Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Начало нынешней осени ознаменовалось проведением сразу нескольких публичных мероприятий в области строительства.
С 13 по 16 сентября в Петергофе проходила II Научно-практическая конференция «ГИСОГД – 2023». Под аббревиатурой «ГИСОГД» здесь, в соответствии с частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, понимаются Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации. При этом, согласно части 1 недавно вступившей в силу статьи 56.1 ГрК РФ, указанные информационные системы должны быть интегрированы в Единую информационную систему, включающую документы, сведения и материалы, которые необходимы для обеспечения градостроительной деятельности и перечень которых устанавливается Правительством РФ.
По замыслу организаторов, в ходе конференции должны были быть сформированы общие подходы, отражающие практические цели и путь цифровой трансформации строительной отрасли и реализации процессов управления строительством на основе данных.
Аккурат в тот день, 15 сентября, когда в Петергофе обсуждали изменения правового регулирования ГИСОГД, а также проходило открытое заседание комитета НОТИМ по ГИСОГД, на Васильевском острове Санкт-Петербурга проходила XIV Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: вызовы и возможности». В числе прочих мероприятий данной конференции было заявлено проведение следующих двух секций: «Региональный опыт цифровизации процессов в строительстве и строительном контроле» и «Автоматизация бизнес-процессов управления строительством. От планирования и тендеров до выполнения гарантийных обязательств». По понятным причинам, вопросы, которые обсуждали на этих секциях, имеют непосредственное отношение к целям и задачам создания ГИСОГД.
Наконец, с 12 по 15 сентября в Москве проходил VIII Фасадный конгресс России, участниками которого стали более 5.000 девелоперов, архитекторов, проектировщиков, застройщиков, фасадчиков и оконщиков из самых разных уголков страны. Очевидно, что всех этих субъектов градостроительной деятельности вопросы, связанные с созданием и ведением ГИСОГД, должны волновать далеко не в последнюю очередь.
Разумеется, мне хотелось принять участие во всех трех вышеперечисленных мероприятиях. Однако, поскольку разорваться не было возможности, я решил принять участие в работе Фасадного конгресса.
Свой выбор я сделал, в надежде получить ответы на следующие два вопроса. Во-первых, дошла ли до профессионального сообщества в области проектирования и строительства информация, якобы, о имеющей место цифровой трансформации строительной отрасли? И, во-вторых, что думают те, до которых эта информация дошла, об использовании в своей практике ТИМ, о ГИСОГД, о грядущей цифровизации технического регулирования и о прочих законодательных новеллах, в реализации которых им предстоит участвовать.
В течение трёх дней работы Фасадного конгресса его участники обсудили множество вопросов, касающихся обеспечения безопасности, качества и долговечности, фасадных и оконных систем, в том числе:
Заместитель начальника управления технической оценки соответствия ФАУ «ФЦС» (организация, подведомственная Минстрою России) Артём Мельников рассказал собравшимся о том, как в 2023 году будет осуществляться процедура пригодности для применения в строительстве новой продукции.
Наряду с перечисленными вопросами, приведённый выше перечень которых является далеко не полным, участники конгресса обсудили грядущие изменения в нормативно-технической базе, касающейся фасадных и оконных систем.
В своём докладе на пленарном заседании конгресса, я рассказал о новой парадигме системы технического регулирования в фасадной отрасли в свете реализации положений Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее – Стратегия).
В первую очередь, это касается перехода от привычного предписывающего метода нормирования к параметрическому, в соответствии с которым обязательные требования применяются только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования вне зависимости от его конструкции и исполнения. При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения не только действующих сводов правил и ГОСТов, но и иных способов (подходов) на альтернативной основе.
Для этого перехода совсем свежим постановлением Правительства РФ от 31 августа 2023 года № 1417 утверждены «Правила формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства».
