Учитывая бурные обсуждения статьи о ностроевском Регламенте о Едином реестре членов саморегулируемых организаций и их обязательств, а также просьбы читателей многоуважаемого сайта За-Строй.РФ, наша команда приняла решение провести анализ Регламента НОПРИЗ о Едином реестре членов СРО и их обязательств, подготовив соответствующий материал, который и представляем.
Сначала позволю ответить на один животрепещущий вопрос, прозвучавший в комментариях к предыдущей публикации. Комментатор по имени Сроница не является моей супругой. Над материалами работает коллектив одной из саморегулируемых организаций.
Ну, а теперь перейдём к самому Регламенту, представленного Национальным объединением изыскателей и проектировщиков. Нопризовский существенно отличается от ностроевского. Нам в СРО даже показалось, что НОСТРОЙ использовал Регламент НОПРИЗ в качестве стартового документа для разработки своего Регламента.
На эту мысль нас навело то, что нопризовский Регламент был утверждён Советом Национального объединения 30 июня этого года (протокол № 53), а появился на официальном сайте НОПРИЗ только за три дня до вступления в силу. Показательно также то, что практически ни одна СРО не знала о том, что такой Регламент утверждён. То ли не читает никто протоколы заседаний Совета на сайте данного Нацобъединения, то ли настолько всё было засекречено, чтобы не переделывать до вступления в силу… В общем, тёмный лес.
НОПРИЗ, в отличие от НОСТРОЙ, выбрал способ предоставления сведений из Единого реестра членов СРО в виде одной выписки, которую сам и будет выдавать по запросам заинтересованных лиц. Такие выписки будут выдавать бесплатно в бумажном или электронном виде (по желанию запросившего лица) в срок не более 5-ти рабочих дней с момента поступления запроса в НОПРИЗ. При этом Нацобъединение обязательно уведомит саморегулируемые организации о поступлении запроса на выдачу выписки из Единого реестра членов СРО. Как уведомит – этого, к сожалению, регламент не описывает.
Таким образом, НОПРИЗ полностью на себя принял все обязательства и ответственность за выдачу выписок из Единого реестра членов СРО. Что несомненно является положительным моментом для саморегуляторов. Однако не совсем понятно, в каких целях (они тоже не описаны) Нацобъединение будет уведомлять СРО о поступивших запросах на выдачу выписок.
Саморегулируемые организации, скорее всего, не успеют при необходимости внести уже какие-либо изменения в отношении члена СРО. Не ясно также, будет ли вестись какая-либо статистическая информация по каждому члену СРО о выданных выписках из Единого реестра и где её саморегуляторы могут посмотреть? Иногда СРО такая информация необходима для анализа деятельности своих членов.
Сама структура выписки НОПРИЗ отличается как от предложенных выписок НОСТРОЙ, так и выписок по форме, утверждённой приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 года № 86. Различие выписок из Единого реестра членов СРО повлечёт долгое непонимание заказчиков, потребителей, государственных органов о правомерности сведений в них и возможности их применения для проведения конкурентных процедур и заключения договоров.
В этом искусственно созданном Национальными объединениями правовом хаосе пострадают все: СРО, их члены и сами НацОбы. Не понятно, почему два Нацобъединения не смогли договориться о единой форме выписки и о едином Регламенте? И это при том, что Единые реестры членов СРО и их обязательств созданы на одной платформе и едином программном обеспечении. Что сделано, то сделано. Остаётся ждать массу запросов, на которые надо придумать ответы (что в них отвечать – мы пока не понимаем).
В целом система представления саморегуляторами информации в Единый реестр членов СРО практически не будет отличаться от той, что прописал у себя в Регламенте НОСТРОЙ. Также через личные кабинеты Оператор СРО за своей ЭЦП будет передавать пакет изменений в виде файла pdf, в котором будут собраны как сами сведения, так и документы, подтверждающие их обоснованность. Разница в том, что НОПРИЗ определил формат таких документов, а НОСТРОЙ нет. Но и файлы pdf является тоже разными, с распознанным текстом для его копирования и без такового. Похоже, что тут возникнут споры до внесения изменений в Регламент.
Пунктом 5.2.1. Регламента предусмотрено:
С помощью процедуры автоматической валидации осуществляется проверка пакета изменений на предмет его соответствия структуре установленного образца, а также полноты заполнения сведений.
