростехнадзор вполне недвусмысленно сообщил, что за необязательные к применению документы наказывать не будет. А тут ещё и Минстрой России подложил братскую свинью. В законопроекте представленном ведомством о внесении изменений в Градкодекс, и вовсе рекомендуется исключить нормы касающиеся возможности НОСТРОЙ разрабатывать стандарты.

Наконец, последним разделом ностроевской программы стал список программного обеспечения, которое предстояло разработать для реализации 372-ФЗ. В нём указаны Единый реестр СРО, Национальный реестр специалистов и Реестр сведений о несчастных случаях в строительстве. Из них два первых удалось запустить, хотя и со срывом сроков и множественными нареканиями. Национальный реестр специалистов и по сию пору работает в полуручном режиме. До сих пор десятки тысяч дел специалистов не перенесены в него. Идея с реестром несчастных случаев почила в бозе.

Подводя итоги, можно сказать, что Национальное объединение успешно провалило свою же программу по реализации 372-ФЗ. Вместо централизованного создания стройной системы нормативного регулирования, получили очередные распилы Сметы, бессмысленные бумажки и передел рынка, который стал тяжёлым ударом по строительной отрасли.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

31.01.2020 в 12:19
FAST-ПОСТ
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Ха! Всё как они любят: биржа труда и аналитика с сайтов поиска сотрудников....
17.05, 17:10
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Да уже давайте ещё +1.... Какая уж разница то.... плюс....минус....
17.05, 17:09
1 1