В соответствии с другим постановлением Правительства РФ от 26 августа 2023 года № 1389, данный реестр требований будет открыт для заинтересованных лиц в качестве одной из подсистем единой государственной информационной системы «Стройкомплекс.РФ», а наполнением реестра требований будет заниматься ФАУ «ФЦС». При этом требования в этом реестре должны быть представлены не только в человеко-, но и машиночитаемой понимаемой форме.
Одним из основных результатов развития системы технического регулирования, в соответствии со Стратегией, станет: «актуализация и перевод в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы всех российских документов по стандартизации в сфере проектирования и строительства (более 3.000 документов)».
Предусматриваемая Стратегией машиночитаемость и машинопонимаемость документов по стандартизации, якобы, должна облегчить переход к массовому использованию ТИМ и ускоренному внедрению в проектировании и строительстве искусственного интеллекта.
По понятным причинам, мой доклад как на самом пленарном заседании конгресса, так и в его кулуарах был встречен «шквалом» вопросов.
Во-первых, как выяснилось, что многие участники конгресса, большинство из которых, кстати, являются членами СРО, впервые услышали о наличии Стратегии из моего доклада. В этом видится недоработка Национальных объединений – НОСТРОЙ и НОПРИЗ, которые, работая над Стратегией в течение нескольких лет, не сочли возможным ознакомить с её базовыми положениями профессиональное сообщество.
Во-вторых, участникам конгресса осталось не понятным, какой смысл разработчики Стратегии вложили в необходимость перехода от действующих сводов правил и ГОСТов, с использованием которых при проектировании и строительстве традиционно подтверждается соответствие техническим регламентам, к реестру требований, которые в конечном итоге будут вычленены из этих же технических регламентов. По мнению участников, существующий метод технического нормирования никак не мешает им внедрять инновации, зачастую превосходящие мировой уровень.
Много заданных мне вопросов касались целесообразности перевода в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы действующих нормативно-технических документов.
Как выяснилось, большинству участников конгресса не понятно, что это за такие форматы, для чего нужен перевод в эти форматы, какими силами эта работа может быть проведена и кто за это заплатит. Один из уважаемых участников конгресса поинтересовался, какие конкретно претензии или нарекания есть у государства в отношении фасадчиков? А если таковых нет, то с какой целью государство пытается полностью изменить их стиль работы?
Наконец, когда я с трибуны пленарного заседания произнёс словосочетание «технологии информационного моделирования», зал буквально загудел. Позже в кулуарах конгресса один из известных московских архитекторов порекомендовал мне освежить в памяти определение, данное понятию информационной модели объекта капитального строительства в ГрК РФ. А там в пункте 10.3 статьи 1 сказано следующее: информационная модель объекта капитального строительства – совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
Мой визави обратил внимание на то, что нигде в этом определении не сказано о том, что сам объект, его части, узлы примыкания должны быть представлены в информационной модели непременно в трёхмерном виде. По его мнению, в лоббировании установления требований к представлению в трёхмерном виде каждого изделия, каждой конструкции здания или сооружения видится не здравый смысл, а исключительно финансовые интересы самих лоббистов. Я вынужден был согласиться с ним в том, что представление в трёхмерном виде фасадных конструкций и окон это с позволения сказать «маразм».
Более того, коллегам не понятно, почему такие достижения цифровизации как электронный документооборот или основанное на анализе структурированных данных управление проектами стали относить к технологиям информационного моделирования (ТИМ). В этой связи мне вспомнилось, что, как было сказано выше, одновременно с проведением Фасадного конгресса в Москве комитет НОТИМ по ГИСОГД в Петергофе обсуждал свои узкоспециальные вопросы. А вот какое отношение ГИСОГД имеет к ТИМ, это очень большой вопрос. Может быть уважаемой Ассоциации НОТИМ стоит подумать над ребрендингом, чтобы начать называться Национальным объединением организаций не только в сфере ТИМ, но более обще – в сфере цифровой трансформации строительной отрасли, в которую сфера ТИМ входила бы в качестве одной причём не самой главной части.