Как видим предполагается, что должен быть некий установленный образец пакета изменений. Но нам не удалось его найти в Регламенте. Может, кто-то знает, где этот образец должен быть и где его можно посмотреть?
Также, как и в НОСТРОЙ, сначала происходит автоматическая валидация, а потом модерация сотрудником НОПРИЗ представленного пакета изменений. Как видим, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков тоже наступило на «грабли» самовольного изменения требований подпункта «д» пункта 9 Правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утверждённых постановлением Правительства РФ № 945 от 28 мая 2022 год.
Изменения также отразились в разделе Регламента «определения и термины», где описывается такое понятие как «Форматно-логическая проверка», вместо автоматической форматно-логической проверки.
Ну, что тут можно сказать – похоже, за такие вольности прилетит и НОПРИЗ…
Позволю процитировать пункт 5.2.2 Регламента:
Пакет изменений, успешно прошедший процедуру автоматической валидации, направляется оператором СРО на модерацию. Направление пакета изменений на модерацию осуществляется в день принятия решений, которые влекут за собой изменение в реестре членов СРО, до 24:00 по местному времени.
Мы долго пытались понять и посчитать, в какой же конкретно срок пакет изменений попадает после валидации на модерацию, но так и не смогли этого сделать. Может, кто-то понимает второе предложение этого пункта?
Что же такое модерация в понимании Регламента НОПРИЗ – об этом нам рассказывает пункт 5.3.2 в котором описываются случаи не внесения сведений в Единый реестр по существенным замечаниям. Приведём некоторые из них:
в) несоответствие сведений при прохождении форматно-логической проверки согласно следующим критерием:
- отсутствует или неверно указан реквизит документа;
- неверно указаны реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- допущены грамматические, логические, орфографические, пунктуационные ошибки.
Вот тут стало очень интересно. Оказывается, сотрудники НОПРИЗ теперь будут следить за грамотностью сотрудников СРО. Не смешно, товарищи!
Преимуществом нопризовского Единого реестра членов СРО перед ностроевским является то, что информация о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО может размещаться самой саморегулируемой организацией с использованием функционала МОКОДО (модуль контроля договорных обязательств). Это такой модуль, который позволяет загрузить сведений из Интернета. Но почему СРО это делает, а не НОПРИЗ? Попытка снять ответственность – не пройдёт.
Но и здесь не всё так просто, оказывается. НОПРИЗ вправе принять решение о прекращении СРО доступа к функционалу МОКОДО по следующим основаниям:
Тут наша команда умышленно оставляет написанное без комментариев, так как знает, что коллеги и читатели сами разложат и расставят всё по своим местам.
Пункт 4.5 Регламента говорит о том, что сведения о фактическом совокупном размере подлежат корректировке по мере необходимости. Кто-то знает, когда эта необходимость наступает? А как же тогда требования Градостроительного кодекса РФ о ежегодном расчёте фактического совокупного размера обязательств. В общем, и здесь не хватило духа и смелости в НОПРИЗ принять выверенное решение, согласно ГрК РФ.
И напоследок ещё одна не маловажная изюминка Регламента НОПРИЗ – это установление требований в нём к документам СРО и срокам их представления.
Подпункты 1,8, 9 пункта 4.1 Регламента предусматривают такой документ от СРО как уведомление. Подпунктом 14 этого же пункта дополнительно необходимо указать реквизиты документа. На основании которого вносятся сведения. Таким образом, в некоторых случаях придётся составлять некое уведомление, например, для изменения реквизитов членов СРО и запрашивать от членов письма о таких изменениях. Но, как мы знаем, во многих СРО уже дано исключили такую бюрократию, так зачем её снова плодить?
Что касается сроков:
4.4. Сведения, указанные в пункте 4.1 настоящего Регламента, подлежат направлению в НОПРИЗ в день принятия решения, если иной срок не установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Видимо, лень было сопоставить со статьёй 7 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Теперь каждая СРО сама будет разбираться в сроках представления информации в реестр членов СРО и Единый реестр.
***
По итогам анализа двух Регламентов можно смело сказать, что лучшего из них нет. Оба Регламента подлежат серьёзной переработке.