В одном из недавних интервью заместитель министра строительства и ЖЕХ РФ Константин Михайлик произнёс золотые слова:
Направлять развитие ТИМ должны мы сами, чтобы нормативная база никогда не отставала от рынка и учитывала интересы всех участников.
К сожалению, сегодня не только нормативная база, но и вся идеология цифровой трансформации очень сильно отстаёт от рынка.
В этой связи очень хочется, чтобы для лучшего понимания рынка замминистра хотя бы один раз «сходил в народ», причём не только в тот «народ», который из разу в раз собирает для него уважаемый президент НОТИМ Михаил Викторов, а в тот, который в отношении строительного рынка обладает признаками репрезентативности.
Думается, что участие Константина Александровича в работе Фасадного конгресса принесло бы пользу и ему самому, и строительному рынку, задача оцифровать который стоит перед ним.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
22.09.23 в 07:21
Ну если у Евгения Давидовича ещё возникают вопросы, то куда там остальным... Он же со своим желанием уже эксперт в области ТИМ.... Разве нет, Евгений Давидович?...))
Полианна, экспертов в области ТИМ (правильнее было бы сказать - в области цифровой трансформации строительной отрасли) великое множество. Но, как известно, любую хорошую идею можно довести до маразма. Очень не хочется, чтобы это случилось с цифровизацией стройки. Однако, по моим ощущениям, все идет именно к этому. Подтверждением тому, в том числе завршившийся Фасадный конгресс
НЕЗАБВЕННЫЙ ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН,
Хотелось как лучше, получается, как всегда.
К сожалению. Смею заверить, по моему, кроме как в РосАтоме, в других закрытых полностью сами себя обеспечивающие конгломераты, чаще всего гига-застройщики, которые внутри себя имеют носителей идей (инициация проектов), мощный пласт планирования, изыскатели, проектирование, контроль, строительство, и часто и эксплуатация - вот у них это естественное дело. Потому что у них ГЛАВНОЕ - УПРАВЛЕНИЕ (менеджмент) реализацией проектов строительства от инициации до эксплуатации и, часто управлением продуктами реализации проектов и получение максимальной прибыли.
ТИМ - это инструмент в системе управления. Управлением процессами. Управлением людьми. Управлением сроками. Управлением рисками. Управлением финансами.
Поэтому для них это помощь, необходимость в получении ожидаемого результата.
Это проектное управление реализацией строительными проектами от инициации проектов, через изыскания, проектированием, строительством с помощью технологии информационного моделирования. Это хорошо получается в закрытых корпорациях. Потому что основная идея проектного управления - работаем вместе в одной команде на одну цель.
В государственных и муниципальных, а также в закупках по закону № 223-ФЗ пока у нас ничего не получается, кроме как пытаемся перевести на цифру контроль строительных процессов. А это практически НИЧЕГО. Тут надо всем нам пройти большой путь, что бы НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ. До настоящего времени у нас реально и в контрактах нет персоны - руководителя проекта от заказчика с его обязанностями, правами и ответственностью.
Нет в контрактах всем известных подпольщиков (пока) - главных инженеров проектов на всех стадиях реализации проектов.
НЕ определена роль саморегулируемых организаций в процессах реализации проектов. А это я перечислил основных игроков, интересантов проектного управления. И все эти и другие интересанты должны сотрудничать через СОД - через среду общих данных. Которая есть в закрытых корпораций по определению, это их корень работы вместе. У открытых системах - пока с этим трудно.
Конечно же всем надо переходить на цифру.
Электронный документооборот - это позавчерашний день, хотя у нас многие это только мечтают. Напомню, что в России ещё в 2012 году появилось Постановление о переходе на эл. документооборот. Переход на эл. документооборот в исполнительной документации был прописан РТН в приказе № 1128 2017 года.
Сегодня необходимо переходить повсеместно на оборот информацией. Документы, если нам вообще-то нам нужны, система, компьютер должен сам генерировать по заданным формам. Информация - это ВСЁ.
Система управления лучше с ТИМ. Однако без СОД - это как самолёт без крыльев.