А пока они будут перерабатываться, непонятно, как СРО по ним работать и вносить изменения в свои внутренние документы…
С уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
05.09.22 в 15:03
У меня возникло много вопросов. Например, странно, что авторов статьи удивляет безразличие СРО к Протоколам Совета. Так же, удивление относительно отсутствия договоренностей между НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Это преследует нас всё существование саморегулирования. В остальном, сырые документы не готовые к применению, что и было уже сказано.
Безразличие - это прямое следствие осознания объективной невозможности повлиять на принимаемые решения.
Осознание объективного нежелания влиять на принимаемые решения. Саморегуляторы могут, но не хотят ввиду разных обстоятельств каждого. Или не чист на руку, или трус. Есть другое мнение? Готов услышать.
Цитата: "Не понятно, почему два Нацобъединения не смогли договориться о единой форме выписки и о едином Регламенте"?
Очень даже понятно. Чтобы сохранить свою независимость и самостоятельность, НОПРИЗ и НОСТРОЙ будут формально (по незначительным вопросам) стараться максимально отличаться друг от друга.
Цитата: "Также, как и в НОСТРОЙ, сначала происходит автоматическая валидация, а потом модерация сотрудником НОПРИЗ представленного пакета изменений".
И здесь тоже понятно, почему, наоборот, принято однотипное решение в НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Это инструмент выкручивания рук и других частей у СРО под прикрытием заботы о чистоте Единого реестра членов СРО.
На сегодняшний день при попытке, как было раньше, из Единого реестра членов СРО скачать сведения о члене одним файлом PDF, всплывает уведомление о высылке такого файла в течении 5 рабочих дней на указанную вами электронную почту.
Автоматизированной системе надо 5 рабочих дней, чтобы это сделать? Или это умышленное затягивание получения сведений в целях создания своих платных источников получения сведений "день в день"???
Я вот не совсем понимаю как НОСТРОЙ в очередной раз удасться сделать деньги из ветра?? Они ведь не смогут официально продавать сведения день в день??
НОСТРОЙ дает только карточку...
НОПРИЗ же пишет "Запрос принят. Ожидается ответ в течение 5 рабочих дней."
Кем "ожидается ответ"? НОПРИЗом?
«Не закрывайте и не перезагружайте страницу, а то встанете в конец очереди….»
Что-то сразу сайт икеи вспомнился)))))
Рассказываю про "уведомление СРО о направлении запроса на выписку" и почему 5 рабочих дней.
Сейчас в ЛК СРО по факту направления запроса на выписку в электронном виде появляется соответствующая информация, причем есть кнопка "ПРИНЯТЬ" и "ОТКЛОНИТЬ" запрос на выписку.
При нажатии кнопки "ОТКЛОНИТЬ" появляется поле для указания причины отклонения.
По вопросу полномочий и оснований для принятия или отклонения Ноприз не уведомлял.
Очень интересно, но к сожалению совсем непонятно. Прошу пояснительную записку к комментарию у Ммминточку. Если это возможно.
что именно непонятно? Рассказал как сейчас НОПРИЗ уведомляет СРО о том, что член этого СРО запросил выписку из реестра.
Какой смысл заключается в принятии или отклонении уведомления о запросе выписки из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций?
Не могу пояснить, регламент на этот счет ничего не сообщает. Но сейчас процесс проходит именно так.
Регламент, так же как и его анализ я читал. Думал у Вас есть более подробная информация, которая не содержится на бумаге. Которая по моему личному мнению претерпит ещё изменения.
Благие намерения Минстроя России унифицировать реестры членов СРО, сделать их более открытыми и независимыми для всех участников строительного процесса, в очередной раз извращаются НОПРИЗом и НОСТРОем в интересах определенного круга лиц???
А Минстрой делает что-то без ведома НОСТРОЙ? По моим ощущениям нет.
Я скажу так… сейчас в Минстрой начнутся жалобы и просьбы, а они (она) начнёт писать воду и защищать…
В очередной раз посетила мысль: а не объединить ли их? Пользы вряд ли , но вреда меньше это точно!
Для любого действия в сфере саморегулирования необходима сплочённость и озвучивание во всеуслышание, а не в кулуарах Съезда Национального объединения строителей, своей позиции. Вы всегда найдёте приверженцев Вашей идеи и оппонентов. Кого будет в данном вопросе больше, на той стороне будет сила. Тут стоит сделать оговорку: если Ваши сообщники не дадут заднюю под занавес.
Основная масса включает ту скорость какую велит начальство, а я думаю Глушков и К эту идею поддержат :=))